город Москва |
|
26 марта 2020 г. |
Дело N А40-289842/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Левиной Т.Ю.,
рассмотрев апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 19 декабря 2019 года по делу N А40-289842/19,
в порядке упрощенного производства,
по иску Акционерного общества "ВК Комфорт"
(ОГРН 1097746503106)
к Департаменту городского имущества города Москвы
(ОГРН 1037739510423)
третьи лица: Казенное предприятие города Москвы
"Управление гражданского строительства", ГКУ г.Москвы
"Дирекция жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства
Зеленоградского административного округа",
Префектура Зеленоградского административного округа города Москвы
о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
АО "ВК Комфорт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы с требованием о взыскании задолженности в сумме 110 580 руб. 65 коп.
Решением суда от 19 декабря 2019 года по делу N А40-289842/19, принятым в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ, исковые требования удовлетворены.
На указанное решение Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на незаконность и необоснованность обжалуемого решения.
Согласно ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Стороны извещены о судебном разбирательстве в суде апелляционной инстанции, судебное заседание проведено без вызова сторон.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, АО "ВК Комфорт" (далее - Истец) является организацией, предоставляющей услуги по управлению и эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, корпус 2039 (далее - Многоквартирный дом). В настоящий момент Истец осуществляет управление многоквартирным домом на основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для осуществления управления многоквартирным домом, оформленных в Протоколе рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации от 08.02.2017.
На основании указанного протокола открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, между Истцом и ПСУ города Москвы "Дирекция жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Зеленоградского административного округа" был заключен Договор N 2039/2017 управления многоквартирным домом от 21.02.2017 г. (далее - Договор).
При этом, ГКУ города Москвы "Дирекция жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Зеленоградского административного округа" выступило стороной указанного договора, как представитель собственника помещений в многоквартирных домах, которые принадлежат на праве собственности городу Москве, на основании распоряжения Правительства Москвы от 14.05.2008 г. N 1040-РП.
Согласно п. 11.1 Договор управления вступает в действие 21 февраля 2017 года.
В приложении N 6 к Договору управления перечислены помещения, принадлежащие городу Москве на праве собственности.
Согласно Положению о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 года N 99-ПП, Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим полномочия собственника в отношении имущества города Москвы (п. 1), осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в арбитражных судах (п. 6.10)
Истец осуществляет управление указанным многоквартирным домом и при этом несет затраты на содержание и ремонт общего имущества в указанном доме, а также предоставляет коммунальные услуги, что подтверждается договорами с подрядчиками, ресурсоснабжающими организациями и актами выполненных работ.
Поставка ресурсов в многоквартирный дом, находящийся в управлении Истца, в соответствии с указанными выше заключенными договорами с ресурсоснабжающими организациями осуществлялась надлежащим образом.
Коммунальные услуги, а также услуги по содержанию и ремонту жилых помещений оказывались собственникам многоквартирного дома в полном объеме и надлежащего качества. Претензий по качеству оказанных Истцом услуг в адрес Истца не поступало.
Истец надлежащим образом осуществлял возложенные на нее обязанности по предоставлению услуг по содержанию, текущему ремонту и коммунальных услуг в отношении жилых и нежилых помещений, принадлежащих Собственнику.
Третье лицо - Префектура Зеленоградского административного округа города Москвы в своих письменных пояснениях подтверждает, что АО "ВК КОМФОРТ" оказывал услуги по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Москва, Зеленоград, корп. 2039, на основании Договора от 21.02.2017 г. N 2039/2017 на управление многоквартирным домом, заключенного между истцом и ГКУ г. Москвы "Дирекция жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Зеленоградского административного округа".
Согласно, п. 4.3.1 договора Собственник обязан своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги с учетом всех пользователей услуг, а также иные платежи, установленные по решениям общего собрания собственников, принятых в соответствии с законодательством.
