г. Самара |
|
13 апреля 2020 г. |
Дело N А55-34437/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сергеевой Н.В., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу акционерного общества "Транснефть-Приволга" на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 января 2020 г. по делу N А55-34437/2019 (судья Гордеева С.Д.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества "Транснефть-Приволга" к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Транснефть-Приволга" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным и отмене вынесенного Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Постановления N СМ143-19 о назначении административного наказания от 21.10.2019 года, которым акционерное общество "Транснефть-Приволга" на основании ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 января 2020 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе акционерное общество "Транснефть-Приволга" просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления Ространснадзора по делу об административном правонарушении N СМ143-19 от 21.10.2019 г.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что общество не является субъектом транспортной безопасности, владеющим объектами транспортной инфраструктуры, на которые распространяются требования Федерального закона от 09.02.2007 г. "О транспортной безопасности", общество не имеет объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на праве собственности или ином законном основании, не осуществляет транспортную деятельность, не относится к предприятиям городского наземного транспорта либо предприятиям, обеспечивающим их деятельность.
От Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27 сентября 2019 АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" по адресу (месту нахождения): г. Самара, ул. Ленинская, 100 совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), заключающееся ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) - неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В период с 09 по 27 сентября 2019 г. Управлением на основании Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора на 2019 год и распоряжения от 20 августа 2019 N 733 Г.Я. Бровацкого - врио начальника Управления, проведена плановая выездная проверка в отношении АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, по результатам которой составлен акт проверки N СМ-70АВ/19 от 27.09.2019, выявлено 6 нарушений требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выдано предписание с требованием устранения выявленных нарушений.
В ходе проверки установлено, что юридическим лицом АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" не исполнены требования законодательства по обеспечению транспортной безопасности, в том числе:
В нарушение пп.1 п.7 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, автомобильного и городского наземного электрического транспорта", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 N 924 (далее - Требования), АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в субъекте транспортной инфраструктуры (далее - СТИ) - АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА". Допущено по вине юридического лица - АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА".
В нарушение пп.2 п.7 Требований АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" не назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств (далее - ТС). Допущено по вине юридического лица - АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА".
В нарушение пп.4 п.7 Требований АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" не представило в Федеральное дорожное агентство (далее - ФДА) полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры (не предоставлена информация об изменении фирменного наименования СТИ Открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы" на АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА") в отношении 18 транспортных средств. Допущено по вине юридического лица - АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА".
В нарушение пп.15 п.7 Требований АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" не информировало Федеральное дорожное агентство о планируемых изменениях технологических процессов на 4 ТС, приводящих к изменению установленной категории ТС - списание с последующей утилизацией ТС (на основании справок из ГИБДД о снятии с учета с дальнейшей утилизацией ТС реестровые номера - АТП0054845, АТП0108982 АТП108983, АТП108985) и о переходе права собственности ООО "Регионтранс" (акты купли-продажи от 06.07.2018 и 29.12.2018) на 2 транспортных средства (реестровый номер - АТП0054842, АТП0054843). Допущено по вине юридического лица - АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА".
В нарушение пп.5 п.7 Требований АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" не обеспечило проведение оценки уязвимости 12 транспортных средств (реестровые номера: АТП0054838-0054841, АТП0054844, АТП0078186, АТП0108984, АТП0108986, АТП0136966-0136969) и предоставление их результатов на утверждение в установленном порядке в Федеральное дорожное агентство. Допущено по вине юридического лица - АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА".
В нарушение пп.13. п.7 Требований АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" на ТС не информирует в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, в части, их касающейся (устранено в ходе проведения проверки). Допущено по вине юридического лица - АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА".
На основании выписки из ЕГРЮЛ общество осуществляет основной вид деятельности - транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов и, в том числе, перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами.
АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" использует 12 категорированных транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, марок НЕФ A3, Камаз, АКН и др. - 3 категории. Однако в реестрах категорированных ОТИ и ТС N N 4, 5, 7 и 8, размещенных на официальном сайте Федерального дорожного агентства, на настоящее время Обществом используется 18 ТС. На часть ТС представлены свидетельства о допущении ТС к перевозке некоторых опасных грузов (ДОПОГ).
По результатам проведенной административным органом проверки вынесено постановление N СМ143-19 о назначении административного наказания от 21.10.2019 года, которым акционерное общество "Транснефть-Приволга" на основании ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии с положениями ч. 6 и ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом, суд не связан доводами, содержащимися в заявлении и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что на общество незаконно возложены обязанности по исполнению Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 N 924.
Указанные в протоколе серии AAA N 6/143-19 от 07.10.2019 транспортные средства Общества (грузовые автомобили), имеющие свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов, не значатся в перечне транспортных средств, относящихся к объектам транспортной инфраструктуры, поименованных в Законе о транспортной безопасности (пункт 11 статьи 1).
В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под категорирование попадают транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.
Статья 31 Федерального закона N 257-ФЗ предусматривает обязанность получения специального разрешения в случае перевозки опасных грузов повышенной опасности.
Перечень грузов повышенной опасности перечислен в Европейском соглашении о международной дорожной перевозки опасных грузов (ДОПОГ).
Как указало общество, в АО "Транснефть-Приволга" отсутствуют специальные разрешения на перевозку грузов повышенной опасности в связи с тем, что данные виды грузов не перевозятся.
При этом само по себе включение в соответствующий реестр транспортных средств Общества не подразумевает отнесение Общества к субъекту транспортной безопасности, что исключает обязанность исполнения Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 N 924, а, следовательно, привлечения Общества к административной ответственности.
Таким образом, по утверждению заявителя, общество не является субъектом транспортной инфраструктуры и на него не распространяются требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 N 924.
В результате необоснованного распространения на Общество Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 N 924 Общество незаконно привлечено к административной ответственности, не являясь субъектом вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 статьи 1 Закона N 16-ФЗ к числу транспортных средства относятся транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.
Общество не имеет объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на праве собственности или ином законном основании, не осуществляет транспортную деятельность, не относится к предприятиям городского наземного транспорта либо предприятиям, обеспечивающим их деятельность, основным видом деятельности Общества является транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов.
Порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, включая порядок согласования маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, порядок осуществления весового и габаритного контроля (в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля) и порядок установления постоянных маршрутов (в том числе маршрутов, движение по которым осуществляется в соответствии со специальным разрешением, выданным в упрощенном порядке в соответствии с частью 17 настоящей статьи) указанных в настоящей части транспортных средств, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9).
Согласно части 10 Закона N 257-ФЗ выдача специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, осуществляется, в том числе: федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов (пункт 1).
Правила подачи, приема и рассмотрения заявлений о получении специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, а также оформления, выдачи и получения специального разрешения утверждены приказом Минтранса России от 04.07.2011 N 179 (далее - Порядок выдачи специального разрешения), которым, в частности установлено, что специальное разрешение при осуществлении международных автомобильных перевозок опасных грузов выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Свидетельством о допуске транспортного средства к перевозке некоторых опасных грузов подтверждается соответствие конструкции транспортных средств требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (TP ТС 018/2011) в случаях, предусмотренных Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Посредством выдачи свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов осуществляется допуск к перевозке опасных грузов соответствующих транспортных средств.
Выдачу соответствующих свидетельств осуществляют органы ГИБДД (пункт 19 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции").
Специальное разрешение выдается на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки не всех опасных грузов, а относящихся к грузам повышенной опасности по ДОПОГ (статья 31 Закона N 257-ФЗ).
Согласно главе 1.10, таблица 1.10.5 ДОПОГ груз N ООН 1267 - "Нефть сырая", не входит в перечень грузов повышенной опасности.
