г. Санкт-Петербург |
|
06 апреля 2020 г. |
Дело N А21-13726/2019 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Слоневской А.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5167/2020) ООО "РСУ-24" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.01.2020 по делу N А21-13726/2019, принятое
по исковому заявлению МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" к ООО "РСУ-24"
о взыскании,
установил:
Муниципальное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" (ОГРН 1023900591626, ИНН 3903009923; Калининград, Советский проспект, 107; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "РСУ-24" (ОГРН 1153926009819, ИНН 3906957700; Калининград, ул.Багратиона, д.82-88, I из литера А; далее - Общество) задолженность за установку общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ) в размере 35 781 руб. 63 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 30.01.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 30.01.2020, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое определение и принять новый судебный акт.
В жалобе Общество ссылается на то, что Предприятием пропущен срок исковой давности за период до ноября 2016.
В отзыве Предприятие просит оставить обжалуемый акт без изменения, указывает на переименование истца - муниципального предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на государственное предприятие Калининградской области "Водоканал", представлена выписка из ЕГРЮЛ. В порядке части 1 статьи 124 АПК РФ истцом по делу является государственное предприятие Калининградской области "Водоканал".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: пр.Калинина, д.41-45, д.91-105, ул.Красноармейская, д.13-17, ул.Казанская, д. 2-8, пр.Ленинский, д. 95-101.
Во исполнение требований Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ (далее - Закон N 261-ФЗ) МП КХ "Водоканал" ГО "Город Калининград" (заказчик) 01.08.2012 заключил с ООО "Измерительные технологии КЛД" (исполнитель) договор N 686/12 и 14.12.2012 договор N 866/24/12 с ООО "Ресурс-Учет" (исполнитель) на выполнение работ по установке приборов учета холодной воды (далее - Договоры), по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства в согласованные сроки выполнить работы по монтажу узлов учета холодной воды, в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов, согласно заявкам заказчика.
Как следует из материалов дела, работы по договорам выполнены исполнителями в полном объеме и приняты заказчиком, что подтверждается актами приема-передачи выполненных работ N 12 от 04.02.2013 с ООО "РесурсУчет" и N 23 от 05.02.2013 с ООО "Измерительные технологии КЛД". Работы по Договорам оплачены заказчиком в полном объеме, стоимость работ в части приобретения приборов учета, подлежащих установке, подтверждается товарной накладной от 28.12.2012 N 139. Установленный прибор учета введен в эксплуатацию.
Сумма задолженности за установку прибора учета и рассрочку платежей составила 35 781 руб. 63 коп.
Предприятие направило Обществу претензию от 16.01.2019 N 200/дз с требованием оплатить задолженность. Указанная претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Предприятия в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о том, что обязанность по оплате расходов по установке приборов учета, установленных ресурсоснабжающей организацией в жилых домах, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на ответчике с последующим возмещением ему расходов собственниками помещений.
Предприятие является организацией, оказывающей услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, и в силу пункта 12 статьи 13 Закона N 261-ЗФ обязано установить общедомовые приборы учета воды в спорных многоквартирных домах.
В силу части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В случае невыполнения собственниками помещений этой обязанности Закон N 261-ФЗ обязал соответствующие ресурсоснабжающие организации в срок до 01.07.2013 оснастить приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми они осуществляют, объекты, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям, а лиц, не оснастивших в установленный срок объекты приборами учета используемых энергетических ресурсов, - оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск соответствующих ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Как следует из статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), для решения вопросов пользования и надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям Правил N 491.
Согласно пункту 5 подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11 и подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета воды, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя также обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета воды.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктом 5.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, являющихся обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями, на организацию по обслуживанию жилищного фонда возложена обязанность совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность.
Согласно части 10 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочего должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Однако из системного толкования в совокупности приведенных правовых норм следует, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными договором в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от упоминания в договоре соответствующих конкретных действий и наличия по вопросу необходимости их выполнения особого решения общего собрания собственников помещений в доме.
Как разъяснено в пункте 2 раздела 1 "Разрешение споров, возникающих из обязательственных правоотношений" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
Учитывая установленный законодательством источник и механизм возмещения затрат (за счет собственников путем включения соответствующих платежей в платежные документы; пункт 38.1 Правил N 491), а также особый статус управляющей организации, которая является исключительно лицом, опосредующим отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, исковые требования подлежат удовлетворению. При этом доводы о том, что между Обществом и Предприятием не достигнуто соглашение о возмещении задолженности за установку приборов учета, не влияют на выводы суда, поскольку обязанность ответчика по оплате возникла в силу закона.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что иск правомерно предъявлен к Обществу, которое в свою очередь обязано возместить истцу расходы на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии за счет средств, собранных с собственников помещений в спорных многоквартирных домах.
Несение расходов на установку общедомовых приборов учета подтверждено имеющимися в материалах дела договорами, актами приёма-передачи и товарными накладными.
Довод жалобы о пропуске истцом срока исковой давности апелляционным судом отклоняется, поскольку у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания для предъявления требования об оплате стоимости приборов учета к управляющей организации, обслуживающей многоквартирный дом, ранее истечения пятилетнего срока с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета.
Приборы учета в спорных домах установлены и введены в эксплуатацию в феврале 2013 года, следовательно, установленный пунктом 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, не истек. Только с февраля 2018 года у ресурсоснабжающей организации возникло право предъявления требования о взыскании расходов на установку приборов учета с управляющей организации.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, установленный статьей 196 ГК РФ срок исковой давности на дату обращения истца в суд не истек.
Поскольку ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств погашения задолженности, судом правомерно удовлетворено требование истца о взыскании с ответчика долга за установку общедомовых приборов учета размере 35 781 руб. 63 коп.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, обжалуемое решение соответствует обстоятельствам дела, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
изменить наименование истца муниципального предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" на государственное предприятие Калининградской области "Водоканал".
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.01.2020 по делу N А21-13726/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
А.Ю. Слоневская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-13726/2019
Истец: МП КХ "Водоканал" ГО "Город Калининград"
Ответчик: ООО "РСУ-24"
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6340/20
06.04.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5167/20
30.01.2020 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13726/19
15.11.2019 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13726/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13726/19