г. Челябинск |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А76-19631/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камаева А.Х.,
судей Соколовой И.Ю., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дюмеевым Э.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.11.2023 по делу N А76-19631/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "РК" - Павлов Кирил Александрович (доверенность от 15.09.2023 срок действия срок действия на один год, паспорт, диплом),
Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска - Переселкова Александра Сергеевна (доверенность от 22.02.2022 срок действия на один год, служебное удостоверение).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителей и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Общество с ограниченной ответственностью "РК" (далее - заявитель, ООО "РК") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - заинтересованное лицо, Комитет) о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0317011:14, выраженного в письме N 17950 от 17.04.2023; об обязании устранить допущенные нарушения путем направления в адрес ООО "РК" подписанных экземпляров соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0317011:14 в течение 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация города Челябинска, Управление по архитектурно-градостроительному проектированию г. Челябинска, (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.11.2023 (резолютивная часть от 08.11.2023) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска в перераспределении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0317011:14, выраженный в письме N 17950 от 17.04.2023. Обязал Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска восстановить нарушенное право общества с ограниченной ответственностью "РК".
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Комитет (далее также - податели жалоб, апеллянты) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ее податель указал, что судом первой инстанции сделан ошибочный вывод, что действия органа местного самоуправления, связанные с отменой документации по планировке территории, утвержденной постановлением Администрации города Челябинска от 06.12.2016 N 561-п, в части проекта межевания территории земельного участка позиции 94 (который поставлен на государственный кадастровый учет 30.01.2023 с кадастровым номером 74:36:0317011:1870) на листе "План межевания" в Ленинской районе города Челябинска, являются злоупотреблением правом, который носит выборочный характер и направлены на причинение вреда интересам ООО "РК". Указанные действия органа местного самоуправления направлены на соблюдение пункта 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". При этом, момент, когда органом местного самоуправления выявлено такое нарушение не имеет правового значения, поскольку целью отмены позиции 94 в ранее принятой документации по планировке территории является предотвращение вышеуказанного нарушения.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не правильно применен подпункт 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ. Из материалов дела следует, что перераспределение земельных участков в данном случае имеет фактической целью не устранение дефектов границ земельного участка и исключение каких-либо недостатков в виде вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, а направлено на получение земельного участка без проведения торгов. При этом наличие проекта межевания территории, предполагающего перераспределение земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие иных предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ условий для этого (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2018 N 303-ЭС18-3686).
Соответствующий требованиям части 2 статьи 262 АПК РФ отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, установлено судом первой инстанции, Постановлением Администрации г. Челябинска N 561-п от 06.12.2016 утверждена документация по планировке территории (проект межевания), предусматривающая образование земельного участка площадью 1850 кв.м. путем перераспределения принадлежащего нашей организации земельного участка с кадастровым номером участка 74:36:0317011:14, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Руставели 34.
10.08.2022 ООО "РК" обратилось в Комитет с заявлением о перераспределении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 74:36:0317011:14 в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Комитет письмом N 39291 от 05.09.2022 выразил согласие на перераспределение земельного участка с кадастровым номером 74:36:0317011:14 в соответствии с утвержденным проектом межевания территории с целью последующего заключения соглашения о перераспределении.
На основании указанного письма ООО "РК" проведены кадастровые работы и осуществлены необходимые действия для кадастрового учета вновь образуемого земельного участка, ему присвоен кадастровый номер 74:36:0317011:1870.
ООО "РК" в Комитет представлен кадастровый паспорт образованного земельного участка.
08.02.2023 ООО "РК" в Комитет подано заявление вх. N 1168/1004 о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0317011:1870, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Руставели, 34, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории в составе документации по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории) в границах улиц: Игуменка, Харлова, Барбюса, Руставели в Ленинском районе города Челябинска, утвержденной постановлением Администрации города Челябинска от 06.12.2016 N 561-п.
Комитет письмом N 9987 от 06.03.2023 сообщил ООО "РК", что им подготовлен проект соглашения о перераспределении земельного участка, после согласования которого общество будет приглашено для ознакомления и подписания.
