город Томск |
|
13 апреля 2020 г. |
Дело N А27-27558/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Логачева К.Д., рассмотрел в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белово Кемеровской области (межрайонного) (N 07АП-1797/2020) на решение от 27.01.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-27558/2019 (судья Мраморная Т.А.), по заявлению акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (650054, г. Кемерово, б-р Пионерский, д. 4 А, ОГРН 1034205040935, ИНН 4205049090) к государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) (652600, г. Белово, ул. Волошиной, д. 10, ОГРН 1174205016853, ИНН 4202052136) о признании недействительными решенийот 11.11.2019 N 052S19190015291, N 052S19190015292.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - общество, заявитель, страхователь, АО "УК "Кузбассразрезуголь") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) (далее - заинтересованное лицо, Управление, Пенсионный фонд) от 11.11.2019 N 052S19190015291 и N 052S19190015292 о привлечении к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N27-ФЗ за отчетный период -май, июнь2019года.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.01.2020 заявленные требования удовлетворены, решения Управления от 11.11.2019 N 052S19190015291 и N 052S19190015292 признаны недействительными.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции проигнорирован факт направления страхователю уведомления об устранении ошибок. У Пенсионного фонда отсутствовала необходимость уведомления страхователя об ошибках, поскольку Пенсионный фонд не располагал сведениями о кадровом составе страхователя на момент представления сведений по форме СЗВ-М.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2020 апелляционная жалоба принята к производству в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, отраженных в пунктах 47, 49 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", обществу предложено представить в апелляционный суд письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "УК "Кузбассразрезуголь" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на то, что обществом самостоятельно выявлены ошибки в представленных в Управление сведениях.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проверки Пенсионным фондом установлено, что 03.06.2019 Общество представило форму СЗВ-М (исходная) за май 2019 года, а 01.07.2019 - за июнь 2019 года на 3058 и 3078 застрахованных лиц соответственно.
31.07.2019 страхователем представлены дополняющие формы СЗВ-М за май и июнь 2019 года на 1 застрахованное лицо, что подтверждается унифицированным протоколом проверки со статусом "документ принят".
УПФР составлен акт о выявлении правонарушения, приняты решения от 11.11.2019 N 052S19190015291 и N 052S19190015292 о привлечении страхователя за представление неполных сведений к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб. по каждому решению.
Полагая, что указанные решения являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в рассматриваемом случае состава правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Апелляционный суд находит обжалуемый судебный акт обоснованным и соответствующим действующему законодательству исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ, статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 167-ФЗ) общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом -месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗза непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что сведения по форме СЗВ-М за май 2019года и за июнь 2019 года страхователь представил в Пенсионный фонд своевременно. Представленная отчетная форма принята Управлением, ошибки не выявлены, о чем страхователь проинформирован Пенсионным фондом.
31.07.2019 страхователем представлены дополняющие формы СЗВ-М за май 2019 года и за июнь 2019 года на 2 застрахованных лиц, которые также принята Управлением.
Доказательства того, что скорректированные Обществом сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, не представлены.
Установив то, что формы СЗВ-М тип "исходная" за май и июнь 2019 года направлены обществом с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, допущенные ошибки обществом самостоятельно выявлены и исправлены путем представления дополняющих форм, при этом доказательств направления Пенсионным фондом в адрес страхователя уведомлений об устранении выявленных ошибок в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ(пункт 39 Инструкции N 766н).
Довод апелляционной жалобы о том, что факт направления уведомления об устранении ошибок отражен в решении N 052S19190015291, отклоняется апелляционным судом, поскольку Управлением не представлено доказательств подтверждающих направление уведомления в адрес общества. Доказательств получения обществом соответствующего уведомления материалы дела также не содержат.
Доводы Управления об отсутствии с его стороны необходимости уведомления страхователя об ошибках в связи с тем, что Пенсионный фонд не располагал сведениями о кадровом составе страхователя на момент представления сведений по форме СЗВ-М, подлежат отклонению, поскольку исходя из вышеизложенных законодательных положений страхователь имеет право на самостоятельное устранение выявленных ошибок или неполноты представленных в отношении застрахованных лиц сведений до обнаружения таковых Пенсионным фондом, при этом срок представления таких сведений законодательно не установлен.
Таким образом, в рассматриваемом случае общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный отчетный период (май, июнь 2019 года), откорректировав их путем представления в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах за указанный период, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.01.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-27558/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белово Кемеровской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья К.Д. Логачев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-27558/2019
Истец: АО Угольная Компания "Кузбассразрезуголь"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области