г. Москва |
|
15 апреля 2020 г. |
Дело N А40-256732/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Поповой Г.Н.,
судей: Веклича Б.С., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "МЕНОРА" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2019 г. по делу N А40-256732/19
по иску: ГБОУ ШКОЛА N 1367 (ИНН 7721816006, ОГРН 5137746181480)
к ответчику: ООО "МЕНОРА" (ИНН 7721754504, ОГРН 1127746245032)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Лыков А.П. по доверенности от 18.02.2020 N 29, Петухова С.В. по доверенности от 18.02.2020 N 30.
от ответчика: Зыкова Н.С. по доверенности от 01.11.2019 г. N 7.
УСТАНОВИЛ:
ГБОУ ШКОЛА N 1367 обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "МЕНОРА" о взыскании 593385 рублей 27 копеек неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.11.2019 г. по делу N А40-256732/19, исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с данным решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований оказать, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу об отмене судебного акта, исходя из следующего:
В обоснование иска, истец ссылается на то, что 17.11.2016 г. между ГБОУ Лицей N 1367 и ООО "Конкорд" заключен гражданско-правовой договор бюджетного учреждения N 16УЗ/192-2017/2016-17 на оказание услуг по уборке внутренних помещений для нужд лицея, в соответствии с условиями которого, исполнитель обязан оказать услуги по уборке внутренних помещений на объектах в соответствии с техническим заданием, иными условиями контракта, а заказчик, обязался принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
ГБОУ Лицей N 1367 переименован в ГБОУ ШКОЛА N 1367.
Согласно п. 2.1 контракта, цена контракта составляет 2 976 042 рубля 39 копеек.
В силу п. 11.1 контракта, контракт действует с момента его заключения по 01.10.2017 г.
Согласно п. 11.2 контракта, срок оказания услуг по контракту с 01.01.2017 г. по 31.08.2017 г.
Как утверждает истец в иске, по результатам оказания услуг оформлены акты сдачи-приемки услуг.
Истцом, оказанные ответчиком услуги, оплачены в полном объеме.
После окончания срока действия контракта, истцом установлено, что на части площади убираемых ответчиком помещений, он не производил уборку, в результате чего площадь убранной территории составила 15 812,90 кв. м.; о данном факте, истцу стало известно в ходе проверке исполнения иного контракта от 22.12.2017 г. N 225-2017.
Таким образом, истец полагает, что у истца возникла переплата по части площади, в связи с чем, в адрес ответчика направлена претензия от 11.10.2018 г. с требование вернуть переплату за ту площадь помещений, по которым ответчиком уборка не производилась.
Судом первой инстанции исковые требования удовлетворены в полном объеме, поскольку суд первой инстанции признал обоснованным доводы истца, что в связи с не соответствием площади, указанной в контракте, площади, которая фактически подлежала уборке, на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение.
Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего:
В силу п.3 приложения N 1 технического задания к контракту N 16УЗ/192-2017/2016-17 на оказание услуг по уборке внутренних помещений для нужд ГБОУ Лицей N 1367 в 2017 году, "количество поставляемого товара, выполняемых работ и услуг для каждой позиции вида, номенклатуры или ассортимента", оказание услуг осуществляется в соответствии со следующими приложениями к настоящему техническому заданию: приложение N 2 - "Объемы работ по уборке помещений".
В приложении N 3 к техническому заданию "Состав и периодичность основных работ по внутренней уборке помещений", прописан состав и периодичность работ, которыми, исполнитель руководствовался при оказании услуг по уборке внутренних помещений; подвальные помещения относятся к техническим помещениям, либо иным помещениям. Уборка вышеуказанных помещений производилась по регламентам, указанным в приложении N3 к техническому заданию. Иные помещения, в том числе, обеденные залы, подлежали уборке в соответствии с нормативными документами.
В силу п. 11.1 контракта, контракт действует с момента заключения контракта по 01 октября 2017 года.
Согласно п. 12.2 контракта, истечение срока действия контракта влечет прекращение обязательств по контракту (за исключением предусмотренных контрактом гарантийных обязательств и обязательств заказчика по оплате услуг, оказанных в течение срока действия контракта).
В силу п 6.2 контракта, гарантийный срок на оказанные услуги указывается в техническом задании (приложение N 1 к контракту).
В соответствии с п.3. ст. 425 ГК РФ, Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору; договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Представленные в материалы дела копии договоров между ГБОУ Лицей N 1367 и ООО "Конкорд" о передаче имущества в безвозмездное пользование и организации питания и обеспечения питьевого режима обучающихся регулируют передачу ООО "Комбинат Питания "Конкорд" недвижимого имущества и оказание услуг по организации питания и обеспечения питьевого режима обучающихся ГБОУ Лицей
N 1367, но не содержат обязанности ООО "Комбинат Питания "Конкорд" по оказанию услуг по уборке внутренних помещений для нужд ГБОУ Лицей N 1367.
