г. Москва |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А40-139767/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
С.Л.Захарова, Е.В.Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества г.Москвы на решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.11.2019 по делу N А40-139767/19 (93-1160) судьи Позднякова В.Д.
по заявлению ООО "МИАЛ-С"
к 1) Правительству Москвы, 2) Департаменту городского имущества
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Волков В.В., Булатова Н.В., по дов. от 27.01.2020; |
от ответчиков: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "МИАЛ-С" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, оформленного протоколом от 15.06.2017 N ДГИ-П-182/17, в части отказа в предоставлении имущественной поддержки ООО "МИАЛ-С" в виде установления минимальной ставки арендной платы по договору аренды от 30.06.2008 N 01-00947/08 в размере 4 500 руб. в год на 2017 год за нежилое помещение площадью 690,4 кв.м. по адресу: г.Москва, Овчинниковская наб., д.6, стр.1 (раздел 17 таблицы п.1.2 протокола от 15.06.2017 N ДГИ-П-182/17).
Решением арбитражного суда 29.11.2019 указанные требования удовлетворены в полном объеме, поскольку суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение является незаконным и необоснованным и нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчики обратились с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неполно выяснены обстоятельства по делу, нарушены нормы материального и процессуального права.
Обществом представлен письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в данном отзыве.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представители ответчиков, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем соблюден.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Департаментом городского имущества г.Москвы и ООО "МИАЛ-С" заключен договор аренды 30.06.2008 N 01-00947/08 общество является арендатором нежилого помещения площадью 690, 4 кв. м по адресу: г. Москва, Овчинниковская наб., д. 6, стр. 1.
Порядок определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, регламентирован Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы; Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы"; Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N424-ПП "О создании межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства".
С 2012 общество пользовалось имущественной поддержкой по арендной плате в соответствии с постановлениями Правительства Москвы N 809-ПП и N 800-ПП от 25.12.2012.
Во избежание начисления арендной платы из расчета рыночного размера ставки, установленной Правительством города Москвы, 21.10.2016. Заявитель, имея те же основания, что и в предыдущие годы, обратился в установленном порядке в Межведомственную комиссию Правительства города Москвы с заявлением о предоставлении имущественной поддержки на 2017 с приложением комплекта документов, подтверждающих основания для ее предоставления и доказывающих наличие производственной деятельности как основного вида деятельности предприятия (вх. ДГИ-231331). Указанные документы актуализировались Заявителем ежегодно, и ранее по ним имущественная поддержка предоставлялась, начиная с 2012 года.
В ноябре 2016 обществом был получен ответ от Заинтересованного лица 2, в котором сообщалось, что вопрос о порядке и условиях предоставления имущественной поддержки отдельным категориям арендаторов прорабатывается и готовятся новые изменения.
В апреле 2017 обществом получено уведомление об установлении рыночной ставки аренды в размере 18 483,6 руб., начиная с 01.01.2017, таким образом, расчет повышенной арендной платы произведён за предыдущий период, что существенно и безосновательно ухудшило имущественное положение арендатора. Документа, на основании которого и каким органом принято такое решение, Заявителю предоставлено не было.
10.05.2017 обществом было повторно подано обращение в Департамент промышленной политики и предпринимательства города Москвы о предоставлении имущественной поддержки. В ответ на него Департамент промышленной политики и предпринимательства города Москвы письмом от 08.06.2017 N ДГИ-104352/17-(0)-1 сообщил, что им направлены запросы в соответствующие отраслевые органы исполнительной власти для предоставления заключений о наличии основания для предоставления имущественной поддержки и вопрос о предоставлении льготы Заявителю будет решен на ближайшей комиссии.
В целях скорейшего разрешения возникшей неопределенности в отношении размера ставки арендной платы Заявителем 28.06.2017 на приеме у руководителя Департамента промышленной политики и предпринимательства города Москвы предоставлены дополнительные документы, подтверждающие, что основным видом деятельности предприятия Заявителя, как и прежде, с 2012 г., является производство натяжных потолков и комплектующих к ним.
