г. Пермь |
|
10 апреля 2020 г. |
Дело N А60-59498/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Муравьевой Е.Ю.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Леангрупп-Урал",
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 13 января 2020 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-59498/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Леангрупп-Урал" (ИНН 6679092789, ОГРН 1169658054829)
к Уральской электронной таможне (ИНН 6671087515, ОГРН 1186658051271)
о признании незаконными постановлений о назначении административного наказания N 10511000-199/2019 от 30.09.2019 года, N 10511000-200/2019 от 30.09.2019 года,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Леангрупп-Урал" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Уральской электронной таможне (ИНН 6671087515, ОГРН 1186658051271) о признании незаконными постановлений о назначении административного наказания N 10511000-199/2019 от 30.09.2019, N 10511000-200/2019 от 30.09.2019.
Решением Арбитражного суда Свердловской области, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть от 27.12.2019, мотивированное решение изготовлено 13.01.2020), в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель приведены доводы о малозначительности административного правонарушения и применении ст. 2.9 КоАП РФ; о привлечении к административной ответственности дважды за одно и то же, так как административное правонарушение было завершено в момент первоначального принятия банком подтверждающих документов (13-14.11.2017); общество считает, что вина юридического лица отсутствует, так как правонарушение совершено по вине должностного лица.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова участвующих в деле лиц, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (11.03.2020).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16.09.2019 ООО "ЛеанГрупп-Урал" (Россия, Покупатель, Резидент) и ООО "ЛеанГрупп" (Белорусь, Продавец, Нерезидент) заключен договор на поставку товара на сумму 400 000 000,00 рублей РФ. Договор вступает в силу с момента подписания и действует по 31.12.2019.
13.02.2017 в соответствии с указанным договором в уполномоченном банке ООО Банк "НЕИВА" (далее - Банк) оформлен паспорт сделки N 17020007/1293/0000/2/1.
В ходе проверки, проведенной заинтересованным лицом в отношении заявителя, установлено, что ООО "ЛеанГрупп-Урал", нарушив пункты 9.2.2 и 9.7 Инструкции 138-И, совершило административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившееся в нарушении установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, и частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившееся в нарушении установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям более чем на тридцать дней.
17.09.2019 года заинтересованным лицом в отношении заявителя составлены протокол об административном правонарушении по ч. 6.2, ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
30.09.2019 заинтересованным лицом вынесены постановления о назначении административного наказания N 10511000-199/2019 от 30.09.2019 года, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб., N 10511000-200/2019 от 30.09.2019 года, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанными постановлениями, общество с ограниченной ответственностью "Леангрупп-Урал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества имеется составы вмененных правонарушений, оснований для признания постановлений административного органа незаконными не имеется.
Исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд признает выводы суда первой инстанции правильными, решение законным и обоснованным.
Согласно ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Поскольку размер штрафа, урегулированного в частях 6.1 - 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, возрастает в зависимости от времени просрочки, исчисляемого в днях, такой период просрочки должен включать дни, в которые обязанность по представлению подтверждающих документов (форм учета, отчетности, информации) по валютным операциям является исполнимой, то есть рабочие дни (как и в приведенных положениях Инструкции от 04.06.2012 N 138-И и Инструкции от 16.08.2017 N 181-И).
В соответствии с ч.2 ст.24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учёт и составлять отчётность по проводимым ими валютным операциям, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст.5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный банк Российской Федерации как орган валютного регулирования в Российской Федерации издает в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов, а также устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
Согласно п.2 ч. 3 ст.23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Согласно п. 1.5 Инструкции 138-И справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которой установлены Инструкцией, являются формой учета по валютным операциям резидентов.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам), на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки, установлен главой 9 Инструкции 138-И.
Согласно подп.9.1.2 п.9.1 Инструкции 138-И, в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, резидент представляет в банк ПС, за исключением случая, указанного в пункте 9.5 настоящей Инструкции, одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) иным способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов, или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору) (далее - подтверждающие документы): транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы, статистическую форму учета перемещения товаров, установленную Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами -членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2011 года N 40, и (или) иные документы, содержащие сведения о вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, поставке, перемещении) или ввозе товара на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении), оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
В соответствии с подп.9.2.2 п.9.2 Инструкции 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 Инструкции, представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции.
Пунктом 9.3 Инструкции 138-И установлено, что датой оформления подтверждающих документов, указанных в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 и в пункте 9.7 Инструкции, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе.
Пунктом 18.9 Инструкции 138-И установлено, что справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах, документы, связанные с проведением валютных операций, подтверждающие документы, необходимые для заполнения справок уполномоченным банком, считаются представленными резидентом в срок, если они представлены резидентом в сроки, установленные Инструкцией, и приняты уполномоченным банком в срок, установленный пунктом 18.2 Инструкции.
Инструкция 138-И утратила свою силу с 01.03.2018 года в связи со вступлением в силу Инструкции Банка Российской Федерации от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция 181-И).
Согласно п. 1.3 Инструкции 181-И справка о подтверждающих документах, порядок и сроки представления которой установлены Инструкцией, является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов.
