г. Пермь |
|
10 апреля 2020 г. |
Дело N А50-36400/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Риб Л.Х.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица Министерства транспорта Пермского края
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 12 февраля 2020 года по делу N А50-36400/2019,
принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Автодан" (ОГРН 1095916000399, ИНН 5916022347)
к Министерству транспорта Пермского края (ОГРН 1035900070678, ИНН 5902291090),
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Автодан" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 13- а/2019 по делу об административном правонарушении от 13.11.2019, вынесенного Министерством транспорта Пермского края (далее - Министерство, административный орган), которым общество привлечено к административной по части 3 статьи 8.2.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае" (далее - Закон N 460-ПК) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12 февраля 2020 года, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь в обоснование жалобы на доказанность в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, выразившегося в нарушении обществом схемы движения маршрута (транспортное средство не осуществило заезд на остановочный пункт). Не оформление результатов проведения совместного оперативно-профилактического мероприятия, по мнению апеллянта, не является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Заявитель по делу в срок, установленный определением суда от 26.02.2020 (до 25.03.2020), отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, 27.09.2019 в районе остановочного пункта "Конец Бор" в г. Краснокамске при проведении совместного оперативно-профилактического мероприятия сотрудниками Министерства и ОГИБДД Управления МВД России по Краснокамскому району обнаружено несоответствие движения по маршруту N 150, а именно: отсутствие отправления транспортного средства в 12 часов 15 минут с указанного остановочного пункта, что свидетельствует об осуществлении перевозки в нарушение утвержденной схемы межмуниципального маршрута регулярных перевозок N150 "Конец Бор г.Краснокамск - г.Пермь" (далее -маршрут N 150).
Согласно реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, опубликованному на официальном сайте Министерства транспорта Пермского края http://mintrans.permkrai.iri и свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту N 150 об осуществлении перевозок по маршруту N 150, выданном обществу, конечными остановочными пунктами являются - п. Конец Бор г. Краснокамска и автовокзал г. Перми. Промежуточным остановочным пунктом является Автовокзал г. Краснокамска.
Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил выявленный факт нарушения обществом абзаца 5 пункта 2.2 Требований к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 24.06.2016 N 399-п, которыми предусмотрено, что регулярные перевозки осуществляются в соответствии со схемой межмуниципального маршрута и расписанием движения транспортных средств по данному маршруту.
По факту установленного нарушения уполномоченным должностным лицом Министерства 31.10.2019 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 13-а/2019, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление от 13.11.2019 N 13-а/2019 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.2.1 Закон N 460-ПК в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и отмене.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о недоказанности в действиях общества состава вменяемого правонарушения и удовлетворил заявленные требования.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, рассмотрев изложенные в апелляционной жалобе доводы, проверив правильность применения судом положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 8.2.1 Закона N 460-ПК, осуществление перевозки в нарушение утвержденной схемы межмуниципального маршрута влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к статье 8.2.1 Закона N 460-ПК под перевозками в этой статье понимаются перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении или невыполнении лицом требований, установленных органами государственной власти Пермского края правил (порядка) организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Пермского края от 12.10.2006 N 19-КЗ "Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края" и Положением о Министерстве транспорта Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 07.09.2012 N 828-п, таким органом является Министерство транспорта Пермского края.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Законом Пермского края от 12.10.2006 N 19-КЗ "Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края" постановлением Правительства Пермского края от 24.06.2016 N 399-п утверждены Требования к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (далее - Требования N 399-п).
Исходя из пункта 1 Требований N 399-п, перевозка пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, действующих на территории Пермского края.
В соответствии с пунктом 2.2 Требований N 399-п, рейс считается невыполненным: при опоздании транспортного средства более чем на 30 минут; при отправлении транспортного средства раньше утвержденного расписания; при отклонении транспортного средства от схемы маршрута на расстояние более 100 метров. Регулярные перевозки осуществляются в соответствии со схемой межмуниципального маршрута и расписанием движения транспортных средств по данному маршруту.
Под схемой маршрута понимают документ, удостоверяющий конкретный маршрут, содержащий сведения о маршруте и об организации движения транспортных средств на маршруте (в виде графического условного изображения с указанием всех остановочных пунктов, расстояний между ними, развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, путепроводов, опасных участков) (пункт 1.2 Порядка установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 18.05.2015 N 304-п).
Расписание представляет собой график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта (пунктом 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта").
Исходя из совокупности вышеприведенных норм, суд первой инстанции правильно заключил, что схема межмуниципального маршрута и расписание
движения транспортных средств по данному маршруту представляют собой два самостоятельных документа. При этом расписание движения транспортных средств по маршруту в схему межмуниципального маршрута не включается.
Из обстоятельств дела судом установлено, что основанием для вынесения оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 8.2.1 Закона N 460-ПК явились выводы административного органа о неосуществлении заявителем перевозки по маршруту N 150 с остановочного пункта "Конец Бор" в г. Краснокамск в 12 час. 15 мин. 27.09.2019. При этом сведения об опоздании транспортного средства более чем на 30 минут; отправлении транспортного средства раньше утвержденного расписания; отклонении транспортного средства от схемы маршрута на расстояние более 100 метров в оспариваемом постановлении не приведены.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, установленное административном органом нарушение свидетельствует о несоблюдении обществом утвержденного расписания движения транспортных средств по спорному маршруту. Вместе с тем, несоблюдение утвержденного расписания движения транспортных средств по спорному маршруту объективную сторону административного правонарушения по части 3 статьи 8.2.1 Закона N 460-ПК не образует, поскольку не свидетельствует об осуществлении перевозки в нарушение утвержденной схемы межмуниципального маршрута.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда, что в действиях заявителя не доказано событие правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 8.2.1 Закона N 460-ПК, следовательно, административным органом не доказан состав вмененного административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела апелляционный суд обязан учитывать следующее.
Согласно частям 1, 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
В рассматриваемом случае вменяемое нарушение выявлено административным органом 27.09.2019, протокол об административном правонарушении составлен 31.10.2019, следовательно, установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции истек.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2015 N 9-АД15-13, от 08.06.2015 N 302-АД14-4203, от 17.03.2016 N 46-АД16-3 и др., по истечении срока давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности и о привлечении к административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности суду необходимо учитывать положения пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в силу которых не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края 12 февраля 2020 года по делу N А50-36400/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья
Л.Х. Риб
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-36400/2019
Истец: ООО ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "АВТОДАН"
Ответчик: Министерство транспорта Пермского края