Заявитель указал, что согласно статье 31 Закона N 257-ФЗ специальное разрешение представляет собой документ, при наличии которого производится движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся к грузам повышенной опасности согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ, заключено в г. Женеве 30.09.1957) (Постановление Правительства РФ от 03.02.1994 N 76 "О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов) (часть 1).
Специальное разрешение выдается на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки не всех опасных грузов, а относящихся к грузам повышенной опасности по ДОПОГ (статья 31 Закона N 257-ФЗ).
Согласно главе 1.10, таблица 1.10.5 ДОПОГ груз N ООН 1267 - "Нефть сырая", не входит в перечень грузов повышенной опасности.
Вместе с тем, в отношении прокатегорированных транспортных средств Обществу не выдавались разрешения на перевозку опасных грузов, относящихся к грузам повышенной опасности по ДОПОГ, при проведении плановой проверки данные обстоятельства Ространснадзором не исследовались и в акте проверки не отражены.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Частью 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими Федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Исходя из требований ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно ч. 3 ст. 6 данного Закона категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение, которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется Федеральным агентством железнодорожного транспорта на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397 определено, что категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.01.2010 N 22 утвержден Порядок ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Указанный Порядок предназначен для ведения Федеральными агентствами, подведомственными Министерству транспорта Российской Федерации, реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта и включает в себя сведения о категорированных объектах транспортной инфраструктуры и транспортные средства (п. 4 реестра).
В соответствии с п. 3 реестра компетентные органы включают в реестр категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, определенные п. п. 5 и 11 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ.
Согласно п. 11 реестра основанием для включения категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства в реестр, внесение изменений в реестр, а также исключения данных объектов и транспортных средств из реестра является решение компетентного органа.
Таким образом, обязанность по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры возложена на органы государственной власти, а не на объект транспортной инфраструктуры.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона N 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Во исполнение п. 1 ст. 9 Федерального закона N 16-ФЗ, Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно п. 2 указанного Порядка план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства для подписания от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акт незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористических операций.
При этом оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры производится после осуществления категорирования и не входит в полномочия субъектов транспортной инфраструктуры, а относится к полномочиям компетентных органов.
Следовательно, разработка субъектом транспортной инфраструктуры плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, или транспортного средства поставлена в зависимость от наличия (отсутствия) результатов категорирования и оценки уязвимости.
На основании п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 N 398), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене. В соответствии с п.4 Положения, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, одним из которых является Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу, действующее на основании Положения об УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора (утв. приказом Ространснадзора от 11.08.2014 N АК-804 фс).
На основании "Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.10.2013 N 880, государственные транспортные инспектора осуществляют контроль (надзор), в том числе и за обеспечением транспортной безопасности, и наделены полномочиями проводить проверки субъектов транспортного комплекса, запрашивать у них необходимую документацию и информацию и выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, в период с 09 по 27 сентября 2019 Управлением на основании Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора на 2019 год и распоряжения от 20 августа 2019 г. N 733 Г.Я. Бровацкого - врио начальника Управления, проведена плановая выездная проверка в отношении АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" по соблюдению требований законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности (далее-ОТБ), по результатам которой составлен акт проверки N СМ-70АВ/19 от 27.09.2019, выявлено 6 нарушений требований законодательства в сфере ОТБ, выдано предписание с требованием устранения выявленных нарушений.
В ходе проверки установлено, что юридическим лицом АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" не исполнены требования законодательства по ОТБ, в том числе:
В нарушение пп.1 п.7 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, автомобильного и городского наземного электрического транспорта", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 N 924 (далее Требований), АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в субъекте транспортной инфраструктуры (далее - СТИ) - АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА". Допущено по вине юридического лица - АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА".
В нарушение пп.2 п.7 Требований АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" не назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств (далее - ТС). Допущено по вине юридического лица - АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА".
В нарушение пп.4 п.7 Требований АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" не представило в Федеральное дорожное агентство (далее - ФДА) полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры (не предоставлена информация об изменении фирменного наименования СТИ Открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы" на АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА") в отношении 18 транспортных средств. Допущено по вине юридического лица - АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА".
