город Ростов-на-Дону |
|
09 апреля 2020 г. |
дело N А32-50170/2019 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Новик В.Л.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Дзодзиевой Екатерины Петровны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2020 по делу N А32-50170/2019 по иску Управления имущественных отношений администрации
МО Кавказский район (ИНН 2332016375, ОГРН 1042318047056) к индивидуальному предпринимателю Дзодзиевой Екатерине Петровне (ИНН 151005298370, ОГРНИП 318265100158114 ) о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных отношений администрации МО Кавказский район (далее - истец, управление) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Дзодзиевой Екатерине Петровне (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании 38 659,68 руб. неустойки по муниципальному контракту N 01183000045190004320001 от 26.08.2019.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2020 с индивидуального предпринимателя Дзодзиевой Екатерины Петровны в пользу Управления имущественных отношений администрации МО Кавказский район взыскано 36 395,10 руб. штрафа, 1 769,21 руб. пени за период с 11.09.2019 по 17.09.2019 по муниципальному контракту N 01183000045190004320001 от 26.08.2019. В удовлетворении остальной части иска - отказано. С индивидуального предпринимателя Дзодзиевой Екатерины Петровны в доход федерального бюджета взыскано 2 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель Дзодзиева Е.П. обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на отсутствие уведомления его судом первой инстанции. Из жалобы также следует, что какой-либо финансовой задолженности перед Управлением имущественных отношений администрации МО Кавказский район по договору ИП Дзодзиева Е.П. не имеет, с иском не согласна.
Согласно положениям части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве": "апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Судебное заседание проводится с ведением протокола в письменной форме и осуществлением протоколирования с использованием средств аудиозаписи в том случае, если с учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционных жалобы, представления и возражений относительно них суд вызывает лиц, участвующих в деле, в судебное заседание (часть первая статьи 335.1 ГПК РФ, часть 1 статьи 272.1 АПК РФ)".
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для вызова сторон в судебное заседание, ввиду чего апелляционная жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, согласно статье 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы", муниципальное образование Кавказский район осуществляет государственные полномочия по обеспечению, приобретению, строительству и предоставлению жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из краевого бюджета.
Размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета муниципальному образованию на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Распределение данных субвенций утверждается законом Краснодарского края о краевом бюджете по каждому муниципальному образованию.
Формирование муниципального специализированного жилищного фонда жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения, строительства, в том числе участия в долевом строительстве жилых помещений за счет средств краевого бюджета (ст. 7.1 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ).
Жилые помещения предоставляются согласно статье 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ, однократно по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
В 2019 году из краевого бюджета бюджету муниципального образования Кавказский район выделено субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" на основании Соглашения от 04.02.2019 N 363 о предоставлении в 2019, 2020 и 2021 годах из краевого бюджета бюджету муниципального образования Кавказский район субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" в размере 76 370 900 руб.
На основании дополнительного соглашения N 1 от 20.03.2019 к соглашению от 04.02.2019 N 363 о предоставлении в 2019, 2020 и 2021 годах из краевого бюджета бюджету муниципального образования Кавказский район субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", объем выделенных субвенций Кавказскому району уменьшен до 69 711 600 руб. (на приобретение 51 квартиры).
Согласно постановлению администрации муниципального образования Кавказский район от 06.03.2019 N 265 "О разграничении полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2019 году" полномочия по приобретению жилых помещений осуществляет истец.
26.08.2019 с ответчиком, как победителем аукциона в электронной форме, на основании протокола N 0118300004519000432-3 от 15.08.2019, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключен муниципальный контракт от 26.08.2019 N0118300004519000432000102 на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Кропоткин, ул. Пушкина, дом N63, кв. 34, общей площадью 44,1 кв.м., с кадастровым номером 23:44:0206045:1697.
В соответствии с пунктом 5.1 муниципального контракта от 26.08.2019 N 0118300004519000432000102, поставщик обязан передать, а заказчик принять жилое помещение в течение 10 рабочих дней после подписания контракта путем составления и подписания сторонами Акта приема-передачи жилого помещения и вручить ключи от жилого помещения. Поставщик гарантирует, что качество передаваемого жилого помещения соответствует установленным санитарным и техническим правилам и порядкам, жилое помещение является пригодным для постоянного проживания и соответствует иным требованиям, предъявляемым законом к жилым помещениям (пункт 3.1.2.3 контракта).
