Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28 октября 2024 г. N Ф10-2608/24 настоящее постановление оставлено без изменения
10 апреля 2024 г. |
Дело N А84-5908/2021 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09.04.2024 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.04.2024 г.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Оликовой Л. Н., судей Вахитова Р. С., Котляровой Е. Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гордон А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя на определение Арбитражного суда города Севастополя от 15.12.2023 г. по делу N А84-5908/2021
по заявлению кредитора Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя
о включении требований в размере 1 740 000 руб. в реестр требований кредиторов в отношении Николаенко Андрея Александровича
в рамках дела о банкротстве Николаенко Андрея Александровича
при участии: от апеллянта Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя - Буркова Е. А. представитель по доверенности; от Николаенко А. А. - Дорожкин А. Д. представитель по доверенности
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 24.02.2022 г. в отношении Николаенко А. А. введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утверждена Тумакова Н. А.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 17.10.2022 г. Николаенко А. А. признан несостоятельным (банкротом), введена реализация имущества должника, финансовым управляющим утвержден Вашеняк С. В.
Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя обратился в арбитражный суд с заявлением о включении требований в размере 1 740 000 руб. в реестр требований кредиторов в отношении Николаенко А. А.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 15.12.2023 г. в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с определением суда, Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит суд отменить оспариваемое определение и включить требования в размере 1 740 000 руб. в реестр требований кредиторов должника. Жалоба мотивирована несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Апеллянт считает, что судом первой инстанции не дана правовая оценка невыполнению КФХ Николаенко А. А. существенного условия дополнительного соглашения N 1 от 10.04.2019 г. о закладке до 31.12.2019 г. за счет собственных средств 2300 штук саженцев фундука для достижения фермером показателей результативности Бизнес-проекта развития КФХ в соответствии с условиями выдачи и использования субсидии в виде гранта в рамках реализации государственной программы поддержки начинающих фермеров, а также не принят во внимание судебный акт, имеющий преюдициальное значение - определение Арбитражного суда города Севастополя от 28.08.2020 г. по делу А84-4200/2019 о банкротстве индивидуального предпринимателя главы КФХ Николаенко А. А., на основании которого требования Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя в размере 1 740 000 руб. включены в реестр требований кредиторов КФХ.
Судебное заседание откладывалось для уточнений позиций, в том числе уполномоченного органа УФНС по городу Севастополю относительно полномочий по включению требований Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя в реестр требований кредиторов должника.
От УФНС по городу Севастополю поступили пояснения, в которых выражена позиция относительно правомерности предъявления Департаментом сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя требований по денежным обязательствам перед бюджетом субъекта РФ.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы в полном объеме с учетом дополнительных пояснений.
Представитель Николаенко А. А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему, представив дополнительные доказательства в обоснование исполнения должником дополнительного соглашения N 1 от 10.04.2019 г.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", ч. 1 ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
На основании п. 2 ст. 213.8 Закона о банкротстве для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 настоящего Федерального закона. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.
Требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 настоящего Федерального закона.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 21.01.2021 г. по делу N А84-4200/2019 КФХ Николаенко А. А. признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Мустафаев Э. И. Требования Департамента сельского хозяйства города Севастополя от 28.08.2020 г. в размере 1 740 000 руб. включены в третью очередь реестра требований кредиторов КФХ Николаенко А. А.
Из выписки из ЕГРИП следует, что деятельность КФХ прекращена 21.01.2021 г. На основании определения суда от 21.09.2021 г. производство по делу о банкротстве КФХ Николаенко А. А. прекращено в связи с отсутствием имущества и денежных средств для проведения процедуры банкротства.
Согласно пункту 5 статьи 23 Гражданского кодекса РФ граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Указанная норма закрепляет имущественную ответственность физического лица независимо от наличия статуса индивидуального предпринимателя или КФХ не разграничивает имущество гражданина как физического лица либо как индивидуального предпринимателя или Главы КФХ.
Таким образом, положения статей 23, 24 ГК РФ не разделяют имущество физического лица на имущество индивидуального предпринимателя и на иное имущество, не связанное с предпринимательской деятельностью.