В нарушение пп.15 п.7 Требований АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" не информировало Федеральное дорожное агентство о планируемых изменениях технологических процессов на 4 ТС, приводящих к изменению установленной категории ТС - списание с последующей утилизацией ТС (на основании справок из ГИБДД о снятии с учета с дальнейшей утилизацией ТС реестровые номера - АТП0054845, АТПО108982 АТП108983, АТП108985) и о переходе права собственности ООО "Регионтранс" (акты купли-продажи от 06.07.2018 и 29.12.2018) на 2 транспортные средства (реестровый номер - АТП0054842, АТП0054843). Допущено по вине юридического лица - АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА".
В нарушение пп.5 п.7 Требований АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" не обеспечило проведение оценки уязвимости 12 транспортных средств (реестровые номера: АТП0054838-0054841, АТП0054844, АТП0078186, АТП0108984, АТП0108986, АТП0136966-0136969) и предоставление их результатов на утверждение в установленном порядке в Федеральное дорожное агентство. Допущено по вине юридического лица - АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА".
В нарушение пп. 13. п. 7 Требований АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" на ТС не информирует в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, в части, их касающейся (устранено в ходе проведения проверки). Допущено по вине юридического лица - АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА".
В соответствии с пунктами 10, 4 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, а обеспечение транспортной безопасности -это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона, субъекты транспортной инфраструктуры -юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Одними из основных принципов ОТБ, согласно ст. 3 Федерального закона, являются законность; соблюдение баланса интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства в области ОТБ и непрерывность.
К транспортным средствам (далее - ТС), согласно пп. "а" п. 11 ч.1 Федерального закона, относятся ТС - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя: ТС автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.
Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 N 924 утверждены "Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта".
Требования разработаны в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и, в соответствии с ч.1 ст.8 этого Федерального закона, являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками и распространяются на всех юридических и (или) физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС. При проведении проверки установлено:
Следовательно, юридическое лицо - АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА", являясь собственником и используя на законных основаниях категорированные ТС, в соответствии с п.9 ст. 1 Федерального закона является субъектом транспортной инфраструктуры и в силу ч. 1 ст.4 Федерального закона на него возложено обеспечение транспортной безопасности транспортных средств.
Согласно пп.4 п.7 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны представлять в Федеральное дорожное агентство полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и транспортном средстве для категорирования и ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также полную и достоверную информацию о количественных показателях критериев категорирования транспортных средств, установленных Министерством транспорта Российской Федерации.
Согласно пп.15 п.7 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны незамедлительно информировать Федеральное дорожное агентство о переходе права собственности на транспортное средство или переходе права его использования на ином законном основании, а также о планируемых изменениях конструктивных или технических элементов, технологических процессов на транспортном средстве, приводящих к изменению установленной категории транспортного средства.
На основании Решения акционера ОАО "Приволжскнефтепровод" от 24.11.2014 N 2 "Изменения к уставу ОАО "Приволжскнефтепровод", листом записи ЕГРЮЛ от 02.12.2014 внесены изменения в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице Открытом акционерном обществе "Приволжские магистральные нефтепроводы", а именно изменены сведения об организационно-правовой форме и фирменном наименовании юридического лица на АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА".
Между тем, в реестрах категорированных ОТИ и ТС, размещенных на официальном сайте Федерального дорожного агентства, сведения об изменении фирменного наименования юридического лица на АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" не внесены.
АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" не информировало Федеральное дорожное агентство о планируемых изменениях технологических процессов на ТС, приводящих к изменению установленной категории ТС - списание с последующей утилизацией ТС (на основании справок из ГИБДД о снятии с учета и актов о списании ТС с дальнейшей утилизацией 4 ТС реестровые номера - АТП0054845, АТШ08982, АТП108983, АТП108985,) и о переходе права собственности на 2 транспортные средства (реестровые номера - АТП0054842, АТП0054843) ООО "Регионтранс" (акты купли-продажи от 06.07.2018 и 29.12.2018).