25.12.2017 обществом получено письмо от Департамента промышленной политики и предпринимательства города Москвы (N ДНПП-18-18-3173/7), в котором со ссылкой на данные Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, сообщалось, что основной вид деятельности Заявителя, согласно коду ОКВЭД, не относится к производственным.
При этом никаких документов (решение, протокол и т.п.), свидетельствующих об отсутствии оснований для предоставления предприятию льготной ставки и соответствующем решении об увеличении арендной платы в адрес Заявителя так и не поступило.
18.07.2018 обществом получена претензия от Департамента городского имущества города Москвы, согласно которой у общества имеется задолженность по арендной плате по Договору аренды от 30.06.2008 г. N 01-00947/08 за период с 01.01.2017 по 25.04.2018 в размере 16 684 975 руб. 97 коп. Претензия отправлена Заинтересованным лицом 2 несмотря на то, что дополнительное соглашение об увеличении ставки арендной платы или согласия на оплату рыночной арендной ставки от Заявителя не подписывалось.
Не согласившись с предъявленными требованиями, Заявитель письменно ответил на претензию (01.08.2018), где сообщил Заинтересованному лицу 2, что задолженность образована по причине увеличения ставки арендной платы с 3 500 руб. за 1 м2 до 18 483,6 руб. с 01.01.2017, что необоснованно, поскольку Заявителю так и не было представлено решение комиссии с правовым обоснованием увеличения арендной ставки до рыночной. Письмом от 29.08.2018 г. N ДГИ-152489/18-(0)-1 Заинтересованное лицо 2 сообщило Заявителю, что отраслевыми органами исполнительной власти города Москвы не подтверждено осуществление Заявителем видов деятельности, предусмотренных п.п. 1.2, 1.3 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП. Также в вышеуказанном письме имелась ссылка на некое коллегиальное решение Комиссии об отсутствии оснований для установления на 2017 г. льготной ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за кв.м. в год по договору аренды от 30.06.2008 г. N 01-00947/08, а также об имеющейся задолженности Заявителя по арендной плате в размере 16 684 975 руб. 97 коп. и начисленной пени.
В приложении к данному письму никаких документов, на которые ссылалось Заинтересованное лицо 2 (решение комиссии и/или заключение отраслевого органа), подтверждающих эту информацию, Заявителю не направлено.
Решение комиссии, оформленное протоколом, заключение отраслевого органа суду и Заявителю предоставлено в судебном заседании 15.05.2019 в процессе рассмотрения арбитражного дела N А40-14478/19-23-123.
Общество, в соответствии с п.1.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", являясь субъектом малого предпринимательства, арендующим объект нежилого фонда, находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему в период с 30.06.2008 по 25.04.2018 договору аренды нежилого помещения N 01-00947/08, имеет право на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства в виде предоставления льготной ставки арендной платы в размере 4 500 руб. в год за 1 кв.м. на 2017 год за арендуемое нежилое помещение как субъект производственной деятельности.
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", в редакции постановлений Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП и от 11.07.2017 N 450-ПП с 01.01.2017 субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, установлена ставка арендной платы в размере 4 500 руб. за 1 кв.м. в год.
Вместе с тем, действующая редакция вышеуказанного постановления не содержит требований о представлении в межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятии комиссией решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы. То есть предоставление имущественной поддержки арендодателем (собственником нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы) должна предоставляться автоматически.
В силу вышеизложенных обстоятельств безосновательно указанная арендодателем ставка арендной платы в размере 18 483,6 руб. применению не подлежит. Установление повышенной ставки противоречит п.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" и нарушает право Заявителя, как субъекта малого предпринимательства, на применение льготной ставки, установленной этим постановлением.
Установлено, что общество соответствует всем критериям, установленным законодательством для получения имущественной поддержки, а с 01.01.2017 имущественная поддержка в виде предоставления льготной ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за 1 кв.м. в год предоставляется императивной нормой. То есть с указанной даты не требуется соблюдения заявительного порядка и получения положительного заключения Межведомственной комиссии.
Обществу, претендующему на поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за 1 кв.м., не требовалось обращаться в Межведомственную комиссию, право на льготную ставку предоставляется автоматически.
