г. Пермь |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А60-44921/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Шаламовой Ю.В., Шаркевич М.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моор О.А.
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга - Фефилов А.В., служебное удостоверение, доверенность от 14.12.2023, диплом;
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 ноября 2023 года
по делу N А60-44921/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агросервис ЕКБ" (ИНН 6670394898, ОГРН 1156658106978)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Екатеринбурга (ИНН 6660010006, ОГРН 1046603571508)
о признании недействительным решения о принятии обеспечительных мер N 17/1 от 15.06.2023 в части приостановления операций по счетам в банках,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АГРОСЕРВИС ЕКБ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения о принятии обеспечительных мер от 15.06.2023 N 17/1 в части приостановления операций по счетам в банках на общую сумму 58 818 586 руб. 14 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 ноября 2023 года заявленные требования удовлетворены, решение инспекции о принятии обеспечительных мер от 15.06.2023 N 17/1 в части приостановления расходных операций по счетам признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе налоговый орган указывает, что в обоснование необходимости принятия решения о принятии обеспечительных мер инспекцией указано на следующие обстоятельства, препятствующие исполнению решения от 16.02.2023 N 17: в ходе выездной проверки установлена схема ухода от налогообложения по взаимоотношениям с контрагентами-поставщиками, в связи с чем сумма доначисленных налогов составляет около 70 029,40 тыс. рублей. Финансовое положение общества ухудшается: снижение выручки от реализации товаров (работ, услуг) в 2022 году по сравнению с 2021 годом составила 204 265,60 тыс. рублей; коэффициент текущей ликвидности организации - 0,92; коэффициент абсолютной ликвидности - 0,03, что свидетельствует о неэффективном управлении ресурсами организации. При анализе картотеки арбитражных дел установлено, что ООО "Агросервис ЕКБ" в 2019-2022 годах являлось ответчиком в 13 судебных процессах (по 10 арбитражным процессам проиграно в суде по неосновательному обогащению в сумме 2 073 747 рублей). Из анализа движения денежных средств по расчетным счетам следует вывод о снижении поступлений денежных средств в 2022 году на 249 033 тыс. руб. по сравнению с 2021 годом. Общество производит снятие наличных денежных средств с расчетных счетов (в 2021 году - 7 065 000 руб., в 2022 году - 2 600 000 руб.). С целью оценки имущественного положения заявителя налоговым органом направлены запросы в органы Росреестра и Ростехнадзора, из полученных ответов следует, что недвижимое имущество и самоходная техника на праве собственности у заявителя отсутствует. По информации органов ГИБДД, в период проведения выездной налоговой проверки обществом отчуждено транспортное средство - легковой автомобиль БМВ 730LD XDRIVE. У общества нет готовой продукции, на которую может быть наложено обеспечение, как на дату приятия обеспечительных мер, так и на текущий момент, а данные бухгалтерского учета общества не соответствуют фактическому объему продукции.
В судебном заседании представитель налогового органа на доводах апелляционной жалобы настаивал, просил приобщить к делу дополнительные доказательства, приложенные к ходатайству от 19.01.2024.
На основании части 2 статьи 268 АПК РФ причины непредставления доказательств в суд первой инстанции признаны уважительными, в связи с чем апелляционный суд определил приобщить их к материалам дела.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что на основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в отношении ООО "Агросервис ЕКБ" проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой вынесено решение N 17 от 16.02.2023 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен налог на добавленную стоимость (НДС) в сумме 55 074 193 руб., налог на прибыль организаций в сумме 19 339 750 руб., общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 6 251 934 руб.
Решением УФНС России по Свердловской области от 13.06.2023 N 13-06/16175@ жалоба заявителя удовлетворена в части НДС в размере 345 050 руб., налога на прибыль - 9 358 710 руб., штрафов в сумме 543 075 руб.
По итогам апелляционного обжалования общая сумма доначислений по результатам выездной налоговой проверки составила 70 419 042 руб.
В целях обеспечения исполнения решения от 16.02.2023 N 17 инспекцией в порядке пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) вынесено решение от 15.06.2023 N 17/1 о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа имущества на сумму 11 600 455,86 руб., в том числе:
- основные средства (третья группа) - 8 689 108,44 руб.,
- материалы (четвертая группа) - 2 911 3547,42 руб.
В остальной сумме по решениям от 21.06.2023 N N 13032, 13033, 13034, 13035, 13036, 13037, 13038, 13039, 13040 приостановлены расходные операции по счетам общества в банках: ПАО "Сбербанк России" (Свердловское отделение N 7003), ПАО "Росбанк", ПАО "Банк Уралсиб", ПАО "Банк ВТБ", ПАО Банк "Финансовая корпорация Открытие", ПАО "МТС-Банк", ПАО Социальный коммерческий банк Приморья "Примсоцбанк", АО "Тинькофф Банк", АО "Альфа Банк".
Решением Управления от 23.08.2023 N 13-06/23608@ решение о принятии обеспечительных мер от 15.06.2023 N 17/1 оставлено без изменений.
Полагая, что решение о принятии обеспечительных мер от 15.06.2023 N 17/1 в оспариваемой части не соответствует положениям НК РФ, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом нарушена очередность, установленная пунктом 10 статьи 101 НК РФ.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ (пункт 2 статьи 45 НК РФ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 101 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководителе (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.