Однако Департамент городского имущества города Москвы в нарушение ст. 153-158 ЖК РФ, свои обязательства по оплате услуг Истцу не исполняет, в связи с чем, за Департаментом образовалась задолженность по указанным услугам за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 110 580 руб. 65 коп.
В целях досудебного урегулирования спора 06.09.2018 в адрес ответчика была направлена претензия от 30.08.2019 г. Исх. N 3232 ЦО, которую ответчик оставил без удовлетворения.
Управляющая организация АО "ВК КОМФОРТ" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: Москва, г. Зеленоград, корп. 2039 (далее - МКД) на основании протокола конкурсной комиссии от 08.02.2017 г., а также заключенного с ГКУ г. Москвы "Дирекция жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Зеленоградского административного округа" договора N 2039/2017 управления многоквартирным домом от 21.02.2017 г.
Являясь полномочным представителем интересов города Москвы как собственника помещений в многоквартирных домах ЗелАО (распоряжение Правительства Москвы от 14.05.2008 г. N 1040-РП "О порядке выполнения государственными казенными учреждениями города Москвы инженерными службами районов функций по представлению интересов города Москвы как собственника помещений в многоквартирных домах"), ГКУ г. Москвы "Дирекция жилищно- коммунального хозяйства и благоустройства Зеленоградского административного округа" уполномочено на подписание договоров управления многоквартирными домами, в том числе на условиях, определенных конкурсной документацией. При этом, ГКУ г. Москвы "Дирекция жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Зеленоградского административного округа" не осуществляет приемку помещений (квартир) в законченных строительством многоквартирных домах, не владеет, не пользуется и не распоряжается указанными помещениями, не является заказчиком и потребителем услуг АО "ВК КОМФОРТ", и не несет каких-либо финансовых обязательств по договорам управления МКД.
Обязательства по указанному договору возникают непосредственно у представляемого в силу закона собственника помещений (квартир) в МКД - Департамента городского имущества города Москвы (ст. 182 ГК РФ, п. 1.1. распоряжения Правительства Москвы от 14.05.2008 г. N 1040-РП). ГКУ г. Москвы "Дирекция жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Зеленоградского административного округа" не имеет никаких финансовых обязательств перед управляющими организациями (ТСЖ, ЖСК, ЖК) за исключением обязанности по выплате бюджетных субсидий на содержание и текущий ремонт помещений, в случае если такая обязанность возникает при совокупности условий, определенных правовым актом города Москвы.
Обязанность собственника нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения и участвовать в расходах на содержание общего имущества многоквартирного дома в силу п. 1 ст. 158 ЖК РФ возникает перед управляющей организацией.
В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", при рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В порядке п. 3, 4 указанного Постановления, право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При рассмотрении споров о размере доли следует учитывать, что исходя из существа указанных отношений соответствующие доли в праве общей собственности на общее имущество определяются пропорционально площади находящихся в собственности помещений.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
На основании ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статья 154 ЖК РФ определяет, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плачу за холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), топление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч. 1 ст. 162 ЖК РФ, при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Согласно Положению о Департаменте имущества города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим полномочия собственника в отношении имущества города Москвы.
Таким образом, уполномоченным органом, представляющим интересы города Москвы в обязательствах последнего как участника долевой собственности по участию в уплате платежей по общему имуществу и в издержках по его содержанию и сохранению, - является Департамент имущества города Москвы.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности заявленного иска.
Суд апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы не находит оснований для иной, нежели данной судом первой инстанции, оценки представленных в материалы деле доказательств, и установлении на их основе иных имеющих значение для дела обстоятельств, которые бы свидетельствовали о наличии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлению обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
В соответствии со статьями 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 декабря 2019 года по делу N А40-289842/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья Т.Ю. Левина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-289842/2019
Истец: АО "ВК КОМФОРТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГКУ г. Москвы "Дирекция жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Зеленоградского административного округа", Казенное предприятие г. Москвы "Управление гражданского стрпоительства", ПРЕФЕКТУРА ЗЕЛЕНОГРАДСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