Доказательств несоответствия обществом критериям, указанным в постановлении Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", для предоставления льготной арендной ставки, Заинтересованными лицами не представлено.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.14 федерального закона РФ от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" закреплен основной принцип поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде заявительного порядка обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки. В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов установок. транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Согласно п.1 постановления Правительства Москвы N 809-ПП от 25.12.2012 утвержден перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, на льготных условиях (приложение 1).
В соответствии с п.5 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП ставка арендной платы субъектам малого предпринимательства устанавливается Правительством Москвы.
Согласно п.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП от 25.12.2012 (в редакции постановлений Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП, от 15.12.2017 N1018-ПП), с 1 января 2017 года предоставлена имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 4 500 рублей за кв.м. в год, в том числе субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (п. 1.1).
Согласно п.2.1 указанного постановления, ставка арендной платы, указанная в пункте 1 (1) настоящего постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Комиссия) отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 (1) настоящего постановления.
В соответствии с п.2.1 постановления Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы", комиссия принимает решения о предоставлении имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м. объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, в отношении арендаторов, являющихся субъектами малого предпринимательства.
В п.5.3 постановления Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" закреплен принцип ежегодного подтверждения решения о предоставлении имущественной поддержки.
Основная часть арендованных помещений занята под организацию и обеспечение производственного процесса на высокотехнологичном оборудовании, которым располагает заявитель.
Установлено, что к заявлению были приложены доказательства, подтверждающие осуществление заявителем производственной деятельности: сертификаты соответствия, патенты, свидетельство, тех. условия ТУ 5772-001-40181477-99 на изготовление (производство) поливинилхлоридной пленки, тех. условия 5772-006-39857828-00 на профили, технологический регламент TP 5772-001-46877702-99. Указанные документы предоставлялись ранее Заинтересованным лицам.
Вместе с тем, обществом приложены документы, которые подтверждают как изготовление продукции, так и поставку ее третьим лицам. Раскройка изделий, сборка, и загрузка для дальнейшей поставки заказов осуществлялась исключительно по адресу аренды.
Вместе с этим, ссылка ответчиком на наличие задолженности по арендной плате является несостоятельной, поскольку за вышеуказанный период с января 2017 года по ставке 4 500 руб. за кв.м. в год задолженности по арендной плате у общества не имелось, что позволило ему в 25.04.2018 выкупить арендованное помещение у города Москвы, устранив разногласия по договору купли-продажи в рамках арбитражного дела N А40-628/2017.
Внесение арендной платы производилось обществом в установленном размере, с учетом ранее установленной льготной ставки и документы передавались для рассмотрения Комиссией, при том, что основания предоставления имущественной поддержки, как они определены в постановлении Правительства Москвы N 800-ПП от 25.12.2012, имелись.
Ссылка ответчиков на отрицательное заключение Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы не может быть принято во внимание, поскольку из протокола МВК (п.1.2, раздел 17) следует, что указано иное основание, явившееся поводом для незаконного отказа: "В соответствии с п. 2.1.2 приложения к постановлению правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП, учитывая отсутствие заключений отраслевого департамента и несоответствие деятельности организации требованиям пункта 1.3.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП". А это является взаимоисключающими основаниями с точки зрения правовой квалификации оснований отказа обществу в предоставлении льготной арендной ставки.
Следовательно, основания для отказа предоставлении имущественной поддержки ООО "МИАЛ-С" в вид установления минимальной ставки арендной платы по договору аренды от 30.06.2008 N 01-00947/08 в размере 4 500 руб. в год на 2017 год за нежилое помещение площадью 690,4 кв.м. по адресу: г.Москва, Овчинниковская наб., д.6, стр.1 не имелось.
Поскольку оспариваемое решение, нарушает права и законные интересы заявителя, а также создает обществу препятствия для осуществления обычной хозяйственной деятельности, то апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.11.2019 по делу N А40-139767/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-139767/2019
Истец: ООО "МИАЛ-С"
Ответчик: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10822/20
24.03.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3100/20
29.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-139767/19
02.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-139767/19