г.Владимир |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А79-9770/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Александровой О.Ю., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.11.2019 по делу N А79-9770/2019,
по заявлению Зайцева Александра Александровича к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики ОГРН 1022100913130, ИНН 2124009899) с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления имущественных и земельных отношений администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики,
о признании отказа незаконным и обязании устранить нарушения,
при участии представителей: от истца - Павлуниной Л.С. по доверенности от 19.03.2019 сроком на 5 лет, диплому о высшем юридическом образовании;
от ответчика (заявителя) - Лебедевой Т.Н. по доверенности от 14.11.2019 N 121, диплому о высшем юридическом образовании;
от третьего лица - Лебедевой Т.Н. по доверенности от 15.01.2020 N 18, диплому о высшем юридическом образовании;
установил.
Зайцев Александр Александрович обратился в суд с заявлением к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 02.07.2019 N 08/01-5410, в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 21:02:010301:866, площадью 1,0893 га, целевое использование - для содержания и эксплуатации производственной базы по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, 46; а также возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения путем предоставления в собственность и заключения с истцом договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 21:02:010301:866, площадью 1,0893 га, целевое использование для содержания и эксплуатации производственной базы по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, 46, по льготной цене 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление имущественных и земельных отношений администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики.
Решением от 27.11.2019 Арбитражный суд Чувашской Республики заявление удовлетворил.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление имущественных и земельных отношений администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что имущество МУП "Ремсервис" принадлежало на праве хозяйственного ведения, факт продажи муниципального имущества Зайцеву А.А. после 01.07.2012 не предоставляет ему право воспользоваться выкупом земельного участка по льготной стоимости.
Считает, что поскольку первоначальное право собственности на объекты недвижимости приобретены Зайцевым А.А. после 01.07.2012, выкупная цена земельного участка устанавливается в размере кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить.
Представитель истца в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу возразил против доводов заявителя, просил решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Определением суда от 18.02.2020 рассмотрение апелляционной жалобы в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывалось.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно постановлению от 09.07.1999 N 216-5 администрацией г. Новочебоксарска Чувашской Республики принято решение о предоставлении МУП "Ремсервис" земельных участков общей площадью 1,4208 га в постоянное бессрочное пользование, в том числе: 0,9520 га для содержания и эксплуатации базы предприятия, 0,4688 га для складирования сыпучих материалов, расположенные в V территориально-экономической зоне по ул. Промышленная, 46.
Земельные участки площадью 9520,0 кв.м с кадастровым номером 21:02:01:03 45 03, площадью 4688 кв.м с кадастровым номером 21:02:01:03 45 07, расположенные по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, 46, V территориально-экономическая зона принадлежали на праве постоянного (бессрочного) пользования МУП "Ремсервис", согласно свидетельствам от 19.04.2000 серии 21 АА N 121869, от 19.04.2000 серии 21 АА N 121918.
Постановлением главы администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики от 02.02.2004 N 32-2 право постоянного бессрочного пользования МУП "Ремсервис" земельными участками переоформлено на право аренды земельного участка площадью 1,1904 кв.м для содержания и эксплуатации производственной базы по ул. Промышленная, 46 в V территориально-экономической зоне.
При этом в пункте 2 постановления имеется решение об утверждении сложившихся границ земельного участка по результатам межевания от 25.07.2003 и от 19.12.2003 общей площадью 1,6502 га, из которых 1, 1522 га для содержания и эксплуатации производственной базы, 0,0382 га для содержания и эксплуатации подъездной автодороги (общая площадь этих двух участков -1,1904 га).
Во исполнение постановления от 02.02.2004 N 32-2 МУП "Ремсервис" (арендатор) и администрацией г. Новочебоксарска (арендодатель) заключен договор аренды земель несельскохозяйственного назначения от 02.02.2004 N 7, по которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок общей площадью 1,1904 кв.м из земель поселений для содержания и эксплуатации производственной базы по ул. Промышленная, 46, имеющий кадастровый номер 21:02:010301:0235, расположенный в V территориально-экономической зоне.
Из указанного следует, что земельный участок 21:02:010301:0235 образован из земельных участков N 21:02:01:03 45 03 и N 21:02:01:03 45 07.
Данные обстоятельства участниками дела не оспариваются.
02.11.2011 МУП "Ремсервис" и администрацией г. Новочебоксарска заключено дополнительное соглашение N 3 к договору N 7 от 02.02.2004, согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование (в аренду) земельный участок из земель населенного пункта города Новочебоксарска с кадастровым номером 21:02:010301:866 площадью 1,0893 га для содержания и эксплуатации производственной базы по ул. Промышленная.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 21:02:010301:866 площадью 1,0893 га, категория: земли населенных пунктов, расположен по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, участок образован из земельного участка с кадастровым номером 21:02:010301:235 (л.д. 81-82).
