город Томск |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А03-323/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 г.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2024 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назарова А.В.
судей: Аюшева Д.Н.,
Чикашовой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания проводимого в онлайн-режиме с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Атрощенко Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-9603/2023) товарищества собственников жилья "Шанс" на решение от 03.10.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-323/2023 (судья Синцова В.В.) по исковому заявлению администрации города Славгорода Алтайского края (658820, Алтайский край, город Славгород, ул. К.Либкнехта, д. 136, ИНН 2210002135, ОГРН 1022200867040) к товариществу собственников жилья "Шанс" (658823, Алтайский край, город Славгород, 3-й мкр, д.14, ИНН 2210008585, ОГРН 1102210000496) об обязании содержать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Олимп", (658823, Алтайский край, город Славгород, улица Володарского, дом 101, ИНН 2210007849, ОГРН 1082210000091),
при участии в судебном заседании:
от ответчика - надлежащее подключение не обеспечено,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Славгорода Алтайского края (далее - истец, администрация) обратилась в Аарбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к товариществу собственников жилья "Шанс" (далее - ответчик, товарищество) об обязании товарищества содержать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома, расположенного по адресу: Алтайский край, город Славгород, 3- тий микрорайон, дом 14.
Решением от 03.10.2023 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены.
Ответчик с принятым судебным актом не согласился, в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование к отмене судебного акта товарищество указывает, что содержать контейнерные площадки должен орган местного самоуправления; истцом пропущен срок исковой давности.
Истец в порядке статьи 262 АПК РФ представил отзыв, в котором возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
Определением апелляционного суда от 20.12.2023 рассмотрение дела откладывалось ля представления сторонами дополнительных пояснений с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 24, 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 (далее - Обзор от 13.12.2023).
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчик осуществляет функции управляющей организации по отношению к многоквартирному дому N 14, расположенного по адресу: Алтайский край, город Славгород, 3-тий 5 микрорайон, и взимает плату за содержание общего имущества указанного многоквартирного дома.
По мнению истца, ответчиком не исполняется обязанность по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирного дома.
Письмо администрации от 27.06.2022 N 1378 с требованием о необходимости проведения работ по содержанию и обслуживанию мест (площадок) для накопления ТКО, в котором установлен срок до 01.08.2022, товариществом оставлено без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством обязанность по содержанию мест (площадок) накопления ТКО для МКД возложена на организацию, осуществляющую управление МКД.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется данным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Пунктом 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пунктом 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), определено, что места накопления (площадка) ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
При отсутствии внутридомовой инженерной системы, позволяющей размещать контейнеры в мусороприемных камерах, при складировании ТКО в контейнеры или бункеры, таковые располагаются на контейнерных площадках (подпункты "а", "б" пункта 10 Правил N 1156).
Создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО относятся к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такие обязанности лежат на других лицах (пункты 1, 2, 4 статьи 8 Закона N 89-ФЗ, пункт 18 части 1 статьи 14, пункт 14 части 1 статьи 15, пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 3 Правил N 1039).
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил N 1039).
В пунктах 24, 26 Обзора от 13.12.2023 даны следующие разъяснения.
Создание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу МКД.
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил N 1039).
Из системного толкования вышеназванных норм права следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
Таким образом, вопреки доводам истца, именно на администрацию возложена обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО, а не на ответчика.
Как указано в пункте 26 Обзора от 13.12.2023, на ответчика возложена обязанность по содержанию мест (площадок) накопления ТКО для МКД.
При этом, расходы по ее содержанию распределяются между управляющими организациями пропорционально общей площади помещений в МКД.
В пункте 25 указанно Обзора также содержатся разъяснения, согласно которым размещение контейнерной площадки ближе минимально допустимого санитарными правилами расстояния до многоквартирного дома нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.
Судом установлено, что истцом определена схема размещения мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории муниципального образования город Славгород Алтайского края, а также утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории муниципального образования город Славгород Алтайского края, которым закреплены места накопления ТКО за каждым многоквартирным домом.
В качестве места накопления ТКО для жителей спорного многоквартирного дома определена контейнерная площадка, расположенная по адресу: Алтайский край, город Славгород, 3-тий микрорайон, дом 12.
Таким образом, место накопления и сбора ТКО для спорного многоквартирного дома было организовано органом местного самоуправления в соответствии с нормами действующего законодательства.
Как верно отмечено судом первой инстанции, действующим законодательством обязанность по содержанию контейнерной площадки возложена на управляющую компанию, в связи с чем, судом правомерно удовлетворены исковые требования.
Также правомерно и мотивированно судом отклонены доводы ответчика о пропуске срока исковой давности.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанций правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями АПК РФ.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные АПК РФ, не установлены.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.10.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-323/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
А.В. Назаров |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-323/2023
Истец: Администрация г.Славгорода
Ответчик: ТСЖ "Шанс"
Третье лицо: ООО "УК "Олимп"