г. Челябинск |
|
08 апреля 2020 г. |
Дело N А07-34927/2019 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Карпусенко С.А. рассмотрел апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.12.2019 по делу N А07-34927/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к акционерному обществу "РН-Транс" (далее - общество "РН-Транс", ответчик, податель жалобы) о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 119 179 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 826 руб. 79 коп. за период с 19.03.2019 по 19.08.2019, процентов с 20.08.2019 по день фактического исполнения обязательства.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.12.2019 (резолютивная часть от 23.12.2019) исковые требования общества "РЖД" удовлетворены.
Судебным актом также распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе общество "РН-Транс" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Апеллянт отмечает, что судом первой инстанции не учтено, что простой вагонов в составе брошенного поезда N 2319 индекс 6500-684- 6549 вызван действиями (бездействием) самого истца. Несвоевременное освобождение истцом путей необщего пользования влияет на последующий график оборота вагонов, приводя к простою вагонов ответчика на путях общего пользования.
Указывает, что в соответствии с пунктом 4.2.3 Регламента взаимодействия подразделений общества "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на путях общего пользования, утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р, уполномоченный работник станции назначения по вагонам, контейнерам, задержанным в пути следования на промежуточных железнодорожных станциях из-за невозможности их приема станцией назначения по причинам, зависящим от клиентов и прибывшим на станцию назначения, составляет акт для начисления платы только по итогам проведенного анализа. Истцом данный анализ к исковому заявлению не приложен.
С позиции ответчика, пункт 7 договора от 21.12.2018 N АФТО-4/41/1 состоятелен и без применения условий пункта 5 договора. Истцом нарушены условия пункта 7 договора в части своевременной уборки вагонов с мест погрузки/выгрузки.
Указывает, что во всех уведомлениях о завершении грузовой операции и готовности к уборке формы ГУ-26ВЦ/Э со стороны перевозчика проставлены подписи приемосдатчиков станции Бензин, свидетельствующие о том, что на предъявленные вагоны имеются перевозочные документы (транспортная железнодорожная накладная) и приемосдатчик принял их к перевозке. По мнению ответчика, именно истец обязан составить вагонный лист и проставить в транспортной железнодорожной накладной календарный штемпель. Кроме того, условиями договора от 21.12.2018 N АФТО-4/41/1 не установлено, что уборка вагонов с мест погрузки-выгрузки производится только при наличии оформленных перевозочных документов.
Апеллянт отмечает, что плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования взимается только при наличии вины грузополучателя.
В материалах дела имеется телефонограмма N 25 о необходимости подъема "брошенного" поезда N 2319 индекс 6500-684-6549 со станции Шафраново Кбш ж.д. для выполнения планов отгрузки товарной продукции с предприятия "Башнефть-УНПЗ", которая 11.03.2019 направлена начальнику Куйбышевской Дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной Дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" Федюкову О.Г.. У ответчика была возможность принять вагоны в составе брошенного поезда N 2319 индекс 6500-684-6549. Однако поезд был поднят лишь 17.03.2019, что подтверждается извещением на отправление ранее задержанных вагонов N 79 от 17.03.2019. Извещение подписано представителем ответчика с возражением. Таким образом, спорные вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования станции Шафраново Кбш ж.д. в спорный период по не зависящим от общества "PH-Транс" причинам. Составление актов общей формы ГУ-23 ВЦ по станции Шафраново Кбш ж.д. с кодом "885" является неправомерными, а начисленная плата за нахождение вагонов на путях общего пользования станции Шафраново Кбш ж.д. по вине самого перевозчика, незаконной.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2020 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в порядке упрощенного производства без проведения судебного заседания, после истечения срока, установленного судом для представления отзыва на апелляционную жалобу.
Указанным определением суд предложил сторонам не позднее 23.03.2020 представить в суд апелляционной инстанции отзывы на апелляционную жалобу.
От общества "РЖД" 04.03.2020 поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил оставить судебный акт в силе, указывая, что в материалы дела предоставлены ведомости подачи и уборки вагонов, которые составляются на основании памяток приёмосдатчика и отражают фактическое время подачи и уборки вагонов (с указанием номеров памятки на подачу вагонов и номеров памятки на уборку вагонов), а также время нахождения вагонов под грузовыми операциями, что подтверждает нарушение ответчиком технологического срока оборота вагонов, установленного договором.
Уборка вагонов с место погрузки - выгрузки производится только при наличии оформленных перевозочных документов. Ответчиком не представлены перевозочные документы, подтверждающие их наличие на момент подачи уведомления о готовности груза к перевозке. Данный факт подтверждается отметкой в уведомлениях о завершении грузовых операций, в графе "Примечание" указано: требуется предъявление вагонного листа.