Согласно пп.5 п.7 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны обеспечивать проведение оценки уязвимости транспортного средства и предоставление ее результатов на утверждение в установленном порядке в Федеральное дорожное агентство в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства (далее - ФДА) сведений о присвоении категории транспортному средству.
Таким образом, обществом не обеспечено проведение оценки уязвимости 12 ТС (категории присвоены в 2014, 2015 и в 2016 - реестровые номера: АТП0054838-0054841, АТП0054844, АТП0078186, АТП0108984, АТП0108986, АТПО136966-0136969) и направление на утверждение в ФДА. В соответствии со ст.4.5, п.6 4.1 ст.24.5 КоАП РФ, срок давности привлечения юридического лица АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, предусмотренного 4.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, истёк.
Субъект транспортной инфраструктуры (далее - СТИ), перевозчик, согласно ч.4 ст.4 Федерального закона, вправе возлагать на персонал (экипаж) транспортных средств обязанности по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства в объеме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с обеспечением безопасности перевозки.
Согласно пп.1 и 2 п.7 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны: назначать лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в субъекте транспортной инфраструктуры и назначать лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства. При выполнении перевозки лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства, назначается из числа персонала транспортного средства.
Приказы о назначении ответственных лиц за обеспечение транспортной безопасности в СТИ АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" и на ТС отсутствуют.
Указанное обстоятельство заявителем надлежащими доказательствами не опровергнуто.
Согласно пп.13 п.7 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны: информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, в части, их касающейся.
Данное нарушение устранено в ходе проведения проверки.
АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" направлены в ФДА обращения от 29.08.2019 и от 11.09.2019 об исключении 18 ТС из Реестров категорированных ОТИ и ТС. На настоящее время в реестрах категорированных ОТИ и ТС сведения об исключении отсутствуют.
Из вышеизложенного следует, что субъектом транспортной инфраструктуры - АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" не исполнены требования законодательства по обеспечению транспортной безопасности, указанные в пунктах акта проверки N N 1, 2, 3, 4, 6, а именно нарушены Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"; пп.1, 2, 4, 13, 15 п.7 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, автомобильного и городского наземного электрического транспорта", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 N 924.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данные нарушения допущены по вине юридического лица - АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА", которое являясь субъектом транспортной инфраструктуры и имея возможности для соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности, не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Документов, свидетельствующих о наличии объективных, независящих от данного юридического лица обстоятельств, препятствующих надлежащему и своевременному исполнению требований законодательства по транспортной безопасности, не представлено.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч.2 ст.2.2 КоАП РФ), т.е. юридическим лицом АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" совершено административное правонарушение, заключающееся в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности (Федерального закона и Требований), совершенное по неосторожности и не содержащее уголовно наказуемого деяния, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и на основании ст.2.10 КоАП РФ, АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" подлежит привлечению к административной ответственности.
Данное правонарушение является длящимся, таким образом дата совершения - 27.09.2019 г. Место совершения правонарушения - г. Самара, ул. Ленинская, 100.
По окончании проверки составлен акт проверки от 27.09.2019 N СМ-70АВ/19, экземпляр которого и извещение на протокол вручены генеральному директору Общества Бузлаеву Д.Ю. под роспись.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Транспортная безопасность представляет собой состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (пункт 10 статьи 1 Закона о транспортной безопасности).
На основании части 1 статьи 8 Закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 г. N 924 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта (далее - Требования безопасности).
Согласно пункту 2 вышеуказанные требования применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, эксплуатируемых на территории Российской Федерации и отнесенных в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" к объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам, подлежащим категорированию.
Закон о транспортной безопасности определяет перевозчика как юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, принявших на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю); грузы повышенной опасности как опасные грузы, отнесенные Правительством Российской Федерации к грузам, представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды (пункты 7. 7.3 статьи 1).
Пунктом 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ определены субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
При этом подпунктом 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ определено, что категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - это отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 Закона N 16-ФЗ категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, суд учитывает, что принадлежащие обществу на праве собственности грузовые автомобили на момент проверки были включены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с присвоением им соответствующей категории.
На основании Выписки из ЕГРЮЛ Общество осуществляет основной вид деятельности - транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов и в том числе перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами.
АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА" использует 12 категорированных ТС, осуществляющих перевозку опасных грузов, марок НЕФАЗ, Камаз, АКН и др. - 3 категории. Однако в реестрах категорированных ОТИ и ТС N N 4, 5, 7 и 8, размещенных на официальном сайте Федерального дорожного агентства, на настоящее время Обществом используется 18 ТС. На часть ТС представлены свидетельства о допущении ТС к перевозке некоторых опасных грузов (ДОПОГ).
Следовательно, юридическое лицо - АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА", являясь собственником и используя на законных основаниях категорированные ТС, в соответствии с п.9 ст.1 Федерального закона является субъектом транспортной инфраструктуры и в силу ч.1 ст.4 Федерального закона на него возложено ОТБ ТС.
Таким образом, заявитель является собственником объектов, включенных в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
Более того, как указал административный орган, выявленные нарушения устранены в ходе проведения проверки.
Довод об отсутствии вины заявителя во вмененном правонарушении опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену оспариваемого постановления о назначении административного наказания, заявление общества и возражения не содержат, в силу чего заявленные требования судом первой инстанции обоснованно оставлены без удовлетворения.
Кроме того, суд учитывает, что выданное ранее обществу предписание в установленном законом порядке и сроки обжаловано не было, является законным и находится на исполнении в обществе.
В оспариваемом постановлении указаны все обстоятельства, изученные как в ходе проверки, так и при ведении административного дела.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, административным органом доказан и находит подтверждение материалами дела. Порядок привлечения к административной ответственности судом проверен и признан соблюденным. О времени, дате и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении заявитель был извещен надлежащим образом.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств, свидетельствующих о том, что юридическим лицом были своевременно приняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Следовательно, общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, обязано было выполнить требования по обеспечению транспортной безопасности. Между тем, материалы дела свидетельствуют о том, что общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению соответствующих требований законодательства.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
При решении вопроса о назначении административного наказания административным органом были учтены все обстоятельства совершения административного правонарушения.
Наказание назначено обществу в минимальном размере, установленном санкцией ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ с учетом общих правил назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Не может быть применена в рассматриваемом случае и ст. 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 18.1 Постановления Пленума от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В материалах дела отсутствуют доказательства исключительности вмененного обществу административного правонарушения.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении заявителя к формальным требованиям публичного права.
Совершенное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере транспортной безопасности. Невыполнение обществом публичных требований по обеспечению транспортной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга пассажиров.
Более того, невыполнение правил и норм законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, направленного на защиту интересов личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства (в том числе террористических актов) в сфере транспортного комплекса, увеличивает угрозу совершения таких актов, тем самым ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, а также сохранность имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
При этом в силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Из изложенного следует, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого или среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Следовательно, предупреждение может быть применено только за правонарушение, характеризуемое совокупностью следующих условий: совершено впервые и не привело к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба.
Вместе с тем, суд считает, что в рассматриваемом случае невыполнение правил и норм законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, направленных на защиту интересов личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства (в том числе террористических актов) в сфере транспортной инфраструктуры, увеличивает угрозу совершения таких актов, тем самым ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, сохранность имущества.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для замены административного штрафа на предупреждение.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному, обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене вынесенного Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта постановления N СМ143-19 о назначении административного наказания от 21.10.2019 года, которым акционерное общество "Транснефть-Приволга" на основании ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 января 2020 г. по делу N А55-34437/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья Н.В.Сергеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-34437/2019
Истец: АО "Транснефть-Приволга"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по приволжскому федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта