г. Владимир |
|
14 апреля 2020 г. |
Дело N А79-13654/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Тарасовой Т.И. рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Град строй проект" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.02.2020 по делу N А79-13654/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "Град строй проект" (ОГРН 1142130007645, ИНН 2130138490) к бюджетному учреждению Чувашской Республики "Городская детская больница N 2" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (ОГРН 1022101149652, ИНН 2126002659) о взыскании 99 000 руб. 00 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Град строй проект" (далее - ООО "Град строй проект", истец) обратилось в суд с иском к бюджетному учреждению Чувашской Республики "Городская детская больница N 2" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - Министерство, ответчик) о взыскании 99 000 руб. долга.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по контракту от 16.07.2018 N ЗК 81-54 на оказание услуг по проектированию на установку автоматизированного узла регулирования потребления тепловой энергии и узла учета тепловой энергии.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением от 04.02.2020 Арбитражный суд Чувашской Республики в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Град строй проект" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В качестве основания к отмене судебного акта апеллянт указывает следующее: суд, нарушив нормы процессуального права, не перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства и не дал правовой оценки представленным истцом доказательствам в подтверждение исполнения контракта; проведенная АУ Чувашской Республики "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республике" экспертиза не может являться достаточным доказательством для отказа в принятии результатов по исполнению контракта, т.к. в основе ее выводов применены данные, действовавшие не на момент заключения контракта, а на момент проведения экспертизы; решения УФАС по Чувашской Республике не являются обязательными для судебных органов.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 47 постановления Пленума от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания по имеющимся в материалах дела документам.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 16.07.2018 между бюджетным учреждением Чувашской Республики "Городская детская больница N 2" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (заказчик) и общество с ограниченной ответственностью "Град строй проект" (исполнитель) заключен контракт NЗК 81-54, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по проектированию на установку автоматизированного узла регулирования потребления тепловой энергии и узла учета тепловой энергии, согласно техническому заданию (приложение N1 к контракту), которое является неотъемлемой частью контракта.
Контракт действует с момента заключения его сторонами до 31.12.2018 (пункт 10.1 контракта).
В силу пункта 2.1 цена контракта составляет 99 000 руб., НДС не облагается в связи с установлением для поставщика упрощенной системы налогообложения.
В соответствии с пунктом 2.3 цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и не может изменяться в процессе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2.4 контракта предусмотрено, что оплата за оказанные услуги производится заказчиком по факту оказания услуг в течение 30 дней с момента подписания акта оказанных услуг на основании счета-фактуры (счета), предоставленного исполнителем и только после письменного согласования проектной документации в надзорных органах и организациях, указанных в контракте.
Из пункта 2.5 контракта следует, что оплата услуг производится за фактический объем оказанных услуг после сдачи исполнителем и приемки заказчиком выполненной услуги, оформленной актом оказания услуг. Счета исполнителя с приложенными к ним актами оплачиваются заказчиком в установленном порядке. Авансирование не предусмотрено.
Истцом в материалы дела представлены односторонние акты об оказании услуг от 14.12.2018 N 11, от 13.02.2019 N 18.
Претензией от 11.06.2019 N 23 истец просил ответчика выдать акты выполненных работ, сданных по накладной от 13.02.2019 N 13, и оплатить долг по контракту. Данная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив правоотношения сторон, суд пришел к выводу, что они регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44), а также нормами глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 321-ФЗ, от 28.12.2016 N 474-ФЗ, от 29.06.2018 N174-ФЗ) 4) особенностей исполнения контрактов.
В силу статьи 309 Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Кодекса).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (часть 1 статьи 779 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 781 Кодекса заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статьей 783 Кодекса установлено, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В силу пункта 1 статьи 721 Кодекса качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Согласно пункту 4.1 контракта исполнитель осуществляет оказание услуг в течение 30 календарных дней с даты заключения контракта сторонами. По окончания срока оказания услуг по контракту исполнитель представляет заказчику соответствующее требованиям приложения N 1 "Техническое задание" проект и сметный расчет в указанном количестве, счет на оплату и акт сдачи-приемки услуг по форме приведенной в приложении N 2 контракта, подписанный исполнителем. Исполнитель несет ответственность за надлежащее оказание услуг, составление документации, указанной в пункте 1.1. настоящего договора по адресам, указанным в пункте 2 Приложения N 1 к Контракту "Техническое задание", включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе установки автоматизированного узла регулирования потребления тепловой энергии и узла учета тепловой энергии, а также в процессе его эксплуатации, установленного на основе разработанного исполнителем проектной документации.
Пунктом 3.4 контракта предусмотрено, что исполнитель обязан: своевременно и надлежащим образом оказать услуги и представить заказчику результаты оказанных услуг, предусмотренные Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту), в сроки и порядке, установленные настоящим контрактом; обеспечить соответствие оказанных услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту); обеспечить устранение недостатков, выявленных при оказании услуг, приемке результатов оказанных услуг и в течение гарантийного срока, за свой счет; согласовать разработанную проектную документацию в ресурсоснабжающих организациях (в части теплового узла регулирования с филиалом "Марий Эл и Чувашии" ПАО "Т Плюс'), в части узла учета тепловой энергии, теплоносителя с ОАО "ЭнергосбытТ Плюс" филиал "Марий Эл и Чувашии", при необходимости, провести экспертизу проекта по промышленной безопасности в независимых организациях и получить положительное заключение в органах Ростехнадзора.
