г. Москва |
|
27 марта 2020 г. |
Дело N А40-220741/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
В.А.Свиридова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2019, принятое судьей Папелишвили Г.Н. (144-1711) по делу N А40-220741/19
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Шиненкова В.А. по дов. от 06.11.2019 |
от ответчика: |
Аверкиев А.В. по дов. от 30.12.2019 |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) о признании незаконным решения от 26.06.2019 N 77/19-77336 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости: теплосети, инв. номер 65000996, адрес: г. Москва, г.п. Московский и государственной регистрации права города Москвы на данный объект.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2019 требование удовлетворено, на управление возложена обязанность осуществить учетно-регистрационные действия.
Не согласившись с указанны решением, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель Департамента против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ГУП "Московское ПТО ГХ" на основании выданной Департаментом доверенности обратилось в Управление с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости теплосети, инв. номер 65000996, расположенного по адресу: г. Москва, г.п. Московский и государственной регистрации права собственности города Москвы на него.
Уведомлением от 26.03.2019 N 77/19-34328 Управление сообщило о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), в связи с тем что представленный технический план подготовлен с нарушением пункта 20 Требований к подготовке технического плана и состава, содержащихся в нем сведений, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
Управление указало, что сведения о сооружении подлежали указанию в техническом плане на основании акта государственной приемочной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию, оформленного в соответствии с требованиями ранее действовавшего законодательства, а не на основании декларации, составленной и заверенной собственником.
В связи с тем, что в течение срока приостановления, указанные обстоятельства не были устранены, Управлением было принято решение от 26.06.2019 N 77/19-77336 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Считая, что указанное решение является незаконным, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения Закону N 218-ФЗ, при этом правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, является одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 1 части 2 статьи 24 Закона N 218-ФЗ в техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости
Согласно части 8 указанной статьи сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости.
По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи с частью 10 указанной статьи, если для строительства здания, сооружения в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности требуется разработка проектной документации, получение соответствующего разрешения на строительство и последующий ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, то технический план такого объекта недвижимости должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании таких документов, а не на основании декларации об объекте недвижимости.
Вместе с тем согласно позиции, выраженной в письме Минэкономразвития России от 12.09.2014 N Д23и-3189 в отношении объектов недвижимости, строительство которых осуществлено до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешительная и (или) проектная документация о которых безвозвратно утеряна, возможно оформление технического плана на основании декларации об объекте недвижимости при условии обоснования подготовки технического плана на основании декларации в разделе "Заключение кадастрового инженера", а также подтверждения факта утраты (вне зависимости от причин, например, реквизиты ответов уполномоченных осуществлять хранение разрешительной документации организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешения на строительство и (или) ввод в эксплуатацию объекта о том, что предусмотренные частью 8 статьи 41 Закона о кадастре документы в их распоряжении отсутствуют.
Аналогичная позиция изложена в Письме ФГБУ ФКП Росреестра от 19.09.2014 N 10-3130-КЛ "О подготовке технических планов".
Из представленных в дело документов следует, что строительство сооружения (теплосетей), в отношении которого было представлено заявление о государственном кадастровом учете, было осуществлено в 1997 году, т.е. до введения в действие ГрК РФ.
Разрешительная и (или) проектная документация на данное сооружение была безвозвратно утеряна, о чем свидетельствуют ответы Администрации Ленинского муниципального района Московской области и БТИ Ленинского муниципального района Московской области.
Ввиду утраты соответствующих документов, технический план был подготовлен кадастровым инженером на основании составленной и заверенной Департаментом Декларации об объекте недвижимости, на что указано в разделе "Заключение кадастрового инженера" Технического плана.
Таким образом, довод Управления о том, что технический план подготовлен с нарушением пункта 20 Требований к подготовке технического плана является необоснованным.
В апелляционной жалобе Управление также указало, что в нарушение пункта 43 Требований к подготовке технического плана в представленной XML-схеме не приведены сведения о земельных участках, в границах которых расположено спорное сооружение.
Апелляционный суд отмечает, что указанное обстоятельство не являлось основанием для отказа в осуществлении учетно-регистрационных действий.
Следовательно, оспариваемое решение не может быть признано обоснованным со ссылкой на данное обстоятельство (пункт 61 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", часть 5 статьи 3 АПК РФ).
При этом апелляционный суд отмечает, что в графе "3" строки "4" раздела "Характеристики объекта недвижимости" технического плана указаны кадастровые номера земельных участков, в пределах которых расположено спорное сооружение, а именно 50:21:0110201:133, 50:21:0110201:199.
Доказательств того, что сооружение расположено в границах не только двух указанных земельных участков, о чем заявил представитель Управления в судебном заседании, заинтересованным лицом не представлено (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В судебном заседании представитель Управления также указал, что в техническом плане не указаны сведения о наименовании юридического лица, работником которого является кадастровый инженер.
Данный довод был проверен в судебном заседании и не нашел подтверждения: в техническом плане в разделе "Общие сведения о кадастровых работах" указано, что Звягина Т.Ю. является работником ООО "Абрис".
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что законных оснований для отказа в осуществлении учетно-регистрационных действий не имелось, в связи с чем заявленное требование было удовлетворено правомерно.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2019 по делу N А40-220741/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-220741/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11352/20
27.03.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8398/20
25.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-220741/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-220741/19