г. Санкт-Петербург |
|
30 марта 2020 г. |
Дело N А56-51895/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): Кузьмин А.И. по доверенности от 07.10.2019
от ответчика (должника): Сорокина А.Г. по доверенности от 30.12.2019
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39312/2019) Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2019 по делу N А56-51895/2019 (судья Черняковская М.С.), принятое
по заявлению ФГУП "Почта России" (преобразовано в АО "Почта России")
к Управлению Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу
3-е лицо: Канник Е.А.
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - заявитель, Общество, Почта) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным и отмене постановления N Ю78-00-03/24-0699-2019 от 17.04.2019, которым Общество привлечено к ответственности, установленной частью 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 04.12.2019 постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, признать постановление N Ю78-00-03/24-0699-2019 от 17.04.2019 законным.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя против удовлетворения жалобы возражал. Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителя не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28.03.2019 в 12 ч.00 мин., в результате рассмотрения обращения гр. Канник Е.А. (вход. N 7898/ж от 19.03.2019), поступившего из Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу, Управлением установлено, что Общество допустило оказание услуг почтовой связи, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, а именно: нарушило контрольный срок пересылки регистрируемых почтовых отправлений (РПО) - писем N19809627010977, N19809627010984, отправленных гр. Канник Е.А. 07.09.2018 из Красносельского РОСП на 1 день.
Установив, что Общество не обеспечило пользователю услугами почтовой связи гр. Канника Е.А. надлежащее качество оказываемых услуг, что нарушает права потребителя, установленные нормативными правовыми актами, Управление составило протокол об административном правонарушении N 78-00-03-0414-2019 от 11.04.2019.
В связи с тем, что Общество ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ, Управление вынесло постановление N Ю78-00-03/24-0699-2019 от 17.04.2019, которым Общество привлечено к ответственности, установленной частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 50 000 руб.
Посчитав вынесенное постановление не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказание населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса.
Часть 2 статьи 14.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу соответствующую этим требованиям.
Статьями 16, 20 Закона N 176-ФЗ установлено, что услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату.
Правила регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
Пунктом 46 (а, в) Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила), предусмотрено, что операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки, обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
В соответствии с пунктом 3.2.2.3 ГОСТ Р 53724-2009 каждому этапу оказания услуги соответствуют основные потребительские свойства, характеризующие ее объективные особенности, проявляющиеся при потреблении, в том числе: надежность, бесперебойность, качество передачи, качество услуги в целом.
Согласно подпункту "б" пункта 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Приказом N 257 (далее - Нормативы), контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют на внутригородской территории городов федерального значения, на территориях административных центров субъектов, административных центров муниципальных районов и городских округов - 2 календарных дня.
В рассматриваемом случае регистрируемые почтовые отправления N 19809627010977, N 19809627010984, принятые к пересылке 07.09.2018, фактически в ОПС 198215 поступили 10.09.2018.
Учитывая, что срок пересылки письменной корреспонденции составляет 2 календарных дня и начинает течь на следующий день после дня приема почтового отправления, то есть в данном случае с 08.09.2018 (суббота), при этом следующий день -09.09.2018 (воскресенье) являлся нерабочий днем, последним днем для пересылки почтовой корреспонденции являлось - 10.09.2018, что свидетельствует о соблюдении Обществом срока пересылки почтовой корреспонденции.
Следовательно, как правильно заключил суд, Обществом не допущено нарушение, ответственность за которое установлена статьей 14.4 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку административным органом в материалы дела не представлено неопровержимых доказательств, подтверждающих наличие противоправных и виновных действий Общества, правовые основания для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 КоАП РФ отсутствовали.
Кроме того, на основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Согласно пункта 5 Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия: осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (пп. 5.1.2 п. 5.1); осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу (п. 5.9); организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок (п. 5.12).
ФГУП "Почта России" обладает лицензией на оказание услуг почтовой связи N 162571 от 11.04.2018, выданной Роскомнадзором, в соответствии с которой при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Правилами оказания услуг связи.
Предприятием пересылка (доставка) почтовых отправлений обеспечивается с соблюдением соответствующих правил, норм, нормативов и лицензионных условий. Лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией и договором об оказании услуг связи.
Перечнем лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи (раздел 10 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87) установлено, что к числу лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи отнесены: условия доставки (вручения) почтовых отправлений, указанной в лицензии (пункт 4 "г"), оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 5).
Пунктами 4 и 14 лицензионных условий осуществления деятельности предусмотрена обязанность лицензиата при оказании услуг почтовой связи руководствоваться Федеральными законами от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий. Лицензиат обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с действующими нормативными актами и законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вменяемые Обществу нарушения являются нарушением лицензионных требований и ответственность за их совершение предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
При этом, рассмотрение дел об административных правонарушениях по данной статье в компетенцию должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не входит, а входит в полномочия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
При указанных обстоятельствах у административного органа не имелось оснований для привлечения ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, оспариваемое постановление о привлечении заявителя к административной ответственности содержит неправильную квалификацию вмененного правонарушения и вынесено неполномочным органом.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление административного органа.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2019 по делу N А56-51895/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51895/2019
Истец: ФГУП "ПОЧТА РОССИИ"
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Канник Е.А., БОНДАРЬ А.В, Горовенко Анатолий Валерьевич, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7552/20
30.03.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-39312/19
04.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-51895/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-51895/19