г. Челябинск |
|
13 апреля 2020 г. |
Дело N А76-48934/2019 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бояршиновой Е.В. рассмотрел апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сосновском районе Челябинской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.01.2020 по делу N А76-48934/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в Сосновском районе Челябинской области (межрайонное) (далее - заявитель, Управление, страховщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Навигатор" (далее - ответчик, ООО "Навигатор", общество, страхователь) о взыскании финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за февраль 2019 года в размере 500 рублей.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требования страховщику отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, страховщик обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, требование удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что дополнительное представление страхователем сведений на работника, в отношении которого они не были представлены ранее, является не исправлением ошибок в ранее представленных сведениях, а представлением сведений с нарушением срока.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, страховщиком проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 22 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа, по результатам которой составлен акт от 13.05.2019 и принято решение от 19.06.2019, которым страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 рублей.
07.03.2019 страхователем представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "исходная" на 1 застрахованное лицо за отчетный период февраль 2019 г., то есть в пределах установленного срока.
13.04.2019 страхователем представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "дополняющая" за отчетный период февраль 2019 г. на 1 застрахованной лицо, сведения на которое 07.03.2019 страхователем представлены не были.
17.07.2019 в целях добровольной уплаты финансовой санкции должнику выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
25.11.2019 в связи с тем, что сумма штрафа страхователем не уплачен, страховщик обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании со страхователя финансовой санкции в принудительном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии состава нарушения в действиях страхователя.
Частью 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в главе 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (часть 2 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со статьей 15 Закон N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закон N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Основанием для привлечения страхователя к ответственности Управление считает представление страхователем сведений по форме СЗВ-М за февраль 2019 года с нарушением срока, а именно: 13.04.2019 вместо 15.03.2019.
Из содержания части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) по непредставлению в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Поскольку страхователем поданы сведения по форме СЗВ-М за февраль 2019 г. с признаком "дополняющая", то в настоящем случае данное обстоятельство нельзя квалифицировать как представления страхователем указанных сведений с нарушением срока, поэтому указанное не образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Формальный подход к вопросу привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, является правомерным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.01.2020 по делу N А76-48934/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сосновском районе Челябинской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Е.В. Бояршинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-48934/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОСНОВСКОМ РАЙОНЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "НАВИГАТОР"