Поставщик гарантирует, что жилое помещение не требует капитального и текущего ремонта (пункт 3.1.2.4 контракт).
Согласно пункту 3.1.3 контракта, при получении от заказчика обоснованного требования, указанного в п.п. 3.3 - настоящего контракта, предпринять все меры, необходимые для устранения в разумный срок фактически существующих недостатков жилого помещения. Поставщик обязан передать заказчику жилое помещение в течение 10 рабочих дней после подписания настоящего Контракта путем составления и подписания акта приема-передачи жилого помещения и вручить ключи от жилого помещения (пункт 3.1.4 контракта).
На основании пункта 3.3 контракта, заказчик вправе потребовать от поставщика безвозмездного устранения недостатков жилого помещения в разумный срок в случае выявлений несоответствия требованиям настоящего контракта.
Согласно пункту 5.2 контракта, поставщик передает заказчику жилое помещение, качество которого соответствует требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям. В случае несоответствия приобретенного жилого помещения требованиям настоящего контракта, сведений (конкретных показателей) (приложение N 1), заказчик (уполномоченный представителя заказчика) в течение 2 рабочих дней с даты выявления недостатков составляет и направляет поставщику акт о выявленных недостатках жилого помещения, в котором указываются выявленные недостатки и устанавливается срок для их устранения.
Для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу.
Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может, проводится заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с действующим законодательством (пункт 5.3 контракта).
Срок на передачу поставщиком в лице ответчика жилого помещения заказчику (истцу) по условиям муниципального контракта установлен по 09.09.2019.
Из пояснений истца следует, что до 09.09.2019 ответчик не предоставлял возможности истцу осуществить приемку объекта по муниципальному контракту от 26.08.2019 N 0118300004519000432000102.
По указанному в заявке участника аукциона номеру телефона отвечал представитель ответчика и сообщал, что квартира еще в стадии ремонта.
09.09.2019 истец осуществил выезд по месту нахождения жилого помещения в целях его приемки. В ходе приемки объекта установлено, что фактическое качество передаваемого объекта не соответствует требованиям муниципального контракта от 26.08.2019, о чем составлен акт о выявленных недостатках от 09.09.2019, который направлен Дзодзиевой Е.П. с сопроводительным письмом Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Кавказский район от 09.09.2019 N 4810 на адрес электронной почты e-mail: alexleto59@mail.ru и заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации, указанному в контракте (почтовое отравление N 80093940742518 с уведомлением от 10.09.2019).
Из иска следует, что акт о выявленных недостатках от 09.09.2019 был доставлен на адрес электронной почты alexleto59@mail.ru и получен адресатом, что подтверждает уведомление почтовой системы Яндекс от 10.09.2019, 15:19.
Ответчику был предоставлен срок для устранения выявленных недостатков до 13.09.2019.
13.09.2019 приемку объекта истцу осуществить не удалось, обязанности по устранению выявленных недостатков и его поставке ответчиком не выполнены.
О планируемой приемке ответчик был проинформирован, с предложениями о согласовании изменения времени приемки к истцу не обращался.
Истцом визуально установлено, что ремонтные работы в жилом помещении не ведутся, деревянное окно в жилом помещении не заменено, что зафиксировано в акте от 13.09.2019.
В связи с вышеизложенным, в адрес ответчика была направлена претензия от 13.09.2019 N 4923 с требованием в срок до 18.09.2019 со дня получения настоящей претензии исполнить свои обязательства, предусмотренные пунктами 3.1.7, 5.1. муниципального контракта от 26.08.2019 N01183000045190004320001.
Претензия от 13.09.2019 N 4923 доставлена на адрес электронной почты alexleto59@mail.ru и получена адресатом 16.09.2019,
17.09.2019 на адрес электронной почты истца поступило заявление ответчика (вх. N 581 от 17.09.2019) о том, что жилое помещение по муниципальному контракту от 26.08.2019 N01183000045190004320001 готово к приемке, но для оформления приемки-передачи квартиры у ИП Дзодзиевой Е.П. отсутствует справка ИФНС от отсутствии задолженности по налогу на передаваемой имущество, в связи с чем ответчик просил перенести срок приемки по претензии от 13.09.2019 N 4923 на 24.09.2019.
