город Омск |
|
10 апреля 2020 г. |
Дело N А70-18746/2019 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лотова А.Н.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1507/2020) общества с ограниченной ответственностью "Эскада" на решение Арбитражного суда Тюменской А70-18746/2019 (судья Минеев О.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эскада" (ИНН 7215001222, ОГРН 1067215012171) к Департаменту потребительского рынка и туризма Тюменской области об оспаривании постановления от 15.10.2019 о назначении административного наказания по делу N 254-Ю15.13/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эскада" (далее - заявитель, общество, ООО "Эскада") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением об оспаривании постановления Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, департамент) от 15.10.2019 о назначении административного наказания по делу N 254-Ю15.13/2018.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-18746/2019, резолютивная часть которого принята 17.01.2020, в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения как незаконного и необоснованного, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В письменном отзыве на жалобу заинтересованное лицо просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
С учетом приведенных положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова лиц, участвующих в деле, с извещением их посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-сайте суда.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что в Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области поступило письмо Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу от 18.02.2019 N у5-1390/02-18 с приложением списка организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи на территории Тюменской области и не представивших в установленном порядке декларации за четвертый квартал 2018 года. В перечень указанных организаций и индивидуальных предпринимателей включено ООО "Эскада".
Согласно данным из Единой государственной автоматизированной информационной систем (ЕГАИС), предназначенной для учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, департаментом установлено, что ООО "Эскада" подключено к системе, зафиксированы факты оборота пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
Согласно сведениям из отчета "Организации, осуществляющие закупку алкогольной продукции за 4 квартал 2018 года по Тюменской области по кодам (261, 262, 263, 500, 510, 520)", полученным заинтересованным лицом с портала Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, в период с 01.10.2018 по 31.12.2018 обществом от поставщиков алкогольной продукции (код вида продукции 261, 263, 500, 510, 520) получено 0,471334 тысяч дал. Отчеты об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по 1 регистру, сформированные на официальном портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, свидетельствуют о том, что у ООО "Эскада" на остатке по состоянию на 01.10.2018 находилось 1,20275 тысяч дал, по состоянию на 31.12.2018 - 1 67409 тысяч дал алкогольной продукции с кодом вида 500, 520.
В нарушение действующих в сфере регулирования оборота алкогольной продукции требований обществом не представлена декларация по форме N 12 об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи за четвертый квартал 2018 года.
Изложенные обстоятельства послужили основанием составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 03.09.2019, согласно которому действия заявителя квалифицированы в соответствии со статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении, департамент вынес постановление от 15.10.2019 о назначении административного наказания по делу N 254-Ю15.13/2018, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая постановление департамента незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем общество не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его изменения.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере налогообложения деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в несвоевременной подаче деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта.
Правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи.
Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила).
Согласно пунктам 14, 15, 16, 19, 21 поименованных Правил организации и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме N 12 ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки, которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
В нарушение указанных требований ООО "Эскада" в установленный срок не представлена декларация по форме N 12 об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи за четвертый квартал 2018 года, что образует в действиях заявителя событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается факт не представления декларации за четвертый квартал 2018 года, следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в бездействиях заявителя события административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что обществом предпринимались исчерпывающие меры для соблюдения требований действующего законодательства об обороте алкогольной продукции в Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Процедура привлечения ООО "Эскада" к административной ответственности соблюдена, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным должностным лицом департамента. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Между тем, при вынесении оспариваемого решения судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (статья 3.1 КоАП РФ).
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 Кодекса).
Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривается, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При вынесении оспариваемого постановления департаментом установлено наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства, а именно - повторного совершения однородного правонарушения. Согласно постановлению от 15.10.2019 о назначении административного наказания по делу N 254-Ю15.13/2018 общество ранее было привлечено к административной ответственности постановлениями от 16.01.2019 по делу N 348-Ю-15.13/2018 (дата вступления в законную силу - 30.01.2019), от 27.03.2019 по делу N 437-Ю-15.13.2018 (дата вступления в законную силу - 05.09.2019), от 10.07.2019 по делу N 102-Ю-15.13/2019.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения - это совершение административного нарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ.
В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.
Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьи 4.6 КоАП РФ, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность. При применении указанной нормы следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ (пункт 19.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Таким образом, для признания совершенного административного правонарушения повторным необходимо, чтобы последующее административное правонарушение было совершено в период с даты вступления в силу решения по предшествовавшему делу об административном правонарушении до истечения одного года со дня окончания исполнения данного решения.
В настоящем случае датой совершения административного правонарушения является 22.01.2019, то есть день, следующий за датой, не позднее которой возложенная на общество обязанность подлежала исполнению. По состоянию на 22.01.2019 постановление департамента от 16.01.2019 по делу N 348-Ю-15.13/2018 не вступило в законную силу, а постановления от 27.03.2019 по делу N 437-Ю-15.13.2018 и от 10.07.2019 по делу N 102-Ю-15.13/2019 не были вынесены. Следовательно, в момент совершения административного правонарушения, за совершение которого общество привлечено к ответственности постановлением от 15.10.2019 по делу N 254-Ю15.13/2018, отягчающее обстоятельство повторности правонарушения отсутствовало.
Материалы настоящего дела не свидетельствуют о наличии отягчающих ответственность обстоятельств. С учетом изложенного наказание в виде административного штрафа подлежало определению в минимальном размере, то есть в размере 50 000 руб.
При этом основания для оценки допущенного заявителем административного правонарушения как малозначительного в соответствии с правилами статьи 2.9 КоАП РФ и для замены административного штрафа иным видом наказания не усматриваются апелляционным судом.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены постановления департамента от 15.10.2019 о назначении административного наказания по делу N 254-Ю15.13/2018 в части назначения обществу наказания в размере, превышающем 50 000 руб.
Решение Арбитражного суда Тюменской области, принятое по делу N А70-18746/2019, подлежит изменению. Апелляционная жалоба общества удовлетворена частично.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционных жалоб не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эскада" удовлетворить частично. Изменить решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.02.2020 по делу N А70-18746/2019, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Требования общества с ограниченной ответственностью "Эскада" удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить постановление Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области от 15.10.2019 о назначении административного наказания по делу N 254-Ю15.13/2018 в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере, превышающем 50 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
А.Н. Лотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-18746/2019
Истец: ООО "ЭСКАДА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И ТУРИЗМА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