город Самара |
|
06 апреля 2020 г. |
Дело N А72-17810/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Туркина К.К., без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска на резолютивную часть решения Арбитражного суда Ульяновской области от 13 декабря 2019 года (.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2020 года.
, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А72-17810/2019
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЭТ" (ОГРН 1117325006435, ИНН 7325107278), г. Ульяновск к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082), г. Ульяновск о взыскании 37 903 руб. 20 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЭТ" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска о взыскании неосновательного обогащения в результате неисполнения обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома N 26 по ул.Пушкарева в г.Ульяновске за нежилые помещения площадью 170,0 кв.м. за период с 01.10.2016 по 30.06.2019 в размере 30 931 руб. 50 коп..
Решением суда первой инстанции от 13 января 2020 года (мотивированное решение изготовлено 28.01.2020), принятым в порядке упрощенного производства по делу N А72-17810/2019 исковые требования удовлетворены. Взыскано с Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЭТ" неосновательное обогащение в результате неисполнения обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома N 26 по ул.Пушкарева в г.Ульяновске за нежилые помещения площадью 170,0 кв.м. за период с 01.10.2016 по 30.06.2019 в сумме 30 931 (тридцать тысяч девятьсот тридцать один) руб. 50 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 (две тысячи) руб. 00 коп. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции принятое в порядке упрощенного производства отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что в соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска данное Управление (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Ульяновской области, в области жилищно-коммунального хозяйства, защиты населения и территории муниципального образования "город Ульяновск" от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Управление ЖКХ и благоустройства не является собственником жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и не осуществляет полномочия собственника в отношении движимого и недвижимого имущества, составляющего казну муниципального образования "город Ульяновск". Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункты 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ). Полномочия собственника в отношении муниципального имущества возложены на Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В соответствии с требованиями статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается без проведения судебного заседания и без извещения сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается что общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЭТ" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска о взыскании неосновательного обогащения в результате неисполнения обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома N 26 по ул.Пушкарева в г.Ульяновске за нежилые помещения площадью 170,0 кв.м. за период с 01.10.2016 по 30.06.2019 в размере 30 931 руб. 50 коп.
Суд апелляционной инстанции установил, что в управлении истца - ООО "УК ЦЭТ" находится многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Пушкарева, д. 26.
Муниципальное образование "город Ульяновск" является собственником двух нежилых помещений общей площадью 170 кв. м (одно помещение площадью 91 кв.м, второе - 79 кв.м), расположенных в доме N 26 по ул. Пушкарева, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 30.05.2019 N 99/2019/264066576, от 30.05.2019 N 99/2019/264067849.
Согласно Протоколу N 043/з внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме N 26 по ул. Пушкарева от 06.09.2017 владельцем специального счета для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Пушкарева, д. 26 было определено ООО "УК ЦЭТ".
Собственниками многоквартирного жилого дома N 26 по ул. Пушкарева в г. Ульяновске принято решение о формировании на специальном счете фонда капитального ремонта общего имущества дома исходя из минимального размера взноса, установленного Правительством Ульяновской области, определив ООО "УК ЦЭТ" в качестве организации, осуществляющей начисление, сбор и перечисление взносов.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.04.2016 N 168-П на территории Ульяновской области с 01.06.2016 минимальный взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов установлен в 5 руб. 50 коп. за квадратный метр площади помещения в многоквартирных домах от пяти этажей, а с 01.02.2019 - в размере в 5 руб. 59 коп. (Постановление Правительства Ульяновской области от 31.01.2019 N 35-П).
В связи переходом многоквартирного дома N 26 по ул. Пушкарева на специальный счет с 01.06.2018, владельцем которого является ООО "УК ЦЭТ" письмом исх. от 07.10.2015 г. N 2167-13 в адрес Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска был направлен договор на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенному по адресу: г. Ульяновск, ул. Пушкарева д. 26, в рамках вышеуказанного договора было направлено дополнительное соглашение N 3 о включении в действующий договор платы за капитальный ремонт, ООО "УК ЦЭТ" уведомило собственника об обязанности оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на специальный счет.
Поскольку общая площадь нежилых помещений, принадлежащих МО "город Ульяновск" в доме N 26 по ул. Пушкарева, составляет 170 кв. м, истец произвел расчет задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.10.2016 по 31.01.2019 из расчета 5,50 руб. за кв. м, и за период с 01.02.2019 по 30.06.2019 из расчета 5,59 руб. за кв. м в месяц на сумму 30 931 руб. 20 коп. (5,50 руб. х 28 мес. х 170 кв. м = 26 180 руб. 00 коп.) + (5,59 руб. х 5 мес. х 170 кв. м = 4 751 руб. 50 коп.).