Тогда как, контракт N 16УЗ/192-2017 на оказание услуг по уборке внутренних помещений для нужд ГБОУ Лицей N1367 в 2017 году и Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения N 225-2017 оказание услуг по уборке внутренних помещений для нужд ГБОУ Школа N 1367, возлагают обязанности по уборке внутренних помещений ГБОУ Школа N 1367 на ООО "МЕНОРА" и в перечне убираемых помещений, присутствуют объекты, переданные в безвозмездное пользование ООО "Комбинат Питания "Конкорд".
Таким образом, представленные ГБОУ ШКОЛА N 1367 договоры, не опровергают того факта, что ООО "МЕНОРА" осуществляло оказание услуг, в том числе, и в помещениях, переданных ООО "Комбинат Питания "Конкорд" в безвозмездное пользование.
Ответы на запросы от 23.12.2015 г. N 734, от 09.08.2017 г. N 183 о предоставлении информации по уборке пищеблока и столовой от ООО "Конкорд", не могут быть приняты во внимание, поскольку ООО "Конкорд" является в данном случае заинтересованным лицом, и, признавая факт не осуществления уборки переданных в безвозмездное пользование помещений, навлекло бы на себя наложение штрафных санкций за не надлежащее исполнение обязательств.
В распоряжении ответчика имелся полный комплект закрывающих документов за соответствующий период, подписанных уполномоченными лицами заказчика, подтверждающих объем и стоимость выполненных работ.
Подписав акт выполненных работ, государственный орган принял результат работ по согласованной сторонами стоимости подписанного сторонами контракта.
Ответчик подписал государственный контракт, в том виде, в котором он входил в конкурсную документацию, и правомерно следовал указанным сметам при выполнении работ и составлении актов приемки выполненных работ.
Федеральный закон N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и муниципальных нужд", устанавливает, что цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.
Из п. 6 ст. 709 ГК РФ, следует, что заказчик не вправе требовать уменьшения твердой цены работ.
Цена контракта является твердой.
Работы ответчиком выполнены, приняты и оплачены заказчиком, что сторонами не оспаривается.
Поскольку ответчик выполнил работы, предусмотренные контрактом, то в силу названных норм права основания для уменьшения твердой цены контракта и применения к возникшим правоотношениям положений главы 60 ГК РФ о неосновательном обогащении, отсутствуют.
Акты выполненных работ подписаны заказчиком и подтверждают фактическое выполнение исполнителем работ и принятие их заказчиком, без замечаний и возражений.
В силу норм 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Исходя из п. 2 ст. 763 ГК РФ, по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и не производственного характера работы, и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу норм ст. 766 ГК РФ, государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных -нужд, условия государственного или муниципального контракта, определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.
Согласно законодательству о размещении государственных заказов, начальную (максимальную стоимость) цену контракта и локальную смету, прилагаемую к аукционной документации (и в случае закупки без проведения торгов), разрабатывает и утверждает уполномоченный орган (заказчик).
Участники размещения заказов не участвуют в формировании начальной (максимальной) цены контракта и составлении локальной сметы.
Цена государственного контракта является твердой и не может меняться в ходе его исполнения.
Законодательство о размещении государственных заказов устанавливает исчерпывающий перечень условий, когда цена контракта может быть изменена.
В силу п. 3 ст. 709 ГК РФ, в случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.
Принимая выполненные подрядчиком работы и подписывая акты сдачи-приемки выполненных работ, содержащих сведения об их стоимости и порядке ее определения, заказчик согласился с указанной в актах стоимостью, объемом и качеством выполненных работ.
Согласно пункту 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно п. 2 ст. 9 АПК РФ Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Утверждение истца, что ответчиком признана корректировка объемов, являются голословными и документально не подтвержденными.
Истец документально не подтвердил направление писем в адрес ответчика о корректировке объемов работ истцом.
На направленную истцом в адрес ответчика претензию от 17.05.2019 г N 603., ответчик возразил письмом от 04.06.2019 г.N 06-02/2019-02
Учитывая вышеизложенное, требования по иску подлежат отказу в удовлетворении, а решение суда отмене.
Руководствуясь статьями 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.11.2019 г. по делу N А40-256732/19 отменить.
В иске отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-256732/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ШКОЛА N 1367"
Ответчик: ООО "МЕНОРА"
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11299/20
15.04.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2299/20
28.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-256732/19
27.09.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-256732/19