г. Ессентуки |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А22-1762/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2020.
Постановление в полном объёме изготовлено 23.03.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В., судей: Луговой Ю.Б., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Калмыкия, апелляционную жалобу истца - Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10.01.2020 по делу N А22-1762/2019 (судья Садваев Б.Б.),
принятое по иску Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия (ОГРН 1130800000847, ИНН 0816991099) к товариществу собственников жилья "Автомобилист" (ОГРН 1030800772573, ИНН 0814061919), об обязании перечислить накопленные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в общем размере 566 291 руб. 32 коп., а также обязании предоставить документы и информацию, связанную с открытием и ведением специального счета для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома,
при участии в судебном заседании представителей: Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия - Андреева А.А. (по доверенности от 09.01.2020), товарищества собственников жилья "Автомобилист" - Неминовой Р.К. (по доверенности от 20.12.2019),
от третьих лиц Администрации города Элисты и Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия - не явились, извещены, надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия (далее - истец, региональный фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Автомобилист" (далее - ответчик, товарищество, ТСЖ "Автомобилист") об обязании перечислить накопленные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в общем размере 566 291 руб. 32 коп., а также обязании предоставить документы и информацию, связанную с открытием и ведением специального счета для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по своевременному внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в отношении квартир, находящихся в управлении ответчика.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец неоднократно изменял исковые требования и в окончательной редакции от 02.10.2019 просил об обязании ответчика исполнить возложенную на владельцев специального счета обязанность по перечислению остатка денежных средств, находящихся на специальном счёте 40703810960300012099, открытого в ПАО "Сбербанк России" для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Элиста, 8 микрорайон, д. 57, на счёт регионального оператора - Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия, а также обязании передать документацию и информацию, связанную с открытием и ведением специального счета.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10.01.2020 по делу N А22-1762/2019 в удовлетворении исковых требований Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Не согласившись с принятым судебным актом от 10.01.2020 по делу N А22-1762/2019, истец - региональный фонд, обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований фонда к товариществу в полном объёме. Также просит взыскать с товарищества расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.
Определением апелляционного суда от 21.02.2020 апелляционная жалоба принята к производству арбитражного суда апелляционной инстанции и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 16.03.2020.
В судебном заседании 16.03.2020, проведённом с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Калмыкия, представитель фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель товарищества возражал против доводов апелляционной жалобы, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В судебное заседание 16.03.2020 третьи лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились, о причинах неявки суд не известили, своих представителей не направили, отзыва на апелляционную жалобу не представили.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению дела по апелляционной жалобе проведено в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, проверив законность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10.01.2020 по делу N А22-1762/2019 в апелляционном порядке в соответствии с нормами главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением от 08 мая 2014 года общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу; Республика Калмыкия г. Элиста, 8 микрорайон, д. 57, в соответствии с частью 4 статьи 170 Жилищного кодекса РФ, был определён способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте.
Согласно пункту 5 повестки дня протокола общего собрания от 08 мая 2014 года N 1 владельцем специального счёта было определено товарищество собственников жилья "Автомобилист" (ИНН 0814061919).
На основании указанного решения в ПАО "Сбербанк России" для ТСЖ "Автомобилист" был открыт специальный счёт N 40703810960300012099.
03 июля 2014 года об определении способа формирования фонда капитального ремонта и открытии специального счета была уведомлена Инспекция государственного жилищного надзора РК.
Постановлением Администрации города Элисты от 09 ноября 2017 года N 2879 в отношении многоквартирного дома N 57 в 8 микрорайоне г. Элиста было принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора, которое было опубликовано в газете "Элистинская панорама", а также размещено на официальном сайте администрации http://www.gorod-elista.ru 10 ноября 2017 года.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11 января 2016 года N 7 утверждён порядок передачи владельцу специального счета и (или) региональному оператору документов и информации при изменении способа формирования фонда капитального ремонта (далее - Порядок), которым установлено, что при изменении способа формирования фонда капитального ремонта владелец специального, счета или региональный оператор в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, либо решения, принятого органом местного самоуправления, об изменении способа формирования фонда капитального ремонта передаёт региональному оператору, - или владельцу специального счета соответственно, следующие документы и информацию, связанные с формированием фонда капитального ремонта.
Истец, ссылаясь, что согласно справке об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), предоставленной ПАО "Сбербанк России" в Инспекцию государственного жилищного надзора Республики Калмыкия остаток денежных средств на специальном счёте N 40705810560300012099 ответчика по состоянию на 03 августа 2018 года составляет 566 291 рубль 32 копейки, при этом последний в нарушение постановления Администрации города Элисты от 09 ноября 2017 года N 2879 не исполнило возложенную на владельца специального счета обязанность по передаче необходимых документов, информации, а также не перечислило остаток средств со специального счета на счёт регионального оператора, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований регионального фонда, суд первой инстанции руководствовался следующими нормами права и исходил из следующих установленных обстоятельств.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Законом Республики Калмыкия от 10 июня 2013 года N 439-IV-3 "О некоторых вопросах в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Калмыкия", распоряжением Главы Республики Калмыкия от 3 июня 2013 года N 93-рг, 02 октября 2013 года Постановлением Правительства Республика Калмыкия N 323-р была создана некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия" (далее - региональный фонд).