Довод ответчика о том, что договором от 21.12.2018 N 4/41/1 не установлено, что уборка вагонов с мест погрузки-выгрузки производится только при наличии оформленных перевозочных документов, истец считает несостоятельным, поскольку данное требование содержится в статье 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ).
Указывает, что плата за нахождение вагонов на путях общего пользования начислена на основании актов общей формы от 08.03.2019 N 17 и от 17.03.2019 N 19, возражений в отношении данных актов ответчиком в установленный срок не представлено.
Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между обществом "РЖД" и обществом "РН-Транс" заключен договор на оказание услуг по подаче и уборке вагонов для производства грузовых операций общества "РН-Транс" на железнодорожный путь необщего пользования ПАО АНК "Башнефть" при станции Бензин Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 21.12.2018 N АФТО-4/41/1 (далее также - договор).
Пунктом 2 договора определено, что общество "РЖД" производит подачу и уборку вагонов в соответствии с условиями договора от 22.03.2012 N 4/41 на эксплуатацию железнодорожного пути не общего пользования ПАО АНК "Башнефть" при станции Бензин Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Пунктом 9 договора установлено, что технологические сроки на грузовые операции определяются в соответствии с Методикой по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утверждённой Приказом МПС РФ от 10.11.2003 N 70.
В пункте 13 договора установлено технологическое время на выполнение погрузо-разгрузочных операций с грузовыми вагонами 2 часа.
В соответствии с пунктом 13.2 договора общество "РН-Транс" обязуется своевременно и полностью оплачивать обществу "РЖД" плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном и вне перевозочного процесса, а также за нахождение на железнодорожных путях необщего пользования железнодорожного подвижного состава, установленную статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ).
Истцом в материалы дела представлены акты общей формы (т.1, л.д. 19-36).
Судом первой инстанции установлено, что 08.03.2019 на промежуточной станции Шафраново Куйбышевской ж.д. по приказу от 08.03.2019 N 623 (т.1, л.д. 15) отставлен от движения поезд N 2319 (6500-684-6549) в количестве 32 вагонов, по причине, зависящей от общества "РН-Транс" (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования и занятость путей по станции Бензин в связи с неприемом ранее прибывших вагонов в адрес общества"РН-Транс").
Извещение от 08.03.2019 N 62 о задержке поезда N 2319 (6500-684-6549) получено представителем АО "РН-Транс" Т.В. Коврижиной по доверенности от 01.11.2018 N 62/13-У (т.1, л.д. 16).
На промежуточной станции Шафраново 08.03.2019 оформлен акт общей формы N 17 (т.1, л.д. 23-25), согласно которому поезд N 2319 (6500-684-6549) отставлен от движения в связи с неприемом станцией назначения Бензин по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования, с указанием номеров всех вагонов.
Поезд N 2319 (6500-684-6549) по приказу N 684 17.03.2019 поднят с промежуточной станции Шафраново и отправлен на станцию назначения.
На промежуточной станции Шафраново 17.03.2019 оформлен акт общей формы N 19 (т.1, л.д. 19-22), согласно которому поезд N 2319 (6500-684-6549) отправлен на станцию назначения. Окончание задержки вагонов в пути следования 17.03.2019.
Извещение от 17.03.2019 N 79 об отправлении поезда N 2319 (6500-684-6549) получено представителем АО "РН-Транс" Тепловой Л.И. по доверенности от 01.11.2018 N 56/19-У (т.1, л.д. 17).
По прибытии поезда на станцию назначения составлены акты общей формы от 18.03.2019 N 1/1974 - N 1/1980, N 1/1982 - N1/1988, N1/2027 о начислении платы за нахождение вагонов на путях общества "РЖД" по причине неприема поезда железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя - общества "РН-Транс".
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается железнодорожными накладными N ЭЕ309643, N ЭЕ797985, N ЭЕ894850, N ЭЕ962874, N ЭЕ915218, N ЭЕ887320, N ЭЕ794586, N ЭЕ767976, N ЭЖ013139, N ЭЖ039676, N ЭЕ777685, N ЭЕ974965, N 04310155, N ЭЖ149967, N 04310154.
Расчёт платы за нахождение вагонов на путях общего пользования (в перевозочном процессе) по вине грузополучателя произведён в накопительных ведомостях N 000689 N 00702, N 000745 и составил 119 179 руб. с НДС.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалах дела доказательствами подтверждается факт простоя вагонов, следовавших в адрес ответчика, в связи с чем начисление обществом "РЖД" обществу "РН-Транс" 119 179 руб. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования является правомерным.
Нарушение сроков оплаты явилось основанием для взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами.
Приходя к указанным выводам, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Из содержания части 11 статьи 39 УЖТ РФ следует, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (ч. 12 ст. 39 УЖТ РФ).
