город Томск |
|
12 апреля 2020 г. |
Дело N А45-39187/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Логачева К.Д., рассмотрел в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения-Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Карасукском районеНовосибирской области (межрайонного) (N 07АП-1920/2020) на решение от 03.02.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-39187/2019(судья Нахимович Е.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РУСЬ" (632902, Новосибирска обл., р.п. Краснозерское, ул. Октябрьская, д. 1/1, ИНН 5427106946,ОГРН 1055456015230) к государственному учреждению -Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Карасукском районе Новосибирской области (межрайонному) (632868, Новосибирская обл., г. Карасук, ул. Тимонова, д. 1) о признании решения от 25.10.2019 N 064S19190046782 недействительным.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РУСЬ" (далее -заявитель, страхователь, общество, ООО "РУСЬ") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании решения от 25.10.2019 N 064S19190046782 недействительным в части размера финансовой санкции, заинтересованное лицо: Государственное учреждение -Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Карасукском районе Новосибирской области (межрайонное) (далее - заинтересованное лицо, Управление, Пенсионный фонд).
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 03.02.2020 (резолютивная часть изготовлена 10.01.2020) заявленные требования удовлетворены, решение Пенсионного фонда от 25.10.2019 N 064S19190046782 признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в настоящем случае сведения на 97 застрахованных лиц представлены страхователем впервые и с нарушением законодательно установленного срока.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 апелляционная жалоба принята к производству в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, отраженных в пунктах 47, 49 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", обществу предложено представить в апелляционный суд письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу.
В порядке статьи 262 АПК РФ общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом,13.09.2019 страхователем по телекоммуникационным каналам представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетный период "август 2019 года" на 1 человека.
20.09.2019 страхователем по телекоммуникационным каналам связи дополнительно представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период "август 2019 года" на 97 человек.
По результатам проверки Управлением составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.09.2019N 064S18190044718.
Заместителем начальника Управления вынесено решение от 25.10.2019N 064S19190046782 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций на сумму 48500 рублей.
Не согласившись с данным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в рассматриваемом случае оснований для применения к обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Апелляционный суд находит обжалуемый судебный акт обоснованным и соответствующим действующему законодательству исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Закона N 27-ФЗ, общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В абзаце 3 пункта 39 Инструкции N 766н (в редакции, действующей в спорный период) указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за август 2019 года в отношении 97 застрахованных лиц.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетный период- август 2019 года - не позднее 16 сентября 2019 года.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за август 2019 года в установленный законом срок.
Ошибки в части не указания в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета на 97 застрахованных лиц выявлены, исправлены и форма СЗВ-М тип "дополняющая" за август 2019 года представлена обществом самостоятельно.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
Доказательства того, что скорректированные обществом сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за август 2019 года являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание то, что форма СЗВ-М тип "исходная" за август 2019 года направлена обществом с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, при этом допущенные ошибки самостоятельно устранены обществом, что не опровергнуто Пенсионным фондом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный отчетный период (август 2019 года), откорректировав их путем представления в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М тип "дополняющая") за этот отчетный период до момента обнаружения ошибки Пенсионным фондом, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в данном случае страхователь должен быть освобожден от ответственности в виде взыскания финансовой санкции, установленной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Выводы суда первой инстанции соответствуют подходу, изложенному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в рассматриваемом случае имело место непредставление сведений по форме СЗВ-М за август 2019 года на 97 застрахованных лиц в установленный законом срок, поскольку дополняющая форма СЗВ-М за август 2019 года представлена страхователем на тех застрахованных лиц, в отношении которых за спорный отчетный период ранее сведения не представлялись и не принимались Пенсионным фондом, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании указанных норм права, которые допускают возможность страхователя дополнять и уточнять (исправлять) ранее переданные им сведения о застрахованных лицах до момента обнаружения ошибок Пенсионным фондом, при этом законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М при самостоятельном выявлении ошибки страхователем (статьи 15, 17 Закона N 27-ФЗ, пункт 39 Инструкции N 766н), ввиду чего основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, отсутствуют.
Как верно отметил суд первой инстанции, добровольная оплата штрафа обществом не имеет правового значения для рассмотрения дела об оспаривании решения Управления.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.02.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-39187/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения-Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Карасукском районе Новосибирской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья К.Д. Логачев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-39187/2019
Истец: ООО "РУСЬ"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КАРАСУКСКОМ РАЙОНЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2740/20
12.04.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1920/20
03.02.2020 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-39187/19
19.11.2019 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-39187/19