г. Вологда |
|
27 марта 2020 г. |
Дело N А05-13767/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 марта 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 февраля 2020 года по делу N А05-13767/2019,
установил:
индивидуальный предприниматель Кириченко Екатерина Александровна (ОГРНИП 311292022800040, ИНН 292006579888; адрес: 164254, Архангельская область, Плесецкий район, поселок Обозерский) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) о признании незаконным бездействия, выразившееся в уклонении от принятия акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию части лесного участка, арендуемого индивидуальным предпринимателем Кириченко Е.А. на основании договора аренды лесного участка от 09.09.2014 N 1707, в отношении квартала, расположенного в Войборском участковом лесничестве Обозерского лесхоза, и невнесении информации в государственный лесной реестр на основании представленного акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 22.08.2019 N 24-16-02-06-23, а также о возложении на министерство обязанности принять указанный акт и внести документированную информацию в государственный лесной реестр.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 03 февраля 2020 года по делу N А05-13767/2019 заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. В обоснование жалобы ссылается на то, что законодательством установлен режим изменения таксационных показателей, связанных с естественным ходом роста насаждений, который не может быть подменен составлением акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, который может составляться в период проведения таксации лесов. Считает, что полученная информация подлежит использованию при разработке проекта освоения лесов.
Предприниматель Кириченко Е.А. в возражениях на апелляционную жалобу считает приведенные в ней доводы несостоятельными, а решение суда - законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, поскольку представители лиц, участвующих в деле, ознакомленные с постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 808, не возражают против рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие, что следует из имеющихся в деле телефонограмм, то дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, предприниматель Кириченко Е.А. является арендатором лесного участка для целей заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка от 09.09.2014 N 1707, заключенного с министерством на срок по 08.09.2063.
Для уточнения таксационных данных лесоустройства проведено натурное обследование части арендованного лесного участка, по результатам которого составлен акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 22.08.2019 N 24-16-02-06-23.
Для согласования и внесения фактически выявленных несоответствий содержания государственного лесного реестра фактическому составу и возрасту древесины в части рекомендованных видов хозяйственного распоряжения имеющейся на арендованном лесном участке древесины, предприниматель Кириченко Е.А. предоставила министерству с сопроводительным письмом от 28.08.2019 N 2 экземпляр акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 22.08.2019 N 24-16-02-06-23.
Вместе с тем министерство вернуло заявителю акт с сопроводительным письмом от 02.10.2019 N 204-05-23/8966, указав, что данный акт может составляться только в период проведения таксации лесов, а в случае давности материалов лесоустройства в пределах более 10 - 15 лет, необходимо проведение таксации лесов в соответствии с порядком, установленным Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.218 N 122 (далее - Лесоустроительная инструкция).
Не согласившись с этим, предприниматель Кириченко Е.А. 11.10.2019 вручила министерству претензию от 09.10.2019 с приложением указанного акта, которой вновь просила принять указанный акт и внести документированную информацию в государственный лесной реестр.
Поскольку письмом министерства от 07.11.2019 N 204-12/10191 эта претензия оставлена без удовлетворения, предприниматель Кириченко Е.А. обратилась в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, действия (бездействия) государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия их действующему законодательству и нарушения в таких актов, действия (бездействия) прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения, действия (бездействия) возлагается на соответствующие орган, который его принял.
Согласно части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьёй 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьёй 12 ЛК РФ.
Проект освоения лесов представляет собой документ, легитимирующий правоотношения по использованию лесного участка в целях, указанных в договоре аренды.
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, при этом проект освоения лесов содержит сведения о разрешённых видах и проектируемых объёмах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ. Специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешённого использования лесов, определённых договором аренды лесного участка.
В разделе "Сведения о лесном участке" приводится следующая информация: распределение площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса; таксационная характеристика лесных насаждений на лесном участке (по таксационным описаниям, данным сплошного пересчета или натурного обследования).
Раздел "Заготовка древесины" содержит сведения о возрасте рубок и возрасте спелости лесных насаждений для эксплуатационных, защитных лесов и особо защитных участков лесов; установленном объёме заготовки древесины на участке; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, пространственное размещение указанных лесотаксационных выделов, а также пространственное размещение развития дорожной сети на период действия проекта освоения лесов (тематическая лесная карта); общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины.
В силу части 4 статьи 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объёме, превышающем расчётную лесосеку (допустимый объём изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
При подтверждении возможности заготовки иного объёма древесины арендатор вправе в установленном порядке инициировать внесение изменений в договор аренды.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя таксацию лесов.
В соответствии со статьей 69.1 ЛК РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объёма древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
В соответствии с пунктом 5 Лесоустроительной инструкции таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов могут обеспечиваться гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 30 Лесоустроительной инструкции таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и объёмов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Пунктом 31 указанной Инструкции предусмотрена периодичность проведения таксации лесов, которая составляет 10 лет (по первому таксационному разряду), 15 лет (по второму и третьему таксационным разрядам), 20 лет (для резервных лесов). Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (пункт 32 Лесоустроительной инструкции).