Из системного толкования указанных положений Гражданского кодекса следует, что прекращение лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не освобождает данное лицо от обязательств, возникших в период осуществления им индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица, равно как и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. В случаях прекращения регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или Главы КФХ, возникшие в период деятельности долги переходят к физическому лицу.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 14.07.2016 г. между Департаментом и главой К(Ф)Х Николаенко А.А. заключено Соглашение N 4 "О предоставлении и использовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам сроком на 5 лет" (т.2 л.д. 37-43).
Денежные средства гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство в размере 1 740 000 руб. перечислены Департаментом на расчетный счет главы К(Ф)Х Николаенко А.А. согласно платежным поручениям N 545391 от 16.08.2016, N 547390 от 17.08.2016, N 561878 N 31.08.2016.
В соответствии с подпунктом 3.2.2 пункта 3.2 Соглашения в обязанности фермера входит в течение 5 лет со дня получения гранта на расчетный счет осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории города Севастополя и развивать его согласно представленному на конкурсный отбор бизнес плану.
На конкурсный отбор в Департамент фермером был представлен вх. N 05 от 10.06.2016 Бизнес-план по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства "Создание сада фундука", в соответствии с которым основным видом деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства является выращивание орехов и оптовая торговля непереработанными орехами. Финансовую структуру указанного Бизнес-проекта составляют План производства и реализации продукции на каждый год проекта и выручка от реализации по направлениям деятельности по годам за срок реализации проекта.
Согласно плановым показателям на третий год реализации Бизнес-проекта выручка от реализации выращенного фундука должна составлять 1 755 000,00 руб., четвертый год - 2 565 000,00 руб.; пятый год - 3 510 000,00 руб. ( т. 2 л.д. 154-159).
В связи с гибелью у К(Ф)Х в 2018 году 100% саженцев фундука, которое согласно описательной части Представления Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 12.11.2018 N 14 (нарушения в отношении главы К(Ф)Х являются обоснованными в соответствии с постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 по делу N А84-4752/2018) признается неэффективным предоставлением бюджетных средств в форме субсидии крестьянскому (фермерскому) хозяйству, Департаментом предложено фермеру за собственные средства закупить и засадить саженцы фундука, тем самым продолжить осуществление хозяйственной деятельности согласно Бизнес-проекту развития крестьянского (фермерского) хозяйства, с целью достижения фермером показателей результативности Бизнес-проекта развития крестьянского (фермерского)хозяйства, выраженных в натуральных и денежных показателях.
Дополнительным соглашением от 10.04.2019 N 1 к Соглашению, подписанного сторонами, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Николаенко А. А. взял на себя обязательство: "Произвести закладку сада фундука за счет собственных средств на земельном участке по адресу г. Севастополь, за границами населенных пунктов Орлиновского сельского Совета, под N 229 в соответствии со схемой раздела земель КСП "Красный Октябрь", кадастровый номер 91:01:029001, площадью 39335 кв. м. Количество саженцев должно составлять 2300 штук в соответствии с предварительными данными в отчете об использовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство от 27.02.2018 вх. N 1182. Закладка саженцев должна быть произведена до 31.12.2019 года".( т. 2 л.д. 99).
Невыполнение КФХ Николаенко А. А. условий соглашения и дополнительного соглашения послужило основанием для возврата средств, выданных в виде гранта, в размере 1 740 000 руб.
Отказывая во включении требований Департамента в реестр требований кредиторов должника, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности кредитором обстоятельств возврата гранта в связи с неэффективным его использованием, поскольку с даты подписания дополнительного соглашения исчисляются сроки для оценки эффективности использования средств гранта с учетом, что первое плодоношение фундука должно быть 2023 -2024 г.г.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
На основании определения Арбитражного суда города Севастополя от 28.08.2020 г. по делу А84-4200/2019 о банкротстве индивидуального предпринимателя главы КФХ Николаенко А. А. требования Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя в размере 1 740 000 руб. в связи с установлением нарушений должником порядка и использования денежных средств, выданных на основании соглашения о выдаче гранта на создание и развитие КФХ, включены в третью очередь реестра требований кредиторов Индивидуального предпринимателя главы КФХ Николаенко А. А.
Дело о банкротстве N А84-4200/2019 было прекращено в связи с отсутствием средств для финансирования процедуры банкротства.
Департаментом указано, что основанием для включения в реестр требований кредиторов является недостижение показателей результативности Бизнес-проекта развития крестьянского (фермерского) хозяйства "Создания сада фундука", поскольку полностью не обеспечено производство сельскохозяйственной продукции, следовательно, главой К(Ф)Х Николаенко А.А. не выполнены существенные условия дополнительного соглашения.
Пунктом 4.1. Соглашения N 4 от 14.07.2017 г. установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя.
Пунктом 4.4. Соглашения N 4 определено, что при выявлении нецелевого использования бюджетных средств или ненадлежащего исполнения настоящего Соглашения Департамент составляет акт о нарушении условий предоставления гранта и (или) единовременной помощи, в котором указываются выявленные нарушения, срок их устранения и направляет указанный акт в течение пяти рабочих дней в адрес фермера. В случае не устранения нарушений в сроки, указанные в акте, руководитель Департамента принимает решение о возврате гранта и(или) единовременной помощи или их частей в бюджет города Севастополя в установленном порядке. Фермер обязан осуществить возврат гранта в течение 10 рабочих дней с даты получения соответствующего требования.
Указанное Соглашение N 4 заключено 14.07.2016 г. Данные правоотношения урегулированы Постановлением Правительства Севастополя от 27.11.2014 N 512 (ред. от 22.04.2016) "Об утверждении Государственной программы города федерального значения Севастополя "Поддержка начинающих фермеров на период 2015 - 2020 годов" (которое утратило силу 02.02.2017) и Постановлением Правительства Севастополя от 30.12.2014 N 678 (ред. от 30.05.2016) "Об утверждении Положения о порядке предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство" (которое утратило силу 08.09.2016).
Постановлением Правительства города Севастополя N 678 предусмотрены следующие основания для возврата гранта: при непредставлении получателем гранта и единовременной помощи документов, подтверждающих целевое использование гранта и единовременной помощи, в сроки, предусмотренные пунктом 5.3 настоящего Положения, получатель гранта и единовременной помощи обязан вернуть средства бюджета города Севастополя в полном объеме в течение 45 рабочих дней со дня непредставления соответствующих документов (пункт 5.4.); при выявлении факта нецелевого использования полученного гранта и единовременной помощи получатель гранта и единовременной помощи обязан в течение 30 рабочих дней со дня его уведомления Департаментом возвратить бюджетные средства, которые использовались не по целевому назначению (пункт 5.5.).
Исходя из правового смысла приведенных норм следует, что для признания обоснованным требования о возврате субсидии, необходимо в одном случае доказать, что получатель такой субсидии не отчитался о целевом использовании гранта, в другом случае, необходимо доказать нецелевое использование субсидии.
Из условий дополнительного соглашения N 1 от 10.04.2019 г. следует, что повторная закладка сада фундука должна была быть произведена Николаенко А.А. за счет собственных средств, количество саженцев должно составлять 2 300 штук. и срок закладки сада - до 31.12.2019 г.
Между тем, в адрес Департамента документы, подтверждающие факт высадки саженцев до конца 2019 г. в количестве 2 300 шт. от Николаенко А. А. не поступали, в том числе документы бухгалтерской отчетности о приобретении указанных саженцев.
Должник, возражая против заявленных требований, предоставил акт высадки саженцев фундука во исполнение дополнительного соглашения N 1 от 10.04.2019 г. ( т. 2 л.д. 56).
В суде апелляционной инстанции должник представил копии следующих документов: договор купли-продажи от 15.04.2019 г., заключенный между Солодуненко О. С. (продавец) и Николаенко А. А. ( покупатель), о приобретении кокосовой стружки (субстрат) в количестве 24 тонны; акт о приемке работ - засыпка кокосовой стружкой лунок для посадок от 16.04.2019 г., договор купли-продажи от 17.04.2019 г. о приобретении саженцев фундука в количестве 2 450 штук; акт приема-передачи к договору от 18.04.2019 г., акт посадки от 19.04.2019 г., акт N 1 от 30.04.2019 г. об обработке гербицидом.
Суд апелляционной инстанции относится критически к представленным в копиях дополнительным доказательствам, поскольку они представлены в копиях, указанные доказательства отсутствуют в деле о банкротстве КФХ Николаенко А. А. N А84-4200/2019, доказательства не были представлены в Департамент с целью отчета о проделанной работе по исполнению дополнительного соглашения N 1 от 10.04.2019 г., а также они не были предметом исследования в суде первой инстанции, несмотря на то, что обособленный спор рассматривался в суде первой инстанции с апреля 2022 г.
При этом на основании протокола мониторинга N 16 от 20.01.2020 г. зафиксировано, что земельный участок не обработан, замусорен бытовыми отходами, уход за насаждениями не ведется, имеются следы зарастания сорной растительностью, определить количество живых саженцев фундука не представляется возможным, следов закладки саженцев в объеме 2 300 штук на земельном участке комиссией не выявлено. ( т. 2 л.д. 89-90).
Указанное также подтверждается протоколом выездной комиссии по мониторингу от 03.04.2023 N 6/м-23, выезд состоялся при рассмотрении обособленного спора в суде первой инстанции. По результатам осмотра земельного участка Комиссия установила наличие саженцев фундука в количестве 420 штук, а также указано, что земельный участок обработан частично и имеются следы зарастания сорной растительностью.
Представитель должника пояснил, что указанные саженцы фундука, высаженные 19.04.2019 г., прижились, остальные погибли, указал на то, что возраст саженцев соответствует дате высадки в 2019 г., что подтверждается протоколом выездной комиссии и фототаблицей к нему.
Суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении настоящего спора следует принять во внимание не формальный подход должника к осуществлению деятельности по освоению денежных средств, предоставленных в виде гранта, не создание видимости работы по выращиванию фундука, а фактическое выполнение взятых обязательств на основании соглашения N 4 от 14.07.2016 г. и дополнительного соглашения N 1 от 10.04.2019 г.
Согласно части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что должником нарушены обязательства по исполнению соглашения N 4 от 14.07.2016 г. и дополнительного соглашения N 1 от 10.04.2019 г., в связи с чем в соответствии с п. 4.5 которого должник обязан осуществить возврат гранта нецелевого использования, поэтому требования Департамента в размере 1 740 000 руб. о включении в реестр требований кредиторов должника являются обоснованными и законными. Доказательства обратного не представлены.
Кроме того, суд апелляционной инстанции на основании ст. 16, 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ принимает во внимание преюдициальное значение судебного акта - определения Арбитражного суда города Севастополя от 28.08.2020 г. по делу А84-4200/2019 о банкротстве индивидуального предпринимателя главы КФХ Николаенко А. А., на основании которого требования Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя в размере 1 740 000 руб. в связи с установлением нарушений должником порядка и использования денежных средств, выданных на основании соглашения о выдаче гранта на создание и развитие КФХ, включены в третью очередь реестра требований кредиторов Индивидуального предпринимателя главы КФХ Николаенко А.А.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции в соответствии с п.п.1, 2, 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ приходит к выводу об отмене определения Арбитражного суда города Севастополя от 15.12.2023 г. по делу N А84-5908/2021 и вынесении нового судебного акта о признании требований Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя в размере 1 740 000 руб. обоснованными и подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов в отношении Николаенко Андрея Александровича.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Севастополя от 15.12.2023 г. по делу N А84-5908/2021 отменить, разрешить вопрос по существу.
Признать требования Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя в размере 1 740 000 руб. обоснованными и подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов в отношении Николаенко Андрея Александровича.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий одного месяца, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л. Н. Оликова |
Судьи |
Р. С. Вахитов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-5908/2021
Должник: Николаенко Андрей Александрович
Кредитор: ДЕПАРТАМЕНТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, Крупнов Николай Сергеевич, Мустафаев Энвер Искандерович, ООО "Юридическая компания "Правовые Инициативы", Федеральная налоговая служба в лице Управления федеральной налоговой службы по г. Севастополю
Третье лицо: Вашеняк Сергей Васильевич, Саморегулируемая организация Ассоциация арбитражных управляющих "Синергия", СРО ААУ "Синергия", Тумакова Наталия Александровна
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2608/2024
13.09.2024 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3116/2023
10.04.2024 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3116/2023
16.08.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3116/2023
17.10.2022 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-5908/2021