Обеспечительные меры, указанные в пункте 10 статьи 101, могут быть приняты руководителем (заместителем руководителя) налогового органа до вступления в силу решения о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 10 статьи 101 НК РФ определено, что обеспечительными мерами могут быть:
запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа (подпункт 1);
приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 Кодекса (подпункт 2).
При этом приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Из приведенных положений НК РФ следует, что обеспечительные меры, указанные в пункте 10 статьи 101 НК РФ, направлены на оперативную защиту интересов бюджета с целью предотвращения ситуаций, когда вследствие истечения определенного времени на процедуру принудительного взыскания налогов во внесудебном порядке может возникнуть затруднительность либо невозможность исполнения принятого решения налогового органа по причине отчуждения (иного вывода) налогоплательщиком своих активов.
Исходя из положений пункта 10 статьи 101 НК РФ решение налогового органа о принятии обеспечительных мер должно отвечать установленным налоговым законодательством принципам обоснованности и мотивированности, что предполагает наличие документального подтверждения обстоятельств, достоверно свидетельствующих, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение требований налогового органа.
Из данного пункта также следует, что налоговый орган не вправе произвольно применять обеспечительные меры, поскольку для их применения необходимы достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Законодательством о налогах и сборах определено, что приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении й ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи 101 НК РФ.
При этом нормами налогового законодательства не предусмотрено каких-либо исключений из состава имущества, в отношении которого могут быть применены обеспечительные меры в виде запрета на его отчуждение и передачу в залог.
Между тем налоговым органом решение о приостановлении операций по счетам в банке вынесено в нарушение установленной Кодексом очередности принятия обеспечительных мер (при наличии иного имущества у общества).
Так, согласно представленным документам бухгалтерского учета по состоянию на 30.06.2023 у налогоплательщика имеются запасы готовой продукции на сумму более 81 215 282,57 руб. Однако при принятии оспоренного решения инспекцией состав запасов общества исследован не был, запрет на отчуждение на готовую продукцию не наложен.
При принятии решения о приостановлении расходных операций по счетам заявителя инспекцией нарушены требования подпункта 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ, предусматривающие возможность такого приостановления только после наложения запрета на отчуждение имущества.
Вопреки доводам жалобы, затруднительный характер наложения обеспечительных мер на материалы и запасы не может являться основанием для нарушения требования подпункта 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ.
До полного исследования состава имущества, на которое может быть наложена обеспечительная мера в виде запрета на отчуждение, у налогового органа отсутствовали основания для принятия обеспечительной меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке.
ООО "Агросервис ЕКБ" в обоснование требований указало, что осуществляет деятельность по убою скота (КРС) на двух бойнях, расположенных в Свердловской области, является крупным поставщиком говядины, более того, единственной организацией в Свердловской области, которая осуществляет санитарный убой скота.
Согласно письму N 06-01-82/14264 от 23.06.2023, направленному Министерством агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области в адрес УФНС России по Свердловской области, ООО "Агросервис ЕКБ" является особо значимой организацией в Свердловской области по поставке мясной продукции в регионе.
Судом установлено, а инспекцией не опровергнуто, что у общества имеется множество действующих договоров на поставку говядины и другой мясной продукции, в том числе с крупными поставщиками продуктов питания (мясной продукции). В рамках вышеуказанных договоров ООО "Агросервис ЕКБ" обязано поставить продукцию до конца 2023 года (в 3 и 4 квартале) на сумму более 300 000 000 руб.
Для выполнения своих обязанностей по договорам заявителю постоянно необходимо производить закуп крупнорогатого скота (КРС). Закуп скота (КРС) ООО "Агросервис ЕКБ" производит у сельскохозяйственных и торговых предприятий. Заявителем заключены договоры на закуп скота с такими предприятиями как ООО "Агрофирма Ирбитская", ООО ПКЗ "Дубровский", ООО "Агро С", ООО "Ямашторг" и др. Большинство договоров с поставками КРС заключены на условиях предварительной оплаты. Соответственно для своевременного закупа скота и поставки продукции покупателя в рамках действующих договоров заявитель постоянно несет расчеты с поставщиками.
Доказательств отсутствия у налогоплательщика имущества, подлежащего принятию в обеспечение, а также доказательств того, что совокупная стоимость имущества по данным бухгалтерского учета меньше суммы недоимки, пеней, штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговым органом не представлено.
На основании изложенного суд первой инстанции верно заключил, что решение о принятии обеспечительных мер от 15.06.2023 N 17/1 в части приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке на общую сумму 58 818 586 руб. 14 коп. принято с нарушением очередности принятия обеспечительных мер, установленной пунктом 10 статьи 101 НК РФ, при отсутствии предусмотренных законом оснований.
Указанные действия налогового органа нарушили права и законные интересы налогоплательщика, поскольку лишили последнего возможности осуществлять в полном объеме предпринимательскую деятельность.
Кроме того, суд апелляционной инстанции исходит из того, что обязанность проверки наличия имущества и его стоимости возложена на налоговый орган, а не налогоплательщика. Эту обязанность налоговый орган должен был исполнить самостоятельно до принятия обеспечительной меры по приостановлению операций по счетам в банках, в том числе и с учетом того, что у налогового органа имеется подобная информация из отчетности общества.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 ноября 2023 года по делу N А60-44921/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-44921/2023
Истец: ООО "АГРОСЕРВИС ЕКБ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КИРОВСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА