город Ростов-на-Дону |
|
14 апреля 2020 г. |
дело N А32-46947/2019 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Филимоновой С.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон
апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Ростелеком"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2020 по делу N А32-46947/2019
по заявлению Управления Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по ЮФО
к публичному акционерному обществу "Ростелеком"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу (далее - заявитель, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к публичному акционерному обществу "Ростелеком" (далее - общество, ПАО "Ростелеком") о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол об административном правонарушении от 20.09.2019 N АП-23/12/3478).
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2020 заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 20.09.2019 N АП-23/12/3478 с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. ПАО "Ростелеком" указывает на то, что срок давности для привлечения общества к административной ответственности истек на момент вынесения решения суда.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу управление возражает по доводам апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения обращения гр. Кочконяна Ж.Ж. (вх. от 20.08.2019 N 05-18-2630/23) были выявлены нарушения ПАО "Ростелеком" лицензионных требований к лицензиям: N 166733 от 16.02.2016 на оказание телематических услуг связи; N 166730 от 27.01.2016 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа; N 166731 от 16.02.2016 на оказание услуг внутризоновой телефонной связи.
Так, 04.08.2019 оператором связи ПАО "Ростелеком" от гр. Кочконяна Ж.Ж. зарегистрировано одно обращение N 65564111 по вопросу отсутствия услуг связи по адресу: 354396, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Черешня, ул. Владимировская, д. 134А. Причиной отсутствия услуг связи послужило повреждение двух опор связи и кабеля ТППзп 30x2x0,4 на участке протяженностью 140 м., совершённое неизвестным лицом при перевозке негабаритного груза, по состоянию на 03.09.2019 проводимые подрядной организацией ремонтно-восстановительные работы не завершены, что подтверждается письмом ПАО "Ростелеком" (исх. от 03.09.2019 N 04/05/10785-19, вх. от 03.09.2019 N 22608/23), что является нарушением п. 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензиями N 166733 от 16.02.2016 на оказание телематических услуг связи; N 166730 от 27.01.2016 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг Местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа; N 166731 от 16.02.2015 на оказание услуг внутризоновой телефонной связи, п. 5 разделов I, IV, XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, пп, "г" п. 26 Правил оказания телематические услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила ТЛМ), пп "б" п. 24 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 N 1342 (далее - Правила ТЛФ).
Контрольный срок устранения повреждения Правилами ТЛМ и Правилами ТЛФ, не установлен. Вместе с тем пп. "л" п. 22 Правил оказания телематических услуг связи закреплено, что в договоре, заключаемом в письменной форме, должны быть указаны права, обязанности и ответственность сторон, в том числе обязательства оператора связи по соблюдению сроков и порядка устранения неисправностей, препятствующих пользованию телематическими услугами связи", в пп. "г" п. 26 Правила ТЛМ определено, что оператор связи обязан устранять в установленный срок неисправности, препятствующие пользованию телематическими услугами связи, а в пп. "б" п. 24 Правила ТЛФ определено, что оператор связи обязан устранять в установленный срок неисправности, препятствующие пользованию услугами телефонной связи Приложением N 1 к Договору об оказании услуг связи утверждены правила оказания услуг связи ПАО "Ростелеком физическим лицам (далее - Правила).
Согласно п. 3.1.2 Правил оператор обязан устранять неисправности, препятствующие пользованию Услугами, по заявке абонента с учетом технических возможностей в срок, не превышающий 14 календарных дней.
В соответствии с требованиями ст.ст. 28.2, 28.5 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, ведущим специалистом-экспертом Сочинского территориального отдела (СТО) Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу А.Ф. Аскаровой составлен протокол об административном правонарушении от 20.09.2019 N 23/12/3478.
С учетом положений о подведомственности, предусмотренных статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о рассмотрении материалов административного дела по существу и привлечения общества к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности. Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектами правонарушения являются индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица.
В статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено определение лицензии, как специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионными требованиями является совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта 36 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) оказание услуг связи является лицензируемым видом деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (статья 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предусмотрена обязанность оператора связи оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 утвержден Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и Перечни лицензионных условий.
Контрольный срок устранения повреждения Правилами ТЛМ и Правилами ТЛФ, не установлен. Вместе с тем пп. "л" п. 22 Правил оказания телематических услуг связи закреплено, что в договоре, заключаемом в письменной форме, должны быть указаны права, обязанности и ответственность сторон, в том числе обязательства оператора связи по соблюдению сроков и порядка устранения неисправностей, препятствующих пользованию телематическими услугами связи", в пп. "г" п. 26 Правила ТЛМ определено, что оператор связи обязан устранять в установленный срок неисправности, препятствующие пользованию телематическими услугами связи, а в пп. "б" п. 24 Правила ТЛФ определено, что оператор связи обязан устранять в установленный срок неисправности, препятствующие пользованию услугами телефонной связи Приложением N 1 к Договору об оказании услуг связи утверждены правила оказания услуг связи ПАО "Ростелеком физическим лицам (далее - Правила).
Согласно п. 3.1.2 Правил оператор обязан устранять неисправности, препятствующие пользованию Услугами, по заявке абонента с учетом технических возможностей в срок, не превышающий 14 календарных дней.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Обществом не были предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению установленных лицензионных требований. При этом какие-либо неустранимые препятствия для надлежащего исполнения законодательства отсутствовали. При должной степени заботливости и осмотрительности общество имело возможность для соблюдения установленных требований законодательства. Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку событие административного правонарушения и вина общества в его совершении доказаны, суд приходит к выводу о наличии в действиях ПАО "Ростелеком" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Доводы общества об истечении срока привлечения к административной ответственности судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку оператором связи ПАО "Ростелеком" нарушены условия после возникновения обязательств по соблюдению сроков и порядку устранения неисправностей, препятствующих пользованию телематическими услугами связи и услугами телефонной связи. Административное правонарушение совершено в форме действия и установлено административным органом при получении письма ПАО "Ростелеком" исх. от 03.09.2019 N 04/05/10785-19.
Таким образом, на дату вынесения судом решения трехмесячный срок привлечения к административной ответственности не истек.
Оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения общества от административной ответственности суд первой инстанции не усмотрел.
Согласно статье 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом учитывается характер совершенного правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие (отягчающие) административную ответственность.
На основании вышеизложенного, суд правомерно привлек ПАО "Ростелеком" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 30 000 руб.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2020 по делу N А32-46947/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.
Судья С.С. Филимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46947/2019
Истец: Управление Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по ЮФО, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по ЮФО
Ответчик: ПАО "Ростелеком"