город Томск |
|
08 апреля 2020 г. |
Дело N А67-12844/2019 |
Судья Седьмого арбитражного апелляционного суда Марченко Н.В., рассмотрев апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Первомайская районная больница" (N 07АП-1919/2020) на решение от 17.02.2020 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-12844/2019 (судья Аксиньин С.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" (ИНН 7017996657, ОГРН 1137000001027, 634009, г. Томск, ул. Карла Маркса, 7, офис 108) к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Первомайская районная больница" (ИНН 7012001097, ОГРН 1027002954164, 636930, Томская область, с. Первомайское, ул. Больничная, 3) о взыскании 175 000, 69 руб. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с сентября 2016 года по июль 2019 года, 20 361, 91 руб. пени за период с 21.10.2016 по 21.08.2019,
УСТАНОВИЛ:
Фонд "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Томской области с иском к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Первомайская районная больница" (далее - ОГБУЗ "Первомайская районная больница") о взыскании 175 000,69 руб. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с сентября 2016 года по июль 2019 года, 20 361,91 руб. пени за период с 21.10.2016 по 21.08.2019.
Решением от 17.02.2020 (мотивированное решение) Арбитражного суда Томской области исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОГБУЗ "Первомайская районная больница" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что расходы на осуществление капитального ремонта не входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В соответствии с требованиями статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктов 47, 49 Постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Томской области рассмотрена судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, судьей единолично без проведения судебного заседания, извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Как следует из материалов дела, ОГБУЗ "Первомайская районная больница" на праве оперативного управления принадлежит нежилое помещение: общей площадью 756,40 кв. м (лицевой счет 16001341) (кадастровый (условный) номер 70:21:0101001:829), расположенное в многоквартирном доме по адресу: Томская область, п. Улу-Юл. ул. Пролетарская, д. 38. стр. 2. пом. 1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Постановлением Администрации Томской области от 30.07.2013 N 310а Фонд "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" наделен полномочиями регионального оператора, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области.
В силу положений статей 178, 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 15 Закона Томской области от 07.06.2013 N 116-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области" региональный оператор осуществляет функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, осуществляет функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, финансирует расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных, иные функции, предусмотренные законодательством.
Постановлением Администрации Томской области от 30.12.2013 N 597а "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области", утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области (далее - региональная программа).
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона Томской области от 07.06.2013 N 116-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у ответчика возникла с 01.10.2014.
В региональную программу включен и многоквартирный дом, расположенный по адресу: Томская область, п. Улу-Юл. ул. Пролетарская, д. 38. стр. 2., формирующий фонд капитального ремонта на общем счете регионального оператора.
Ответчиком не произведена оплата ежемесячных взносов на капитальный ремонт за период с сентября 2016 года по июль 2019 года, что привело к образованию задолженности в общей сумме 175 000,69 руб.
В претензии от 04.09.2019 N 04-7874 истец потребовал оплаты имеющейся задолженности. Претензия направлена в адрес ответчика, оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
В силу пункта 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
В соответствии с частью 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано, собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев по опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ, если собственники помещений многоквартирного дома в установленный законом срок не определились со способом формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, то органом местного самоуправления, должно быть принято решение о формировании на счете регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления МКД либо решением общего собрания членов ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива (часть 1 статьи 155 ЖК РФ).
С 01.12.2014 начисление платы за капитальный ремонт производится региональным оператором с формированием специального платежного документа (извещения на оплату взноса на капитальный ремонт), который направляется собственнику помещения в многоквартирном жилом доме.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения (часть 3 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Согласно части 3 статьи 169 ЖК РФ, в действовавшей в спорный период редакции, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Факт нахождения спорного помещения в оперативном управлении ответчика подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
С учетом изложенного, ответчик обязан был ежемесячно оплачивать взносы на капитальный ремонт по находящимся в его управлении помещениям в многоквартирных домах.
По расчету истца, общая задолженность ответчика по взносам на капитальный ремонт за период с сентября 2016 года по июль 2019 года составляет 175 000,69 руб.
Расчет судом проверен, признан арифметически верным, ответчиком контррасчет не представлен.
Согласно пункту 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Кроме того, в связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, истцом также заявлено требование о взыскании с общества пени в сумме 20 361,91 руб. за период с 21.11.2016 по 21.083.2019.
Дата начала начисления пени определена, исходя из редакции пункта 14.1 статьи 155 ЖК РФ, действующего в момент нарушения срока оплаты, исходя из 1/300 ставки рефинансирования (ключевой ставки равной 7%).
Проверив представленный истцом расчет неустойки, арбитражный суд находит его арифметически верным.
Доводы подателя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушения норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, отсутствуют.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.02.2020 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-12844/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Первомайская районная больница" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Судья Н.В. Марченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-12844/2019
Истец: Фонд "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области"
Ответчик: ОГБУ здравоохранения "Первомайская районная больница"