Ответчики в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска и Управления ЖКХ и благоустройства администрации г. Ульяновска в добровольном порядке указанную задолженность истцу не оплатили.
Доводы заявителя жалобы не могут быть приняты ввиду следующего.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В статье 249 ГК РФ указано, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 158 ЖК РФ (согласно которому собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения), а также в пунктах 28-29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Из анализа указанных норм следует, что участие каждого участника в расходах по содержанию имущества в соответствии с долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом.
Взносы на капитальный ремонт объектов общего имущества являются расходными обязательствами муниципального образования "город Ульяновск" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса РФ относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, как исполнения его расходных обязательств.
Согласно части 2 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в ч. 3 ст. 175 Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Согласно положениям части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.
Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Действующее законодательство предусматривает аккумулирование денежных средств собственников жилых помещений многоквартирных домах для проведения капитального ремонта на счетах регионального оператора, либо на специальном счете собственников помещений.
В силу части 5 статьи 170 Жилищного кодекса РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В данном случае участие собственников помещений в оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества определено на общем собрании, размер минимального взноса установлен Правительством Ульяновской области, что не противоречит приведенным выше нормам права и разъяснениям об их применении.
Таким образом, муниципальное образование, в собственности которого находятся нежилые помещения в многоквартирном доме, в силу закона обязано нести расходы, связанные с оплатой взносов на капитальный ремонт общего имущества дома.
Как было указано выше, по расчету истца размер задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.10.2016 по 30.06.2019 составил 30 931 руб. 50 коп. Подробный расчет задолженности представлен в материалы дела.
Ответчики расчет задолженности истца не оспорили, своего контррасчета не представили.
На момент вынесения решения задолженность не погашена, доказательств обратного ответчики суду не представили.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Уклонение собственника от участия в несении расходов по взносам на капитальный ремонт общего имущества ведет к возникновению на его стороне неосновательного обогащения (статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Таким образом, исковые требования о взыскании неосновательного обогащения в результате неисполнения обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома N 26 по ул. Пушкарева в г. Ульяновске за нежилое помещение площадью 170 кв.м. за период с 01.10.2016 по 30.06.2019 в сумме 30 931 руб. 50 коп. являются законными, обоснованными и подлежали удовлетворению.
Указанные в иске помещения являются (или являлись в заявленный истцом период) муниципальной собственностью, что подтверждается представленными в материалы дела документами (выписками единого государственного реестра недвижимости от 21.05.2019).
В связи с чем согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) муниципального образования выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Устава муниципального
образования "город Ульяновск", утвержденного Решением Ульяновской городской Думы от 30.06.2010 N 67, к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, то есть муниципального образования "город Ульяновск".
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 40 Устава муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного Решением Ульяновской городской Думы от 30.06.2010 N67, к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования "город Ульяновск" в вопросах местного значения относятся в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом: решение вопросов от имени муниципального образования "город Ульяновск" по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, порядком и условиями, установленными решениями Городской Думы; передача муниципального имущества в возмездное и безвозмездное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждение, совершение иных сделок, в том числе приватизация, создание межмуниципальных хозяйственных обществ в соответствии с федеральными законами в порядке, установленном Городской Думой.
В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Устава муниципального образования "Город Ульяновск" главным распорядителем средств местного бюджета является администрация города Ульяновска, которая в рамках предоставленных полномочий распределила осуществление отраслевых функций территориальными органами и подразделениями администрации на основании Положений, утвержденных Ульяновской Городской Думой.
В соответствии с Положением, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 24.05.2006, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Ульяновской области, в области жилищно-коммунального хозяйства, защиты населения и территории муниципального образования "город Ульяновск" от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с п. 4.1 указанного Положения Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска является органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
От имени муниципального образования "город Ульяновск" по специальному поручению администрации города Ульяновска: представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений. Кроме того, к функциям данного Управления относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования город Ульяновска на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2018 N189 "Об утверждении бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный, текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, является Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска.
При изложенных обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по иску является муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, так как именно на данный орган администрации города в соответствии с приведенным решением Ульяновской Городской Думы будет возложена обязанность по исполнению судебного акта по настоящему делу.
Таким образом, исковые требования к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска удовлетворены правомерно.
Оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии с ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
резолютивную часть решения Арбитражного суда Ульяновской области от 13 декабря 2019 года (мотивированное решение изготовлено 28.01.2020), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А72-17810/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
К.К. Туркин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-17810/2019
Истец: ООО "УК ЦЭТ", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЦЭТ"
Ответчик: МО "город Ульяновск" в лице Управления ЖКХ и благоустройства администрации города Ульяновска, МО "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска, УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА