г. Киров |
|
16 апреля 2020 г. |
Дело N А29-17635/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пленкиной К.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Усинск"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.02.2020 по делу N А29-17635/2019
по иску акционерного общества "Коми энергосбытовая компания" (ОГРН 1061101039779, ИНН 1101301856)
к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (ОГРН 1061106003232, ИНН 1106020249),
о взыскании задолженности,
установил:
акционерное общество "Коми энергосбытовая компания" (далее - истец, Общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - ответчик, Комитет, заявитель) о взыскании 177 251 рубля 85 копеек задолженности за электрическую энергию, поставленную в январе-марте, июне-августе 2019 года.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.02.2020 исковые требования Общества удовлетворены.
Комитет с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что в приложение N 2 к договору от 21.08.2019 N 712430 не включен объект поставки - здание, расположенное по адресу: г. Усинск, ул. Возейская, д.19; пунктом 2 постановления администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 12.11.2018 N 1314 "О расторжении договоров социального найма и заключении договоров социального найма" Комитету предписано произвести консервацию жилого дома N 2 ст. Юкост в целях обеспечения сохранности и исправности его простоя, договоры социального найма с жильцами расторгнуты, все жильцы переселены. Отмечает, что согласно пункту 1.3 дополнительного соглашения от 22.08.2019 к договору энергоснабжения от 21.08.2019 N 712430 из приложения N 2 "Перечень объектов и приборов учета электрической энергии" с 05.04.2019 исключен объект - жилой дом N 2 ст. Юкост. Ссылается, что объект недвижимости, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Усинск, ул. 60 лет Октября, д. 2б на основании постановления администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 06.02.2014 N 217 "О включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд" отнесен к маневренному фонду, данное здание в настоящее время разморожено, в нем никто не проживает, следовательно, истец никаких затрат по электрической энергии не несет. Полагает, что в силу статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации указанное имущество находится в собственности муниципального образования городского округа "Усинск", Комитет лишь действует от имени собственника, следовательно, надлежащим ответчиком является муниципальное образование, и денежные средства должны взыскиваться за счет казны муниципального образования.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает, что довод ответчика об отсутствии потребления электроэнергии на объекте опровергается ведомостями сетевой организации, которая ежемесячно производит снятие показаний с приборов учета ответчика; в отношении иных доводов ответчика ссылается на состоявшийся судебный акт.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.03.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.03.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, заявили ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между Обществом (гарантирующий поставщик) и Комитетом (потребитель) заключен договор энергоснабжения от 21.08.2019 N 712430 (далее - договор, т. 1 л.д. 16-27), в соответствии с пунктом 1.1 которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных договором.
Определение объемов покупки электрической энергии (мощности), поставленной гарантирующим поставщиком в точках поставки по договору осуществляется с использованием приборов учета, измерительных комплексов и систем учета согласно приложению N 2 к договору или расчетных способов, установленных действующим законодательством (пункт 4.1 договора).
Пунктом 5.9 договора установлено, что расчетным периодом для осуществления расчетов за потребляемую электрическую энергию (мощность) является один календарный месяц.
Оплата за электрическую энергию (в том числе платежи в течение месяца) производится потребителем платежными поручениями путем перечисления денежных средств на расчетный счет гарантирующего поставщика в следующем порядке:
- 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
- 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
- стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Согласно пункту 7.1 договора он вступает в силу с даты его заключения и действует по 31.12.2019. Стороны установили, что условия договора применяются к отношениям сторон, возникшим с 00 часов 00 минут 01.01.2019, но не ранее даты и времени начала оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств и не ранее даты и времени передачи победителю конкурса на право заключения договора аренды либо концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов этих систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, такого энергопринимающего устройства по заключенному в соответствии с законодательством Российской Федерации договору аренды либо концессионному соглашению в случае, если договор либо концессионное соглашение заключается с указанным победителем в отношении такого энергопринимающего устройства.
В приложении N 2 к договору приведен перечень точек поставки, объектов, средств учета, параметров, по которым производится расчет за отпущенную электрическую энергию, в котором, в том числе, указаны объекты, расположенные по адресам: Республика Коми, г. Усинск, ул.60 лет Октября, д.2б (жилой дом), г. Усинск, ст. Юкост, д. 2 (общежитие).
Дополнительным соглашением от 22.08.2019 к договору стороны исключили из приложения N 2 к договору объект г. Усинск, ст. Юкост, д. 2 (общежитие). В пункте 3 данного соглашения указано, что оно распространяет свое действие на отношения, возникшие с 05.04.2019 (т.1 л.д. 129).
Общество в январе-марте, июне-августе 2019 года поставляло электрическую энергию на объекты, расположенные по адресам: Республика Коми, г. Усинск, ул.60 лет Октября, д.2б; г. Усинск, ст. Юкост, д. 2, г. Усинск, ул. Возейская, д. 19, что фактически не оспаривается ответчиком.
Для оплаты поставленной электрической энергии истец выставил ответчику счета-фактуры от 30.06.2019 N 005196/0220 на сумму 277 рублей 95 копеек, от 31.07.2019 N 005782/0220 на сумму 39 рублей 60 копеек, от 31.08.2019 N 006528/0220 на сумму 39 рублей 60 копеек и корректировочные счета-фактуры от 31.08.2019 N К006962/0220 на сумму увеличения 55 274 рубля 71 копейка к счету-фактуре от 31.01.2019 N 000472/0220, от 31.08.2019 N К006963/0220 на сумму увеличения 51 940 рублей 71 копейка к счету-фактуре от 31.01.2019 N 000472/0220 от 31.08.2019 N К006964/0220 на сумму увеличения 69 996 рублей 58 копеек к счету-фактуре от 31.03.2019 N 002481/0220.
В связи с неоплатой выставленных счетов-фактур истец направил в адрес ответчика претензию от 26.09.2019 N 606-102/2467 (т.1 л.д. 39) с просьбой погасить задолженность в семидневный срок.
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу положений статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таковых - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Отношения сторон, связанные со снабжением электроэнергией, регулируются нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
В силу пункта 4 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 ГК РФ применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Пунктом 4 статьи 37 Закона об электроэнергетике определено, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
В соответствии с пунктом 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:
30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Обязательство ответчика по оплате электроэнергии, поставленной на объекты, расположенные по адресам: Республика Коми, г. Усинск, ул.60 лет Октября, д.2б (жилой дом), г. Усинск, ст. Юкост, д. 2 (общежитие), основано на заключенном сторонами договоре.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В рассматриваемом случае возражения ответчика фактически направлены на односторонний отказ от принятого на себя обязательства, что противоречит требованиям статей 309 и 310 ГК РФ о надлежащем исполнении обязательств и недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства.
С учетом вышеуказанного также подлежат отклонению доводы Комитета о том, что надлежащим ответчиком является муниципальное образование и денежные средства должны взыскиваться за счет его казны, поскольку обязательство ответчика по оплате поставленной на вышеназванные объекты электрической энергии основано на заключенном сторонами договоре.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Заявитель, ссылаясь на то, что в данных домах не проживают граждане, не представил каких-либо доказательств в подтверждение факта полного отсутствия потребления электрической энергии в спорный период, введения ограничения режима потребления энергопотребления не привел иных показаний прибора учета, опровергающих представленные истцом сведения.
Довод ответчика о том, что согласно пункту 1.3 дополнительного соглашения от 22.08.2019 к договору энергоснабжения от 21.08.2019 N 712430 из приложения N 2 "Перечень объектов и приборов учета электрической энергии" с 05.04.2019 исключен объект - жилой дом N 2 ст. Юкост, не влияет на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку, как следует из представленных в материалы дела ведомостей энергопотребления, ответчику не предъявлен к оплате объем электроэнергии, поставленный на данный объект в июне-августе 2019 года.
В отношении объема электроэнергии, поставленного на объект по адресу: г. Усинск, ул. Возейская, д.19, и предъявленного ответчику к оплате, судебная коллегия отмечает следующее.
Факт поставки электрической энергии в спорный период в здание, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Усинск, ул. Возейская, д. 19, заявителем не оспаривается, равно как не оспаривается, что данное здание находится в муниципальной собственности.
В рамках дела о взыскании стоимости электрической энергии доказыванию подлежат факт ее поставки, ее объем и стоимость. Отсутствие между сторонами заключенного муниципального контракта в отношении данного объекта не является основанием для отказа во взыскании задолженности за фактически потребленную электрическую энергию при доказанности факта ее поставки.
Исходя из правовой позиции, изложенной в абзаце 10 пункта 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Акцептом оферты в рассматриваемой ситуации является фактическое принятие поставленной электрической энергии объектом ответчика.
Правовых оснований для взыскания задолженности за счет казны муниципального образования, вопреки доводам заявителя, в указанном случае также не имеется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3 статьи 125 ГК РФ).
В соответствии с Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Усинск", утвержденным решением Совета муниципального образования городского округа "Усинск" от 09.10.2014 N 375, Комитет осуществляет по поручению лица, осуществляющего полномочия собственника муниципального имущества, функции заказчика по вопросам содержания и охраны муниципальной собственности, находящейся в казне муниципального образования городского округа "Усинск"; является главным распорядителем средств местного бюджета, предусмотренных на содержание Комитета, а также на финансовое обеспечение исполнения возложенных на Комитет функций; осуществляет бюджетное финансирование расходов по капитальным вложениям, содержанию и ремонту муниципального нежилого фонда.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" разъяснено, что органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
Поскольку в рассматриваемом случае имущественное требования подлежит удовлетворению с выступающего самостоятельно в качестве ответчика Комитета, имеющего статус казенного учреждения, осуществляющего свою деятельность за счет средств муниципального образования городского округа "Усинск" и обеспечивающего исполнение денежных обязательств, Комитет является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается апелляционным судом, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.02.2020 по делу N А29-17635/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Усинск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-17635/2019
Истец: АО "Коми Энергосбытовая Компания"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Усинск"