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
В соответствии с пунктом 2.3. Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1, по ставкам таблицы N 1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется, в том числе, при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
В этом случае оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче (если иное время не установлено договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей)) до момента получения РЖД от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему) или до момента уведомления перевозчика владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своим локомотивом, о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования железнодорожной станции.
Статья 119 УЖТ РФ определяет, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указываются:
а) причина задержки в подаче вагонов;
б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию;
в) время начала и окончания задержки вагонов;
г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Пунктом 4.7 Правил N 26 определено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 3.1 Правил N 45 факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Пунктом 3.4 Правил N 45 предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил N 45 на станции назначения акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункт 3.5 Правил N 45).
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 13.2 договора общество "РН-Транс" обязуется своевременно и полностью оплачивать обществу "РЖД" плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном и вне перевозочного процесса, а также за нахождение на железнодорожных путях необщего пользования железнодорожного подвижного состава, установленную УЖТ РФ.
Судом первой инстанции верно установлено, что 08.03.2019 на промежуточной станции Шафраново Куйбышевской ж.д. по приказу от 08.03.2019 N 623 (т.1, л.д. 15) отставлен от движения поезд N 2319 (6500-684-6549) в количестве 32 вагонов, по причине, зависящей от общества "РН-Транс" (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования и занятость путей по станции Бензин в связи с неприемом ранее прибывших вагонов в адрес общества "РН-Транс").
Извещение от 08.03.2019 N 62 о задержке поезда N 2319 (6500-684-6549) получено представителем АО "РН-Транс" Коврижиной Т.В. по доверенности от 01.11.2018 N 62/13-У (т.1, л.д. 16).
На промежуточной станции Шафраново 08.03.2019 оформлен акт общей формы N 17 (т.1, л.д. 23-25), согласно которому поезд N 2319 (6500-684-6549) отставлен от движения в связи с неприемом станцией назначения Бензин по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования, с указанием номеров всех вагонов.
Поезд N 2319 (6500-684-6549) по приказу N 684 17.03.2019 поднят с промежуточной станции Шафраново и отправлен на станцию назначения.
На промежуточной станции Шафраново 17.03.2019 оформлен акт общей формы N 19 (т.1, л.д. 19-22), согласно которому поезд N 2319 (6500-684-6549) отправлен на станцию назначения. Окончание задержки вагонов в пути следования 17.03.2019.
Извещение от 17.03.2019 N 79 об отправлении поезда N 2319 (6500-684-6549) получено представителем общества "РН-Транс" Тепловой Л.И. по доверенности от 01.11.2018 N 56/19-У (т.1, л.д. 17).
По прибытии поезда на станцию назначения составлены акты общей формы от 18.03.2019 N 1/1974 - N 1/1980, N 1/1982 - N1/1988, N1/2027 о начислении платы за нахождение вагонов на путях общества "РЖД" по причине неприема поезда железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя - общества "РН-Транс".
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается железнодорожными накладными N ЭЕ309643, N ЭЕ797985, N ЭЕ894850, N ЭЕ962874, N ЭЕ915218, N ЭЕ887320, N ЭЕ794586, N ЭЕ767976, N ЭЖ013139, N ЭЖ039676, N ЭЕ777685, N ЭЕ974965, N 04310155, N ЭЖ149967, N 04310154.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что задержка вагонов в пути следования произошла по вине ответчика - нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования и занятость путей по станции Бензин в связи с неприемом ранее прибывших вагонов в адрес общества "РН-Транс".
Доводы ответчика о недоказанности его вины в нахождении вагонов на путях общего пользования в перевозочном процессе подлежат отклонению, поскольку обществом "РЖД" к исковому заявлению приложены ведомости подачи и уборки вагонов, подписанными сторонами без разногласий и представленными в материалы дела истцом и ответчиком, в которых зафиксировано нарушение ответчиком технологического срока оборота вагонов, установленного пунктом 9 договора от 21.12.2018 N 4/41/1, что привело к невозможности приёма вагонов, следовавших в составе поезда N 2319. Данный факт отражён в актах общей формы N 1/1974 - N 1/1980, N 1/1982 - N 1/1988, N 1/2027 от 18.03.2019, составленных в соответствии с правилами перевозки железнодорожным транспортом. Ведомости подачи и уборки вагонов составляются на основании памяток приёмосдатчика, номера которых указаны в графе 3.
С учетом наличия в материалах дела представленных обществом "РЖД" ведомостей подачи и уборки вагонов, которые отражают фактическое время подачи и уборки вагонов, подлежит отклонению ссылка ответчика на непредставление истцом анализа занятости путей.