В рассматриваемом случае актом несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 22.08.2019 N 24-16-02-06-23 в отношении квартала 89 (выделы 26, 27), расположенного в Войборском участковом лесничестве Обозерского лесничества, подтверждается, что в ходе натурного обследования, проведённого предпринимателем Кириченко Е.А., мастером участка Войборского участкового лесничества государственного казённого учреждения Архангельской области "Обозерское лесничество" Торопиным Н.А., инженером-таксатором Карзиным Д.Е., выявлены несоответствия основных таксационных показателей нормативам точности, установленным лесоустроительной инструкцией, а именно общий запас древесины больше, чем по материалам государственного лесного реестра от 2002 года.
В силу статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр является систематизированным сводом информации о лесах, отражает актуальную и достоверную информацию о состоянии лесных участков. Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и её изменение осуществляется на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 утвержден Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение (далее - Приказ N 496).
Согласно пункту 2.1 Приказа N 496 документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и её изменения, являются следующие акты: о внесении документированной информации в государственный лесной реестр; об изменении документированной информации государственного лесного реестра; о несоответствии данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
Как указано в пункте 4.3 Приказа N 496, акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию. Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным лесоустроительной инструкцией. Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, или лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, или уполномоченным им лицом, не позднее 10 дней с момента проведения натурного обследования.
Суд первой инстанции правомерно отметил, что предприниматель Кириченко Е.А. является арендатором лесного участка, в связи с этим она в силу приведенных выше положений Приказа N 496 вправе инициировать процедуру внесения министерством изменений в документированную информацию государственного лесного реестра при обнаружении несоответствий данных государственного лесного реестра фактическим натурным характеристикам лесного участка.
Государственный лесной реестр, являясь публичным и открытым сводом документированной информации о лесах, должен содержать актуальную и достоверную информацию, обеспечение этого является функцией Министерства, на которое возложена обязанность ведения реестра.
В соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утверждённым приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 31.10.2007 N 282 (далее - Административный регламент), конечным результатом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра является систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках.
Лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, а также органы государственной власти, осуществляющие управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, несут ответственность за полноту и достоверность представляемой для внесения в реестр документированной информации.
В случае выявления несоответствия представленной информации установленным критериям качества, лицам, представившим информацию, направляется за подписью начальника ответственного структурного подразделения уполномоченного органа государственной власти мотивированный отказ в приемке информации, содержащий прямые ссылки на ошибки и указания на необходимость дополнения представленной информации. Мотивированный отказ доводится до лиц, предоставивших информацию, в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации в канцелярии входящего пакета документов. Лица, предоставившие информацию, обеспечивают корректировку необходимой информации и представление скорректированного пакета документов в уполномоченный государственный орган власти не позднее 10 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа (пункт 2.10 Административного регламента).
Ни в письмах, направленных заявителю, ни в ходе судебного разбирательства Министерство не предъявило претензий к указанному акту несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
С учетом изложенного предприниматель Кириченко Е.А. правомерно обратилась в министерство о внесении необходимых изменений в документированную информацию государственного лесного реестра.
При этом приведенные министерством доводы не могут быть приняты, поскольку в силу пункта 2.1 Приказа N 496 акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию является основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения.
Оспариваемое бездействие Министерства нарушает права заявителя как арендатора лесного участка на заготовку древесины по договору аренды, поскольку лес не может быть вырублен, так как лесоустройство не проводилось 17 лет, не переводились насаждения в спелые, характеристики насаждения не менялись, что на сегодняшний день не соответствуют действительности, расчётная лесосека (ежегодный объем заготовки) из-за недостатка лесфонда не вырубается полностью, хотя арендная плата вносится вовремя и в полном объёме.
Министерства утверждало, что при удовлетворении требования заявителя о внесении акта несоответствия в материалы лесоустройства права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской экономической деятельности в части заготовки древесины в установленном объёме восстановлены не будут, поскольку для осуществления заготовки древесины заявителю необходимо будет в установленном порядке внести изменения в условия договора аренды (путём проведения таксации), в установленном порядке внести изменения в проект освоения или разработать новый проект освоения лесов.
Данные доводы также правомерно не приняты судом, поскольку несение соответствующих изменений в государственный лесной реестр позволит заявителю составить и согласовать с министерством новый проект освоения лесов, в соответствии с которым у заявителя появится возможность подать лесную декларацию, на основании которой и осуществляется заготовка древесины.
Следует также отметить, что министерство не высказало каких-либо замечаний относительно формы и содержания представленного предпринимателем акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 22.08.2019 N 24-16-02-06-23.
При принятии решения, судом верно учтена и правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 22.12.2016 N 303-КГ16-17288.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что доводы апелляционной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным министерством суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Архангельской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна. Иное толкование апеллянтом норм материального права не свидетельствуют о неправильном их применении судом первой инстанции.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 февраля 2020 года по делу N А05-13767/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13767/2019
Истец: ИП Кириченко Екатерина Александровна
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Третье лицо: АС Архангельской облати