г. Пермь |
|
09 апреля 2020 г. |
Дело N А60-57267/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Голубцова В.Г.
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу заинтересованного лица, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области,
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 20 января 2020 года,
принятое судьей Окуловой В.В., в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-57267/2019
по заявлению муниципального автономного учреждения культуры "Центр культуры и искусств "Верх-Исетский" (ИНН 6658027362, ОГРН 1026602333713)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6660155435, ОГРН 1026604972426)
об оспаривании решений N 075S19190032827, N 075S19190032826, N 075S19190032825, N 075S19190032824, N 075S19190032823, N 075S19190032822, N 075S19190032821 от 22.08.2019,
установил:
Муниципальное автономное учреждение культуры "Центр культуры и искусств "Верх-Исетский" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, управление, фонд) N 075S19190032827, N 075S19190032826, N 075S19190032825, N 075S19190032824, N 075S19190032823, N 075S19190032822, N 075S19190032821 от 22.08.2019 недействительными и незаконными действий органа пенсионного фонда.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2020 (резолютивная часть от 30.12.2019) требования удовлетворены. Признаны недействительными решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области N 075S19190032827, N 075S19190032826, N 075S19190032825, N 075S19190032824, N 075S19190032823, N 075S19190032822, N 075S19190032821 от 22.08.2019.
В порядке распределения судебных расходов с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области в пользу муниципального автономного учреждения культуры "Центр культуры и искусств "Верх-Исетский" взыскано 3000 рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать.
В апелляционной жалобе указывает, что актами управления выявлено нарушение сроков предоставления отчетности в отношении одного застрахованного лица - Рябковой Т.В. за периоды с октября 2018 года по апрель 2019 года. Отмечает, что Рябкова Т.В. была восстановлена на работе на основании определения Свердловского областного суда от 30.04.2019 по делу N 33-7242/2019, в должности художественного руководителя МАУК "Центр культуры и искусств "Верх-Исетский" с 05.09.2018. Полагает, что поскольку решение о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению, согласно п. 2.2 ст. 11 закона N 27-ФЗ заявитель должен был предоставить сведения по форме СЗВ-М до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом-месяцем. Сведения по форме СЗВ-М на застрахованное лицо, восстановленное на работе, представлены лишь 11.06.2019, следовательно, с нарушением установленного законом срока.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Государственным учреждением Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по результатам рассмотрения актов о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования вынесены решения 075S19190032827, N 075S19190032826, N 075S19190032825, N 075S19190032824, N 075S19190032823, N 075S19190032822, N 075S19190032821 от 22.08.2019, которыми заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 3500 рублей за несвоевременное представление сведений персонифицированного учета. Дополнительные сведения по форме СЗВ-М были представлены 11.06.2019.
Учреждение, полагая, что решения нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения учреждения к ответственности, поскольку страхователь вправе самостоятельно уточнять ранее поданные сведения о застрахованном лице.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании статьи 1 федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - федеральный закон N 27-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", муниципальное автономное учреждение культуры "Центр культуры и искусств "Верх-Исетский" является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 федерального закона N 27 -ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
В силу статей 8, 9, 15 федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Частью 3 статьи 17 закона N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Судом первой инстанции из материалов дела установлено, что работник учреждения Рябкова Т.В. была восстановлена на работе в должности художественного руководителя МАУК "Центр культуры и искусств "Верх-Исетский" с 05.09.2018 на основании определения Свердловского областного суда от 30.04.2019 по делу N 33-7242/2019.
За период октябрь 2018 года - апрель 2019 года учреждение своевременно предоставляло в Пенсионный фонд сведения СЗВ-М (тип - "исходный") без отражения сведений о Рябковой Т.В. как о своем работнике.
Во исполнение определения Свердловского областного суда от 30.04.2019 по делу N 33-7242/2019 Рябкова Т.В. восстановлена на работе (приказ от 06.05.2019).
11.06.2019 страхователем были направлены сведения по форме СЗВ-М, тип "дополняющая" за октябрь 2018 года - апрель 2019 года, в которой содержались сведения в отношении застрахованного лица - Рябковой Т.В.
Поскольку ранее сведения относительно застрахованного лица - Рябковой Т.В., указанного в дополняющей форме отчетов СЗВ-М, страхователем представлены не были, орган пенсионного фонда сделал вывод о нарушении организацией срока представления сведений, установленного пунктом 2.2 статьи 11 федерального закона N 27-ФЗ, что явилось основанием для вынесения заинтересованным лицом оспариваемых решений.
Вместе с тем, подача названного дополняющего отчета в отношении застрахованного лица Рябковой Т.В. была связана с тем, что на основании определения Свердловского областного суда от 30.04.2019 по делу N 33-7242/2019 Рябкова Т.В. восстановлена на работе.
В силу статьи 15 федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом, исходя из конструкции нормы статьи 17 федерального закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - инструкция) (зарегистрирована в Минюсте России 06.02.2017 N 45549, вступила в силу 19 февраля 2017 года).
Согласно пункту 37 инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (абзац 2 пункту 39 инструкции).
В соответствии с абзацем 3 пункта 39 инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенные ошибки еще до обнаружения их органом пенсионного фонда, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованного лица, не указанного в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать заявителя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности, на более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Отсутствие в Инструкции указания на неприменение санкций в случае представления сведений о застрахованном лице, сведения о котором отсутствовали в изначально поданных сведениях, в ситуации, когда данную ошибку страхователь выявил и исправил самостоятельно, не может расцениваться как отсутствие оснований для неприменения санкций, поскольку, как уже указано, статья 15 вышеназванного закона предоставляет право на дополнение сведений о застрахованных лицах.
Как установлено судом, страхователь самостоятельно выявил недостоверность в своевременно поданных отчетах и самостоятельно исправил эти сведения; орган Пенсионного фонда Российской Федерации, приняв дополняющие отчеты, согласовал такое уточнение ранее поданных сведений. Уточнение таких сведений было связано с объективными причинами (восстановление по судебному решению на работе застрахованного лица), что так же свидетельствует об отсутствии в действиях страхователя правонарушения.
В данном случае у Учреждения отсутствовала реальная возможность представить Фонду сведения о данных работника Рябковой Т.В. за период, в который данный работник считался уволенным до момента изменения решения об увольнении.
С учетом изложенного фонд неправомерно привлек учреждение к ответственности за представление в фонд сведений, скорректированных в соответствии с требованиями законодательства. Решения фонда о привлечении учреждения к ответственности не соответствует положениям закона N 27-ФЗ и вышеуказанных Инструкций, которые допускают возможность страхователю дополнять и уточнять ранее представленные им сведения о застрахованных лицах.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности Фондом не подтверждена, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и принято законное и обоснованное решение.
Доводы Фонда, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку установленных выше обстоятельств не опровергают и основанием для отмены решения суда не являются.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 января 2020 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А60-57267/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья
В.Г. Голубцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-57267/2019
Истец: АНО МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ВЕРХ-ИСЕТСКИЙ
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВЕРХ-ИСЕТСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