город Ростов-на-Дону |
|
02 апреля 2020 г. |
дело N А32-57235/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
жилищно-строительного кооператива "Западный город"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.02.2020 по делу N А32-57235/2019
по заявлению Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края
к жилищно-строительному кооперативу "Западный город"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края (заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении Жилищно-строительного кооператива "Западный город" (заинтересованное лица, кооператив) к административной ответственности по части 3 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы, что в действиях заинтересованного лица усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.5 КоАП РФ.
Судом установлено, что департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края в ходе осуществления мероприятий по государственному строительному надзору на объекте капитального строительства "Среднеэтажные жилые дома со встроенными ДДУ по ул. Крылатская, 2/А в Прикубанском внутригородском округе в г. Краснодара. Литер 1,2,3,4", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Крылатская, 2/А, было выявлено, что ЖСК "Западный город" осуществляется строительство объекта капитального строительства с нарушениями норм градостроительного законодательства Российской Федерации.
По результатам проведения проверки департаментом установлено, что ЖСК "Западный город" продолжены работы на объекте капитального строительства до составления акта об устранении ранее выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 08 мая 2018 г. N 09- 1326-Ю-318-МА. Установлено, что застройщиком в период с 16 сентября 2019 года по 11 октября 2019 года продолжены работы по устройству кровли объекта "Среднеэтажные жилые дома со встроенными ДДУ по ул. Крылатская, 2/А в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара. Литер 1, 2, 3, 4", расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Крылатская, 2/А, без полученного в установленном порядке разрешения на строительство.
По итогам проверки 11.10.2019 года должностным лицом департамента составлен акт проверки N 09-1326-Ю-636-АР. Придя к выводу, что в действиях ЖСК "Западный город" содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 9.5 КоАП РФ, 11.10.2019 должностным лицом департамента составлен протокол N 09-1326-Ю-151-АР об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2020 жилищно-строительный кооператив "Западный город" привлечен к административной ответственности. Суд назначил кооперативу административное наказание в виде приостановления деятельности по строительству объекта капитального строительства "Среднеэтажные жилые дома со встроенными ДДУ по ул. Крылатской, 2/А в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара. Литер 1,2,3,4, сроком на 90 суток.
Заинтересованное лицо обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2020 по делу N А32-57235/2019 отменить полностью.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим.
ЖСК "Западный город" в настоящее время не имеет возможности соблюдения градостроительного законодательства, поскольку предыдущим руководством в лице Бирюковой С.В., в отношении которой возбуждено уголовное дело, в 2014-2015 гг. заключены договоры с гражданами, по условиям которых кооператив обязался передать гражданами квартиры на 6 этажах.
Арбитражным судом Краснодарского края рассматривается заявление о признании ЖСК "Западный город" банкротом.
Апеллянт также не согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Кроме того, кооператив настаивает, что не был извещен судом первой инстанции о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 2 постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 N 808, судам постановлено рассматривать только категории дел безотлагательного характера, к которым в силу сокращенных сроков, установленных КоАП РФ, относятся дела данной категории.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел следующим выводам.
Как следует из материалов дела, департамент в ходе осуществления мероприятий по государственному строительному надзору на объекте капитального строительства "Среднеэтажные жилые дома со встроенными ДДУ по ул. Крылатская, 2/А в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара. Литер 1, 2, 3, 4", расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Крылатская, 2/А, установил факт нарушения ЖСК "Западный город" норм законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Составы выявленных нарушений предусмотрены нормами части 1 и 3 статьи 9.5. КоАП РФ.
По части 1 указанной статьи кооператив был привлечен к ответственности решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-57238/2019. Решение оставлено без изменения постановлением апелляционного суда от 23.03.2020.
Приказом Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края N 09-265 от 22.03.2018 была инициирована внеплановая выездная проверка с целью установления фактов, изложенных в обращении граждан о нарушениях при строительстве объектов капитального строительства "Среднеэтажные жилые дома со встроенными ДДУ по ул. Крылатская, 2/А в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара. Литер 1, 2, 3, 4", расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Крылатская, 2/А.