В целях проверки информации ответчика о готовности жилого помещения к приемке, на адрес электронной почты ответчика e-mail: alexleto59@mail.ru 18.09.2019 в 09:27 было направлено письмо от 18.09.2019 N 4968 о проверки исполнения претензии от 13.09.2019 N 4923 с указанием срока выезда представителей истца в поставляемое ответчиком жилое помещение.
Письмо от 18.09.2019 N 4968 было доставлено на адрес электронной почты alexleto59@mail.ru и получено адресатом, что подтверждает уведомление почтовой системы Яндекс от 18.09.2019, 09:27.
В ходе приемки объекта, предусмотренного муниципальным контрактом от 26.08.2019 N 01183000045190004320001, в части его соответствия условиям муниципального контракта 18.09.2019 было установлено, что ответчиком (поставщиком) требования претензия от 13.09.2019 N 4923 не исполнены, фактическое состояние передаваемого объекта не соответствует требованиям муниципального контракта от 26.08.2019 года N01183000045190004320001. В квартире ведется ремонт, жилое помещение не соответствует условиям муниципального контракта. В нарушение пункта 3.1.7 муниципального контракта истцу не переданы документы на продаваемое жилое помещение, что зафиксировано в акте от 18.09.2019.
18.09.2019 от поставщика поступило предложение о расторжении муниципального контракта от 26.08.2019 N 01183000045190004320001 в связи с существенным изменением обстоятельств для ответчика. В адрес истца было также направлено подписанное со стороны ответчика соглашение о расторжении муниципального контракта от 26.08.2019.
Истцом было принято решение подписать соглашение о расторжении муниципального контракта от 26.08.2019 N 01183000045190004320001 в целях экономии времени и реализации возможности проведения еще одного электронного аукциона на приобретение жилого помещения для детей-сирот и освоения краевых субвенций в полном объеме до конца финансового года.
Заключенное между сторонами 18.09.2019 соглашение о расторжении муниципального контракта не предусматривало освобождение сторон от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по муниципальному контракту, что было отражено непосредственно в пункте 2 соглашения.
В связи с нарушением сроков передачи квартиры истцом в адрес ответчика были направлены претензии с требованием оплатить штраф и неустойку за нарушение условий муниципального контракта, оставленные ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления имущественных отношений администрации МО Кавказский район в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой, предусмотренной законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, неустойка и основания для начисления могут быть предусмотрены положениями закона, регулирующего возникшие правоотношения, а также условий заключенного договора.
В соответствии с частями 5 и 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Пунктом 6.4 муниципального контракта от 26.08.2019 N 01183000045190004320001 предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, поставщик оплачивает заказчику пеню. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Исполнителем, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Представленный истцом расчет пени судом проверен и признан неверным в части примененной процентной ставки.
С учетом положений пункта пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" судом первой инстанции произведен перерасчет пени исходя из размера ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент вынесения судебного решения, что составило 1 769,21 руб.
К числу заявленных требований также относится требование о взыскании штрафа за нарушение сроков исполнения обязательств на основании пункта 6.3 контрактов в общей сумме 36 3950,10 руб.
Согласно пункту 4 Правил, в редакции, действующей на дату исполнения обязательств (изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042", не распространяются на закупки, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС в сфере закупок до 14.08.2019), за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей.
В пункте 6.3 муниципального контракта установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, взыскивается штраф в размере 36 395,10 руб.
Из содержания пункта 36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что пеня за просрочку исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения государственного (муниципального) контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа от договора, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы.
Поскольку обязательства по контракту в установленный срок не были исполнены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности требований по взысканию неустойки за просрочку исполнения обязательств и штрафа.
Требование о взыскании штрафа правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Мотивированных доводов в апелляционной жалобе не содержится.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы. Ввиду отсутствия у суда апелляционной инстанции доказательств оплаты заявителем государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, с индивидуального предпринимателя Дзодзиевой Екатерины Петровны (ИНН 151005298370, ОГРНИП 318265100158114 ) в доход федерального бюджета надлежит взыскать 3 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2020 по делу N А32-50170/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Дзодзиевой Екатерины Петровны (ИНН 151005298370, ОГРНИП 318265100158114 ) в доход федерального 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья В.Л. Новик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50170/2019
Истец: Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Кавказский район, Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Кавказский район Краснодарского края
Ответчик: Дзодзиева Е П