17.04.2023 Комитет письмом N 17950 отказал ООО "РК" в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0317011:14 (74:36:0317011:1870 кадастровый номер вновь образованного земельного участка) на основании подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Полагая отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участка противоречащим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы, ООО "РК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у Комитета отсутствовали законные основания для отказа ООО "РК" в перераспределении земельного участка, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, оценив доводы апелляционных жалоб заинтересованных лиц, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается (пункт 1 статьи 11.7 ЗК РФ).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 39.28 ЗК РФ увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется: 1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков приведен в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ, в подпункте 1 которого указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Как установлено материалами дела, Постановлением Администрации г. Челябинска от 06.12.2016 N 561-п утверждена документация по планировке территории (проект межевания), предусматривающая образование земельного участка площадью 1850 кв.м. путем перераспределения принадлежащего ООО "РК" земельного участка с кадастровым номером участка 74:36:0317011:14, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Руставели 34.
ООО "РК" 10.08.2022 обратилось в Комитет с заявлением о перераспределении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 74:36:0317011:14 в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Комитет письмом N 39291 от 05.09.2022 выразил согласие на перераспределение земельного участка с кадастровым номером 74:36:0317011:14 в соответствии с утвержденным проектом межевания территории с целью последующего заключения соглашения о перераспределении.
На основании указанного письма ООО "РК" были проведены кадастровые работы и осуществлены необходимые действия для кадастрового учета вновь образуемого земельного участка, ему присвоен кадастровый номер 74:36:0317011:1870.
ООО "РК" в Комитет представлен кадастровый паспорт образованного земельного участка.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, уже после обращения заявителя в суд с настоящим требованием, постановлением Администрации города Челябинска от 17.07.2023 N 428-п признана утратившей силу документация по планировке территории, утвержденная постановлением Администрации города Челябинска от 06.12.2016 N 561-п, в части проекта межевания территории земельного участка позиции 94 (который поставлен на государственный кадастровый учет 30.01.2023 с кадастровым номером 74:36:0317011:1870) на листе "План межевания" в Ленинском районе города Челябинска.
Кроме этого, 04.08.2023 земельный участок с кадастровым номером 74:36:0317011:1870 снят с кадастрового учета.
По положениям статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Так действия органа местного самоуправления, связанные с отменой документации по планировке территории, утвержденной постановлением Администрации города Челябинска от 06.12.2016 N 561-п, в части проекта межевания территории земельного участка позиции 94 (который поставлен на государственный кадастровый учет 30.01.2023 с кадастровым номером 74:36:0317011:1870) на листе "План межевания" в Ленинском районе города Челябинска, при том, что на указанный момент в суд было подано настоящее заявление, судом первой инстанции обоснованно расценено как злоупотребление правом со стороны ответчика, носящий выборочный характер и направленный на причинение вреда интересам ООО "РК".
При этом, само решение о перераспределении, на основании обращения ООО "РК", уже было принято органом местного самоуправления, о чем свидетельствует письмо N 39291 от 05.09.2022, в котором он выразил согласие на перераспределение земельного участка с кадастровым номером 74:36:0317011:14 в соответствии с утвержденным проектом межевания территории с целью последующего заключения соглашения о перераспределении.
В связи, с чем довод жалобы о направленности действий органа местного самоуправления на соблюдение пункта 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" несостоятелен.
На основании вышеизложенного, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО "РК", что в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленного требования.
Примененная судом первой инстанции восстановительная мера обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что перераспределение земельных участков в данном случае направлено на получение земельного участка без проведения торгов, не подтверждены материалами дела.
Возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (пункт 10 статьи 39.29 ЗК РФ).
Доказательств того, что переформируемая часть земельного участка может быть использована другими лицами в силу близости к существующим объектам заявителя (АЗС), находящимся на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0317011:1870, материалы дела не содержат.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 АПК РФ. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.11.2023 по делу N А76-19631/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Х. Камаев |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-19631/2023
Истец: ООО "РК"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Третье лицо: Администрация г. Челябинска, Управление по архитектурно - градостроительному проектированию г. Челябинска