Из пункта 3.2.3 контракта следует, что заказчик обязан производить экспертизу для проверки предоставленных исполнителем результатов оказанных услуг, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.
В соответствии с пунктом 4.4 контракта после получения от исполнителя документов, указанных в пункте 4.3. настоящего контракта, заказчик, с особенностями, установленными Федеральным законом N 44-ФЗ проводит экспертизу результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Экспертиза оказанных услуг, предусмотренных контрактом (в том числе оформление ее результатов), проводится заказчиком своими силами (лицом, ответственным за приемку услуг), в срок не более 15 (пятнадцати) календарных дней с момента предоставления документов указанных в п. 4.3. контракта. Результаты экспертизы отражаются в акте сдачи-приемки услуг по форме приведенной в Приложении N 2 контракта.
Из пункта 4.6 контракта следует, что в случае направления мотивированного отказа исполнитель обязан безвозмездно устранить недостатки в срок, указанный в мотивированном отказе, и направить заказчику отчет об устранении недостатков, а также документы, предусмотренные п. 4.3 контракта.
Во исполнение пунктов 3.2.3 и 4.4 контракта, разработанная истцом документация заказчиком предоставлена на экспертизу в учреждение Чувашской Республики "Центр экспертизы и цене строительстве Чувашской Республики "Министерства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики", который письмом от 13.08.2019 N 2084 указал на выявленные в ходе экспертизы замечания, которые необходимо устранить.
Письмом от 29.08.2019 N 05/1-1345 ответчик обратился к истцу с просьбой устранить данные замечания с приложением письма Автономного учреждения Чувашской Республики "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики "Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики" от 13.08.2019 N 2084 с перечнем замечаний.
Письмом от 06.09.2018 N 05/1-1165 БУ "Городская детская больница N 2" Минздрава Чувашии просило истца завершить и сдать работы по проектированию на установку автоматизированного узла регулирования потребления тепловой энергии и узлов учета тепловой энергии, согласно техническому заданию.
В нарушение пункта 4.6 контракта замечания истцом не устранены, документы по контракту ответчику не сданы.
Согласно пункту 8.3 контракт может быть расторгнут: по соглашению сторон; по решению суда; в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (пункт 8.7 контракта).
Порядок изменения, расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2)в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 8.3 контракта ответчиком 16.10.2019 N 05/1-1617 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение о расторжении вступает в силу через 10 дней с даты надлежащего уведомления исполнителя о расторжении контракта.
Уведомление об одностороннем отказе от исполнения обязательств от 16.10.2019 N 05/1-1616 по контракту N ЗК 81-54 от 16.07.2018 до истца доведено способом отправления истцу заказного письма с уведомлением о вручении с описью вложения. Сведения о расторжении контракта также были размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/.
29.11.2019 ответчик обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии с заявлением о включении ООО "Град Строй Проект" в Реестр недобросовестных Поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решением от 06.12.2019 по делу N 021/06/104-875/2019 Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии требования ответчика удовлетворила в полном объеме, включив сведения в отношении ООО "Град Строй Проект", директора и учредителя Шейниной Ольги Павловны в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) со сроком на два года. При этом в решении Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии указало, что контракт считается расторгнутым с 27.11.2019; ООО "Град Строй Проект" не предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение его в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит целью ограждения государственных (муниципальных) заказчиков от недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал мотивы отказа ответчика от подписания актов об оказании услуг от 14.12.2018 N 11, от 13.02.2019 N 18 на сумму 99 000 руб. обоснованными и счел, что они не могут быть признаны надлежащим и достаточным свидетельством того, что результат оказанных истцом услуг передан ответчику и принят им в соответствии с условиями контракта.
В связи с изложенным суд отказал в удовлетворении исковых требований.
Выводы суда являются верными.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены.
Как следует из материалов дела, разработанная истцом документация была передана заказчиком на экспертизу в учреждение Чувашской Республики "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики "Министерства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики", которое в письме от 13.08.2019 N 2084 указало на выявленные в ходе экспертизы замечания и необходимость их устранения.
Истцу ответчиком предлагалось устранить выявленные недостатки, однако доказательств выполнения данного требования в деле не имеется.
Ссылка апеллянта на недостоверность проведенной АУ Чувашской Республики "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республике" экспертизы не может быть принята во внимание, поскольку вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств тому не представлено.
Суждение о том, что решение УФАС по Чувашской Республике не должно приниматься судом во внимание ошибочно.
Довод заявителя о неправомерности рассмотрения искового заявления в порядке упрощенного судопроизводства отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:
1) порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны;
2) необходимо провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;
3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц;
4) рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.
Указанный перечень является исчерпывающим.
В данном случае основания для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, установленные частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
По смыслу части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации само по себе заявление стороны о несогласии с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства основанием для рассмотрения дела по общим правилам искового производства не является.
В силу изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.02.2020 по делу N А79-13654/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Град строй проект" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.И. Тарасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-13654/2019
Истец: ООО "Град строй проект"
Ответчик: Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Городская детская больница N 2" Министерства здравоохранения Чувашской Республики