Аналогичные требования по представлению резидентами подтверждающих документов по контрактам, принятым на учет банком, установлены главой 8 Инструкции 181-И, согласно которым:
- п.8.1 - при исполнении, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору), в отношении которого настоящей Инструкцией установлено требование о его постановке на учет, резидент должен представить в банк УК одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 6 к Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение, прекращение обязательств, перемену лица в обязательстве, изменение суммы обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от расчетов (далее - подтверждающие документы);
- п.п.8.1.3 - в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта, и (или) документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота;
-п.8.2, п.п.8.2.2 - справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 8.1 Инструкции, представляются резидентом в банк УК в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 8.1.2 - 8.1.4 пункта 8.1 Инструкции;
-п.8.2.2 п.8.2 - в случае если информация об исполнении обязательств, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору) содержится в нескольких подтверждающих документах, то срок представления справки о подтверждающих документах, заполненной на основании всех таких документов, установленный настоящим подпунктом, отсчитывается от наиболее поздней по сроку даты оформления соответствующего подтверждающего документа.
-п.8.3 - датой оформления подтверждающего документа, указанного в подпунктах 8.1.2 - 8.1.4 пункта 8.1 ив пункте 8.7 Инструкции, считается наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления или дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), содержащаяся в подтверждающем документе;
-п.8.7 - при изменении сведений, содержащихся в принятой банком УК справке о подтверждающих документах (за исключением сведений о банке УК или резиденте), резидент в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после указанной в пункте 8.3 Инструкции даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, с учетом срока, указанного в абзаце втором подпункта 8.2.2 пункта 8.2 Инструкции, должен представить в банк УК новую справку о подтверждающих документах, содержащую скорректированные сведения, с приложением документов, подтверждающих такие изменения;
-п. 15.8 - датой представления резидентом в уполномоченный банк документов и информации, которые указаны в Инструкции, считается дата их получения уполномоченным банком, зафиксированная в соответствии с порядком уполномоченного банка о регистрации (приеме) поступающих (входящих) документов, включая документы в электронном виде;
-п. 16.7 - требования Инструкции о представлении резидентом, физическим лицом - резидентом в уполномоченный банк документов и информации в установленные Инструкцией сроки будут выполнены резидентом, физическим лицом - резидентом в случае, если они представлены резидентом, физическим лицом - резидентом в уполномоченный банк в сроки, установленные Инструкцией, и приняты уполномоченным банком в сроки, установленные пунктом 16.2 Инструкции.
Таким образом, Инструкция 181-И не изменяет обязанность, порядок и срок представления резидентом в банк подтверждающих документов по контрактам, принятым на учет; вновь изданный акт органа валютного регулирования содержит требования, аналогичные ранее установленным положениями Инструкции 138-И.
Из материалов дела следует, что новая справка о подтверждающих документах, содержащая скорректированные сведения о дате подтверждающего документа 01.11.2017 с документами, подтверждающими такие изменения, представлена ООО "ЛеанГрупп-Урал" в банк 18.07.2019, то есть с нарушением установленного п.9.7 Инструкции 138-И срока на 382 рабочих дня. Дата принятия банком новой справки о подтверждающих документах - 18.07.2019.
Материалами дела подтверждается, что обществом нарушен п. 9.2.2. Инструкции N 138-И, так как срок представления форм учета и отчетности нарушен борлее чем на 10 дней, но не более чем на 30, а также нарушен п. п. 9.7 Инструкции, так как новая справка о подтверждающих документах, содержащая скорректированные сведения о дате подтверждающего документа 01.11.2017 с документами, подтверждающими такие изменения, представлена обществом в банк с нарушением на срока на 382 рабочих дня, что свидетельствует о наличии событий административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 6.2, 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя в совершении правонарушения таможенным органом установлена при рассмотрении дела об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении.
Вина общества выражается в непринятии всех необходимых и возможных мер для соблюдения обязательных требований валютного законодательства.
Доводы жалобы о том, что вина в нарушении сроков представления справки о подтверждающих документах лежит на должностном лице - главном бухгалтере организации, ответственном за предоставление форм учета и отчетности по валютным операциям, апелляционным судом отклоняются, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и положениями Инструкции Центрального Банка России N 181-И обязанность по представлению уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций возложена на резидента - юридическое лицо, заключившее внешнеторговый контракт. Общество в целях надлежащего исполнения своих обязанностей должно осуществлять надлежащий внутриорганизационный контроль за исполнением обязанностей его должностными лицами. Между тем, в данном случае факт допущенной просрочки представления справки о подтверждающих документах по контракту свидетельствует о том, что юридическое лицо не осуществляло соответствующий контроль либо осуществляло его ненадлежащим образом.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в действиях общества имеются составы административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.2, ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод общества о повторности привлечения к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения, поскольку в рассматриваемом случае имеют место два самостоятельных административных правонарушения по ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ и по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, а не повторность привлечения к ответственности в соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
Постановления приняты в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенные административные наказания соответствует минимальным размерам санкций ч. 6.2, ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ. Правовых оснований для замены назначенного наказания в виде административного штрафа предупреждением в порядке ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку информация об ООО "ЛеанГрупп-Урал" в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствует.
Доводы заявителя о возможности признания правонарушения малозначительным и освобождении его от административной ответственности исследованы судом первой инстанции в ходе рассмотрения спора по существу и с учетом всех обстоятельств совершения правонарушения и его последствий обоснованно отклонены.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 18, п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, апелляционный суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Общество является профессиональным участником валютных отношений, заключает и исполняет внешнеторговые контракты, допущенное нарушение имело место в рамках осуществления обычной коммерческой деятельности юридического лица, в связи с чем оснований для характеристики рассматриваемого случая в качестве исключительного у суда не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области, принятое в порядке упрощенного производства, от 13 января 2020 года по делу N А60-59498/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья
Е.Ю. Муравьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-59498/2019
Истец: ООО "ЛЕАНГРУПП-УРАЛ"
Ответчик: ОСП УРАЛЬСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2064/20
13.01.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-59498/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-59498/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-59498/19