Истцом в материалы дела представлены акты общей формы (т.1, л.д. 39-71), в которых перечислены вагоны, находящиеся на выставочных путях и готовые к подаче на железнодорожный путь, имеются ссылки на номера вагонов, даты и время их прибытия на станцию, время начала и окончания задержки вагонов. Таким образом, акты общей формы оформлены согласно требованиям статьи 119 УЖТ РФ, пункта 4.6 Правил N 26.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленными актами общей формы подтверждено, что причиной отставления поездов от движения явилось нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования и занятость путей по станции Бензин в связи с неприемом ранее прибывших вагонов в адрес общества "РН-Транс".
Ответчик в свою очередь не представил доказательств, подтверждающих отсутствие факта простоя вагонов сверх установленных сроков. Доказательств того, что задержка вагонов произошла по вине истца, в материалы дела также не представлено.
Довод ответчика о нарушении истцом обязательств по уборке вагонов обоснованно отклонен судом первой инстанции, так как согласно пункту 5 договора от 28.12.2016 N АФТО-4/41/1 с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются всей одновременно поданной группой.
Из буквального толкования условий договора от 21.12.2018 N АФТО-4/41/1 следует, что пункты 5 и 7 договора взаимосвязаны и выполнение истцом пункта 7 договора возможно только при выполнении ответчиком пункта 5 договора.
Из анализа представленных ответчиком памяток приёмосдатчика и уведомлений (документы поступили от ответчика в электронном виде через систему "Мой арбитр" 11.12.2019) следует, что данное требование не выполняется.
Так, например, по памятке приёмосдатчика N 1510 08.03.2019 подано 29 вагонов, из них возвращено 6 вагонов по памятке приёмосдатчика N 1549 10.03.2019, 19 вагонов по памятке приёмосдатчика N 1543 09.03.2019.
Данный факт подтверждает нарушение ответчиком пунктом 5 договора, что также отражается ответчиком в предоставленном им анализе занятости путей необщего пользования.
По указанному основанию не принимается ссылка заявителя жалобы на нарушение истцом пункта 7 договора от 21.12.2018 N АФТО-4/41/1.
В соответствии со статьей 25 УЖТ РФ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза. При приеме груза для перевозки перевозчик обязан проставить в транспортной железнодорожной накладной календарный штемпель. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. Перевозчик, грузоотправитель (отправитель) или грузополучатель (получатель) обеспечивает в установленном порядке сохранность перевозочных и других документов, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и иными нормативными правовыми актами.
В данном случае ответчиком не представлены перевозочные документы, подтверждающие их наличие на момент подачи уведомления о готовности груза к перевозке.
Данный факт подтверждается отметкой в уведомлениях о завершении грузовых операций (документы поступили от ответчика в электронном виде через систему "Мой арбитр" 11.12.2019), в графе "Примечание" указано: требуется предъявление вагонного листа.
Согласно пункту 1 раздела 6.1 Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД", утверждённой Распоряжением ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р, вагонный лист составляется на каждый погруженный вагон приемосдатчиком железнодорожной станции погрузки на основании данных транспортной железнодорожной накладной, оформленной ответчиком.
Таким образом, уборка вагонов с место погрузки - выгрузки производится только при наличии оформленных перевозочных документов.
Наличие подписей представителей перевозчика в уведомлениях о завершении грузовых операций свидетельствуют о получении данных уведомлений, а не о готовности вагонов к уборке. Данный факт подтверждается отсутствием оформленных перевозочных документов на вагоны, перечисленные в уведомлениях о завершении грузовых операций.
Довод ответчика о том, что договором от 21.12.2018 N 4/41/1 не установлено, что уборка вагонов с мест погрузки-выгрузки производится только при наличии оформленных перевозочных документов, несостоятелен, поскольку данное требование содержится в статье 25 УЖТ РФ.
Ссылка ответчика на телефонограмму от 11.03.2019 N 25 подлежит отклонению, поскольку указанные в ней доводы опровергаются ведомостями подачи и уборки вагонов.
Апелляционный суд приходит к выводу, что доводы общества "РН-Транс" о том, что порожние вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по не зависящим от ответчика причинам, опровергаются материалами дела.
Таким образом, оформление и расчёт платы произведён истцом в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 119 179 руб. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Истец также просил взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 3 826 руб. 79 коп. за период с 19.03.2019 по 19.08.2019 с продолжением начисления с 20.08.2019 по день фактической оплаты.
В силу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ) в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно абзацу 1 пункта 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ).
Факт нарушения ответчиком сроков внесения платы за нахождение вагонов на путях общего пользования подтвержден материалами дела, произведенный истцом расчет процентов ответчиком не оспаривается, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 3 826 руб. 79 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с продолжением начисления с 20.08.2019 по день фактической оплаты.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.12.2019 по делу N А07-34927/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья С.А. Карпусенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-34927/2019
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "РН-ТРАНС"