г. Хабаровск |
|
31 января 2024 г. |
А73-16303/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Воронцова А.И., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шутенко В.М.
при участии в судебном заседании:
от Администрации г. Хабаровска - Караваева И.В., представитель по доверенности N 1.1-29-141 от 07.02.2023;
от ООО "Хабавтротранс ДВ" - Лебедева И.А., представитель по доверенности N 35 от 09.01.2024 ;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска
на решение от 20.11.2023
по делу N А73-16303/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Хабавтротранс ДВ"
к Комитету Администрации города Хабаровска по управлению Индустриальным районом, Администрации города Хабаровска
о взыскании 254 051 руб. 25 коп.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (ОГРН 1162724068352, ИНН 2723187548, далее - истец, региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Комитету Администрации города Хабаровска по управлению Индустриальным районом (ОГРН 1162724090671, ИНН 2723191657), Администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107) о взыскании расходов, понесенных в связи с ликвидацией места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в размере 254 051 руб. 25 коп.
Решением суда от 20.11.2023 иск удовлетворен.
Законность, обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по апелляционной жалобе Администрации, которая, ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе истцу в иске.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы об отсутствии правовых оснований возлагать на органы местного самоуправления расходы по ликвидации несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в полном размере.
Истец в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, решение суда считают законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции оснований для отмены судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 01.07.2022 деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории городского округа "Город Хабаровск" и муниципального района им. Лазо Хабаровского края осуществляет ООО "Хабавтотранс ДВ" (региональный оператор).
Региональный оператор 25.08.2022 в ходе осмотра территории по адресу от ул. Суворова, д. 71 до ул. Кишиневской в городе Хабаровске выявил место несанкционированного размещения ТКО (далее - МНРО) в объеме свыше 1 куб., в овраге, в географических координатах 48.395059, 135.123801, 48.395243, 135.123724, о чем письмом N 5688/ХБДВ от 29.08.2022 уведомил руководителя Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора, а также начальника управления экологического надзора, лицензионно-разрешительной работы, государственного контроля (надзора) в области организации дорожного движения, за обеспечением сохранности автомобильных дорог города Хабаровска.
Фактически свалка ликвидирована региональным оператором, расходы на ликвидацию МНРО составили 254 051 руб. 25 коп., из них: 239 999 руб. 92 коп., стоимость услуг по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в объеме 11 540 кг (договор N 45/22-ЕП от 13.10.2022 с ООО "Полимер"); 12 438 руб. 83 коп., стоимость услуг по захоронению ТКО (договор N 4 от 24.02.2022 с АО "Спецавтохозяйство по санитарной очистке города Хабаровска"); 1 612 руб. 50 коп., накладные расходы регионального оператора (акт на списание материалов N 00БП-000112 от 17.10.2022).
Полагая, что произведённые расходы подлежат компенсации, региональный оператор направил в адрес Администрации города Хабаровска и Комитета претензию N 15965/ХБДВ, отказ в удовлетворении требований которой послужил основанием для обращения с иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьёй 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
Законодательство в сфере обращения с отходами регулирует также вопросы осуществления деятельности, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок, согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно пунктам 16, 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. м, на земельном участке, не предназначенном для этих целей, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО; если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО.
Из этого следует, что несанкционированные свалки подлежат ликвидации в обязательном порядке, а в случае её ликвидации региональным оператором, последний вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
В соответствии с пунктом 2.2.16 Положения о Комитете Администрации города Хабаровска по управлению районом, утвержденного Решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 N 464, на Комитет возложена функция организации работ по ликвидации несанкционированного размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку ответчик обязанность по регулярной очистке территории не исполнил, место несанкционированного размещения ТКО самостоятельно не ликвидировал, вывод суда о наличии оснований для взыскания с него расходов, понесенных региональным оператором по ликвидации несанкционированного размещения ТКО, обоснован.
Доводы апелляционной жалобы о частичной ликвидации региональным оператором свалки, не нанесении координатных точек на план и карту местности, приводимые заявителем апелляционной жалобы в качестве оснований для возмещении произведённых расходов в меньшем размере, основаниями для изменения решения суда не являются, равно как и ссылка на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2023 N 27-П, поскольку вышеуказанным постановлением также разъяснено, что органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора), из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях), если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы по апелляционной жалобе распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ.
Взыскание с Администрации государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения ответчика от ее уплаты при обращении в арбитражные суды, на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.11.2023 по делу N А73-16303/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16303/2023
Истец: ООО "Хабавтотранс ДВ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА, КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА ПО УПРАВЛЕНИЮ ИНДУСТРИАЛЬНЫМ РАЙОНОМ