С данным приказом была ознакомлена 05.04.2018 Полканова И.Ю., по доверенности от 09.10.2017 ЖСК "Западный город" (л.д. 11, 13).
В акте проверке N 09-1326-Ю-318-МА от 08.05.2018 в отношении объекта капитального строительства "Среднеэтажные жилые дома со встроенными ДДУ по ул. Крылатская, 2/А в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара. Литер 1, 2, 3, 4", расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Крылатская, 2/А, выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края было выдано предписание N 09-1326-Ю-21-МА об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 08.05.2018, которым обязало обеспечить устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков.
С данным предписанием 15.07.2018 была ознакомлена Полканова И.Ю. как представитель кооператива, что не отрицает заинтересованное лицо.
Председателю правления жилищно-строительного кооператива "Западный город" Земляковой А.Ю. были направлены копии:
акта проверки N 09-1326-Ю-318-МА от 08.05.2018,
предписания N 09-1326-Ю-21-МА от 08.05.2018,
по адресу: 350039, г. Краснодар, ул. Героя Аверкиева, д. 2, кв. 24 (согласно списку внутренних почтовых отправлений от 09.07.2019). Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35099134865896 данное письмо было получено адресатом 15.07.2019.
Приказом Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края N 09-699 от 20.08.2019 была инициирована внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 08.05.2018 N 09-1326-Ю-21-МА.
Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края направил телеграмму 16.09.2019 председателю Земляковой Алине Юрьевне жилищно-строительного кооператива "Западный город" по адресу: 350000, г. Краснодар, ул. Героя Аверкиева, д. 2, оф. 24. Телеграмма не была доставлена.
В акте проверке N 09-1326-Ю-636-АР от 11.10.2019 в отношении объекта капитального строительства "Среднеэтажные жилые дома со встроенными ДДУ по ул. Крылатская, 2/А в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара. Литер 1, 2, 3, 4", расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Крылатская, 2/А, выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края направил телеграмму 07.10.2019 председателю Земляковой Алине Юрьевне жилищно-строительного кооператива "Западный город" по адресу: 350000, г. Краснодар, ул. Героя Аверкиева, д. 2, оф. 24. Телеграмма не была доставлена в связи с отсутствием по указанному адресу организации.
Главным специалистом-экспертом отдела государственного строительного надзора по городу Краснодару Резником А.В. составлен протокол N 09-1326-Ю-151-АР об административном правонарушении в строительстве от 11.10.2019, в котором зафиксировано нарушение требования ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно, требование обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии с требованиями статей 28.1 - 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 11 октября 2019 года ввиду обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в отношении ЖСК "Западный город" составлен протокол об административном правонарушении в строительстве N 09-1326-Ю-150-АР, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие законного представителя кооператива.
Протокол соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 17 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" допускает применение указанного протокола в качестве доказательства совершения лицом, в отношении которого он был составлен, административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 49).
Рассмотрение данного протокола об административном правонарушении было назначено в Департаменте по надзору в строительной сфере Краснодарского края по адресу: г. Краснодар, ул. Короленко, д. 2/1, этаж 5, кабинет N 501, на 07.11.2019 на 09 час. 40 мин.
Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края направил председателю правления жилищно-строительного кооператива "Западный город" Земляковой А.Ю. копии:
протокола об административном правонарушении N 09-1326-Ю-151-АР от 11.10.2019,
акта проверки N 09-1326-Ю-636-АР от 11.10.2019,
по адресу: 350000, г. Краснодар, ул. Героя Аверкиева, д. 2, кв. оф. 24 (согласно списку внутренних почтовых отправлений от 15.10.2019). Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35099136468187 данное письмо не было получено адресатом.
Материалы дела об административном правонарушении, в соответствии с частью 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
В соответствии с части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пункта 4 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков.
В соответствии со статьей 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наличие в действиях кооператива состава административного правонарушения, предусмотренного в части 3 статьи 9.5. Кодекса заинтересованное лицо признает, в жалобе этого утверждения не опровергает.
В свою очередь, кооперативом не были представлены доказательства, обосновывающие необходимость осуществления действий, явившихся событием вмененного административного правонарушения.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ЖСК "Западный город" выражается в том, что общество пренебрежительно отнеслось к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения требований градостроительного законодательства, имея возможность для их соблюдения.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются в силу следующего.
Суд при рассмотрении дела о привлечении ответчика к административной ответственности не усмотрел оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного. Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом не установлено. С учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Согласно статье 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом учитывается характер совершенного правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие (отягчающие) административную ответственность.
За административное правонарушение может быть назначено наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса (часть 3 статьи 3.3 Кодекса). Исходя из этого суд, рассматривая дело об административном правонарушении, за совершение которого соответствующей статьей (частью статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена в качестве альтернативы санкция в виде административного приостановления деятельности, должен учитывать следующее.
Если суд придет к выводу о необходимости привлечь лицо к административной ответственности за административное правонарушение с назначением ему наказания в виде административного приостановления деятельности, он в мотивировочной части решения должен указать мотивы, по которым считает, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Как указано в пункте 1 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности, в области охраны собственности, в области применения контрольно-кассовой техники, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарноэпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
Принимая во внимание, что за совершение аналогичного правонарушения ЖСК "Западный город" ранее привлекался к административной ответственности, учитывая пренебрежительное отношение кооператива к обязанностям, требованиям, установленным градостроительным законодательством, а также характер допущенных нарушений, суд пришел к выводу о том, что административный штраф как менее строгий вид административного наказания, предусмотренный санкцией части 3 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не сможет обеспечить достижение цели административного воздействия.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции в качестве вида административного наказания назначил ЖСК "Западный город" административное приостановление деятельности по строительству объекта капитального строительства "Среднеэтажные жилые дома со встроенными ДДУ по ул. Крылатской, 2/А в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара. Литер 1,2,3,4, сроком на девяносто суток.
Доводы апелляционной жалобы о том, что подано в суд заявление о признании ЖСК "Западный город" несостоятельным (банкротом), не опровергают наличие в действиях общества вины во вменяемом правонарушении.
Довод ЖСК "Западный город" о том, что он не был извещен судом первой инстанции о времени и месте судебного разбирательства, отклоняется судом апелляционной инстанции, как необоснованный, поскольку в материалах дела имеются доказательства направления в адрес ЖСК "Западный город" судебного извещения: конверт с определением о принятии заявления к производству, направленный по адресу: 350063, г. Краснодар, ул. Героя Аверкиева, д. 2, оф. 24, с отметкой о возврате из-за истечения срока хранения (л.д. 74); отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35093142597923, с решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2020 по делу N А32-57235/2019, данное письмо было получено адресатом (л.д.83).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 28.10.2019, указанный адрес является адресом местонахождения кооператива (л.д. 56), по которому он обязан обеспечивать получение юридически значимой корреспонденции.
Прочие доводы жалобы носят формальный характер, не влекут необходимости переоценки выводов суда первой инстанции и отклоняются апелляционным судом как не имеющие правового значения для данного дела.
Вместе с тем, департамент просил в данном деле привлечь кооператив к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В резолютивной части решения по данному делу суд указал, что привлекает кооператив к ответственности за нарушение, предусмотренное в части 1 указанной статьи, однако по этой норме последний уже был привлечен к ответственности в деле N А32-57238/2019. С учетом того, что повторное наказание за одно нарушение недопустимо, в указанной части решение надлежит изменить.
В остальном выводы суда являются верными, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было. Следовательно, при таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2020 по делу N А32-57235/2019 изменить, изложить в следующей редакции:
"Привлечь жилищно-строительный кооператив "Западный город" к административной ответственности, предусмотренной в части 3 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде приостановления деятельности по строительству объекта капитального строительства "Среднеэтажные жилые дома со встроенными ДДУ по ул. Крылатской, 2/А в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, литер 1,2,3,4" на срок девяносто суток".
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-57235/2019
Истец: Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края
Ответчик: ЖСК "Западный город"