город Москва |
|
31 января 2024 г. |
дело N А40-173197/23 |
Резолютивная часть постановления от 22.01.2024.
Полный текст постановления изготовлен 31.01.2024.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.11.2023 по делу N А40-173197/23
по заявлению индивидуального предпринимателя Малыхиной Н.Н.
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным отказа;
при участии:
от заявителя - Земскова Л.В. по доверенности от 16.03.2022;
от заинтересованного лица - Аверкиев А.В. по доверенности от 24.01.2023;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.11.2023 признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, изложенный в уведомлении от 02.05.2023 N КУВД-001/2023-2724222/5 и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность в течение месяца с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Малыхиной Н.Н. в установленном законом порядке, путем осуществления государственный кадастрового учета и государственной регистрации прав на 3 (три) одноуровневых машино-места, номера на техническом плане: 93, 94, 95, общей площадью 39,9 кв.м., выделенных из нежилого помещения, расположенного в здании по адресу: Москва, Стремянный переулок, дом 26, общей площадью 2.453,4 кв.м., кадастровый номер 77:01:0006013:3318, на основании заявления N КУВД-001/2023-2724222.
Орган регистрации не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители заявителя и административного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 26.01.2023 представитель предпринимателя обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 26.01.2023 N КУВД-001/2023-2724222, что подтверждается уведомлением N КУВД-001/2023-2724222 от 26.01.2023 о приеме заявления и прилагаемых к нему документов на основании решения Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-301140/18 от 06.11.2019, в соответствии с которым из нежилого помещения, расположенного в здании по адресу: Москва, Стремянный переулок, дом 26, общей площадью 2.453,4 кв.м., кадастровый номер 77:01:0006013:3318, произведен частичный выдел в натуре долей заявителя, а именно 3 (трех) одноуровневых машиномест, номера на техническом плане: 93, 94, 95, общей площадью 39,9 кв.м., а также изменены доли сособственников в общей долевой собственности на указанное помещение после частичного выдела доли.
Указанное недвижимое имущество используется заявителем в целях предпринимательской деятельности.
Уведомлением от 02.05.2023 N КУВД-001/2023-2724222/5 административным органом заявителю сообщено об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Не согласившись с отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В силу п. 1 ст. 2 Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Частью 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Согласно ч. 6 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (п. п. 2, 8, 9 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (п.3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В уведомлении со ссылкой на ч. 1 ст. 41 Закона N 218-ФЗ указано о том, что в регистрирующем органе отсутствуют заявления всех правообладателей на образуемые объекты и сведения об изменении назначения, а также иных характеристик объекта с кадастровым номером 77:01:0006013:3318.
Вместе с тем, основанием для подачи заявления являлось вступившее в законную силе решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-301140/18 от 06.11.2019, в котором содержатся все сведения об изменении назначения объекта недвижимости, а именно о выделении из нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006013:3318 долей собственников в натуре в виде машино-мест, технические характеристики выделенных машино-мест на основании технического плана.
Согласно подп. 5, п. 2, ст. 14 Закона N 218-ФЗ, самостоятельным основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступивший в законную силу судебный акт.
Таким образом, требование о предоставлении заявлений всех правообладателей на все образуемые объекты является незаконным.
Следует отметить. что оспариваемый отказ регистрирующего органа создает неопределенность на будущее в отношении того, какие именно действия надлежит осуществить заявителю при повторном обращении за государственным кадастровым учетом изменений нежилого помещения и кадастровым учетом выделенных машино-мест.
Заявителем представлены все необходимые документы, отвечающие требованиям ст. 21 Закона N 218-ФЗ и соответствующие по форме и содержанию требованиям действующего законодательства.
В связи с чем имеются основания, предусмотренные ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Руководствуясь п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве восстановительной меры судом первой инстанции правомерно возложена обязанность на регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем совершения соответствующих регистрационных действий в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.11.2023 по делу N А40-173197/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-173197/2023
Истец: Малыхина Нина Николаевна
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