На земельном участке с кадастровым номером 21:02:010301:866 имеются объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Зайцеву Александру Александровичу на основании договоров купли-продажи от 2016 года, заключенных по результатам торгов по продаже имущества банкрота - МУП "Ремсервис": производственный корпус с административным зданием; здание центр, склада, гаража и колерного участка; пилорама; проходная, о чем в материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права от 08.04.2016 и от 14.07.2016.
В связи с чем, 16.08.2016 Управлением имущественных и земельных отношений администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики (арендодатель) и Зайцевым Александром Александровичем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка г. Новочебоксарска N 55, по которому арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование (в аренду) земельный участок площадью 1,0893 га из земель населенного пункта города Новочебоксарска, имеющий кадастровый номер 21:02:010301:866, расположенный по ул.Промышленная, 46 для содержания и эксплуатации производственной базы.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи 16.08.2016.
Государственная регистрация договора произведена 16.09.2016.
Для выкупа арендуемого земельного участка, расположенного под объектами, принадлежащими заявителю, Зайцев А.А. заявлением, полученным заинтересованным лицом 18.06.2019, просил предоставить земельный участок с кадастровым номером 21:02:010301:866 в собственность путем заключения договора купли-продажи без проведения торгов по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Письмом от 02.07.2019 N 08/01-5410 администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики сообщила заявителю, что продажа земельного участка по льготной цене не представляется возможной, поскольку согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, заявитель обратился с заявлением о выкупе земельного участка после 01.07.2012, и его право на здания возникло после этой даты.
Полагая данный отказ незаконным, Зайцев А.А. обратился в Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики с заявлением о признании его незаконным.
Определением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 19.08.2019 N М-1677/2019 в принятии заявления Зайцеву А.А. отказано, поскольку суд счел, что дело подсудно арбитражному суду.
В связи с чем 22.08.2019 Зайцев А.А., не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия государственного органа недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В силу пункта 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса, стороны должны руководствоваться Законом N137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Перечень документов для предоставления земельного участка без проведения торгов указан в пункте 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Пунктом 2.2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ установлено, что собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса.
При этом с 01.07.2012 собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, если в период со дня вступления в силу Закона N 137-ФЗ до 01.07.2012 в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
Из норм пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ следует, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации в пределах 2,5 % кадастровой стоимости участков, расположенных в местности, не являющейся городом с численностью населения свыше 3 млн. человек.
В соответствии с толкованием, данным Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 01.10.2009 N 1129-О-О, ограничительное толкование оспариваемого положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" привело бы - в нарушение закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства - к неравному подходу по отношению к собственникам недвижимого имущества как субъектам права, находящимся в равном положении.
По смыслу данного законоположения и с учетом преследуемых законодателем общих целей правового регулирования, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях - независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.
Судом установлено, что право постоянного бессрочного пользования участком прежним землепользователем МУП "Ремсервис" было переоформлено на право аренды в 2004 году, то есть, до 01.07.2012.
Спорный участок находится в городе Новочебоксарск Чувашской Республики с населением менее 3 миллионов человек.
При изложенных обстоятельствах заявитель имеет право на выкуп спорного земельного участка по льготной цене в размере двух с половиной процентов от кадастровой стоимости.
Такой правовой подход соответствует правовой позиции, сформулированой в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2015 по делу N 310-КГ14-5503, согласно которой из буквального содержания пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ следует, что до 01.07.2012 года продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по льготной цене осуществлялась юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении только ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Пунктом 2.2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что с 01.07.2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 данного Федерального закона, в том числе в случае, если в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 01.07.2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
При этом для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, достаточно установить факт своевременного (до 01.07.2012) переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды предыдущим собственником.
Учитывая, что МУП "Ремсервис" (прежний землепользователь) переоформило право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды до 01.07.2012, заявитель оформил право собственности на здания, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ выкупная цена участка подлежит определению в льготном размере два с половиной процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Судом первой инстанции отмечено, что заявитель, являясь собственником расположенных на земельном участке объектов недвижимости, имеет исключительное право на выкуп земельного участка в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако, заинтересованным лицом заявителю отказано в реализации такого права.
В связи с изложенным, суд первой инстанции счел оспариваемый отказ незаконным и нарушающим право заявителя на выкуп земельного участка, расположенного под находящимися в его собственности объектами недвижимости.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативного правового акта указывает в том числе на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В порядке абзаца третьего части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязывает заинтересованное лицо устранить допущенное нарушение прав заявителя.
При таких обстоятельствах, суд правомерно указал, что Администрация незаконно отказала в выкупе земельного участка по льготной цене.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Зайцева А.А.
Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.11.2019 по делу N А79-9770/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9770/2019
Истец: Зайцев Александр Александрович
Ответчик: Администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВОЧЕБОКСАРСКА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-151/20
28.07.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-11353/20
24.03.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-151/20
27.11.2019 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-9770/19