Как видно из материалов дела, региональный фонд в соответствии с законом Республики Калмыкия N 439-З от 10.06.2013 "О некоторых вопросах в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Калмыкия", утверждённого распоряжением Главы Республики Калмыкия от 03.06.2013 N 93-рг, постановлением Правительства Республики Калмыкия от 02.10.2013 N 323-р, является региональным оператором, осуществляющим функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счёте, счетах регионального оператора.
Во исполнение Жилищного кодекса Российской Федерации и в целях реализации Закона Республики Калмыкия от 10 июня 2013 года N 439-IV-3 "О некоторых вопросах в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Калмыкия" 30 декабря 2013 года постановлением Правительства Республики Калмыкия N 605 утверждена региональная программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Калмыкия, на 2014 -2043 годы ".
Постановление Правительства Республики Калмыкия N 605 от 30.12.2013 опубликовано в газете "Хальмг Унн" от 25 января 2014 года N 11.
Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счёте.
Во исполнение части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме вправе были выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта:
- перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счёт;
- перечисление взносов на капитальный ремонт на счёт регионального оператора.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации (частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса РФ).
Согласно части 4 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от 10 июня 2013 года N 439-IV-3 "О некоторых вопросах в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего - имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Калмыкия, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение четырёх месяцев после официального опубликования утверждённой региональной программы капитального ремонта, в которую включён многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В части 1 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.12.2012 N 271) установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утверждённая региональная программа капитального ремонта, в которую включён этот многоквартирный дом.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ формируют фонд капитального ремонта.
На основании части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счёт в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счёте; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счёт регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определён положениями глав 16 - 17 ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 175 ЖК РФ специальный счёт открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом. Денежные средства, внесённые на специальный счёт, используются на цели, указанные в статье 174 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 части 2 статьи 175 ЖК РФ установлено, что владельцем специального счета, на котором аккумулируются взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, может быть товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что решением от 08 мая 2014 года N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу; Республика Калмыкия г. Элиста, 8 микрорайон, д. 57, был определён способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого определён ответчик (товарищество).
На основании указанного решения в ПАО "Сбербанк России" для ТСЖ "Автомобилист" был открыт специальный счёт N 40703810960300012099, о чем 03 июля 2014 года была уведомлена Инспекция государственного жилищного надзора РК.
Частью 4 статьи 172 ЖК РФ предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора ведёт реестр уведомлений о выбранном собственниками МКД способе формирования фонда капитального ремонта, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о МКД, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
При этом в силу части 7 статьи 170 ЖК РФ собственники оплачивают взносы на капитальный ремонт на счёт Регионального фонда капитального ремонта (регионального оператора) только в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не приняли и не реализовали решение об открытии специального счета на капитальный ремонт.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 7 Постановления от 12.04.2016 N 10-П "О проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" (далее - Постановление КС РФ N 10-П) указал, что предоставляя собственникам помещений в многоквартирном доме право выбора способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, федеральный законодатель исходил из того, что такой выбор является результатом свободного волеизъявления указанных лиц, которые в силу презумпции знания закона, будучи надлежащим образом информированными о правовых и экономических последствиях своих действий, самостоятельно принимают соответствующее решение на основе оценки известных им фактических обстоятельств (состояния общего имущества в многоквартирном доме, платёжеспособности собственников помещений в этом доме, типа многоквартирного дома и года его постройки, информации о ранее проведённых ремонтных работах и т.п.).
Собственники помещений в многоквартирном доме, избравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на специальном счёте, самостоятельно организуют проведение капитального ремонта общего имущества, принимая на себя все связанные с этим риски (абзац 1 пункта 7.1 Постановления КС РФ N 10-П).
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правомерно пришёл к выводу о том, что поскольку собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу; Республика Калмыкия г. Элиста, 8 микрорайон, д. 57, в установленном порядке определили способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте, владельцем которого определён ответчик-товарищество собственников жилья "Автомобилист", правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, а поэтому в удовлетворении исковых требований регионального фонда следует отказать.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все материалы дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка, поэтому суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку администрацией города Элисты принято Постановление от 09 ноября 2017 года N 2879 в отношении многоквартирного дома N 57 в 8 микрорайоне г. Элиста о формировании фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора, которое в установленном порядке не оспорено, указанное постановление подлежит исполнению, судом апелляционной не принимаются, поскольку указанное постановление противоречит жилищному законодательству и правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 7 Постановления от 12.04.2016 N 10-П "О проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы".
Суд апелляционной инстанции учитывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 173 Жилищного кодекса РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменён в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В данном случае доказательств того, что собственники помещений в многоквартирном доме изменили способ формирования фонда капитального ремонта, в материалы дела не представлено.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что доводы апелляционной жалобы были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, с выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции также согласен.
Иные доводы истца подлежат отклонению, поскольку не подтверждены надлежащими доказательствами, противоречат фактическим обстоятельствам дела и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, а поэтому оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведённым в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены судом первой инстанции и могли бы повлиять на принятие иного судебного акта, а выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В нарушение требований статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фондом не представлены ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции надлежащие доказательства в обоснование заявленных требований и апелляционной жалобы, поэтому доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты по изложенным выше основаниям и отклоняются за необоснованностью.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10.01.2020 по делу N А22-1762/2019 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10.01.2020 по делу N А22-1762/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1762/2019
Истец: Региональный фонд капитального ремонта многоквратирных домов в РК
Ответчик: ТСЖ "АВТОМОБИЛИСТ"
Третье лицо: Администрация города Элисты, ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