город Ростов-на-Дону |
|
15 апреля 2020 г. |
дело N А32-46203/2019 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Соловьева М.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства
апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Дом на Ясенской 23"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.12.2019 по делу N А32-46203/2019
по заявлению товарищества собственников жилья "Дом на Ясенской 23"
(ИНН 2306032772, ОГРН 1082306000150)
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Дом на Ясенской 23" (далее - заявитель, ТСЖ "Дом на Ясенской 23", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - административный орган, инспекция) от 23.05.2019 N 000847 о привлечении к административной ответственности по статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Дом на Ясенской 23" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым постановление инспекции отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что заключило договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования МКД с 29.03.2018, в связи с чем, срок давности по данному правонарушению истек 29.05.2018.
Апелляционная жалоба также мотивирована тем, что привлечение ТСЖ к ответственности согласно пп. "в" п. 12 Правила N 410 за отсутствие договора на проведение работ по проверки вентиляционных каналов является необоснованным ввиду того, что ТСЖ заключило договор N 36 от 01.08.2018 и договор N 15 от 29.03.2018 с ООО "ОМА". Таким образом, привлечение к ответственности ТСЖ за не заключение договора на проведение работ по проверки вентиляционных каналов является незаконным в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В обоснование апелляционной жалобы товарищество также указывает на то, что привлечение ТСЖ к ответственности согласно пп. "в" п. 12 Правила N 410 за не обеспечение 3-х разовой проверки вентиляционных каналов и дымоходов сезонов 2016-2017 годов, 2017-2018 годов, 2018-2019 годов является необоснованным ввиду того, что ТСЖ проводило проверку вентиляционных каналов и дымоходов в указанные периоды, о чем свидетельствуют акты обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов:
- Акт N 000133 от 15.01.2017;
- Акт N 000136 от 20.04.2017;
- Акт N 000137 от 16.01.2018;
- Акт N 000141 от 18.04.2018;
- Акт N 000147 от 14.01.2019.
В связи с чем, товарищество просит признать привлечение к административной ответственности за необеспечение 3-х разовой проверки вентиляционных каналов и дымоходов сезонов 2016-2017 годов, 2017-2018 годов, 2018-2019 годов незаконным в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Государственной жилищной инспекции Краснодарского края и ТСЖ "Дом на Ясенской 23" поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Суд удовлетворил ходатайства Государственной жилищной инспекции Краснодарского края и ТСЖ "Дом на Ясенской 23" о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 25.03.2019 в 12 часов 05 минут в ходе проведения проверки Управлением жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации муниципального образования Ейский район (далее - Управление ЖКХ) в многоквартирном доме N 23 по улице Ясенской в городе Ейске (далее - МКД) установлен факт нарушения ТСЖ "Дом на Ясенской 23" правил содержания общего имущества в МКД.
Административным органом на момент проведения проверки установлено, что ТСЖ "Дом на Ясенской 23" допустило несвоевременное заключение договора со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования МКД, а именно: в период с 01.01.2018 по 31.01.2018 договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт ВДГО МКД не заключен, что является нарушением пункта 5.5.6 правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, пункта 6, пункта 16 Правил N 410.
Таким образом, ТСЖ "Дом на Ясенской 23" допустило несвоевременное заключение договора проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов в МКД на 2019 год, что является нарушением требований подпункта "а" пункта 11 Правил N 410, а также в нарушение требований подпункта "в" пункта 12 Правил N 410 не обеспечена своевременная 3-х разовая проверка вентиляционных каналов и дымоходов.
07.10.2019 административным органом вынесено постановление о назначении административного наказания N 000847, которым товарищество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ТСЖ "Дом на Ясенской 23" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, составляет нарушение правил и норм содержания и ремонта жилых домов (помещений).
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать в частности: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 410 от 15.05.2013 пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ (далее - Правила N 410) предусмотрено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем. По договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заказчик и исполнитель не могут быть одним и тем же лицом.
Согласно пункту 16 Правил N 410, техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
В силу подпункта "в" пункта 12 Правил N 410 надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).
Пунктом 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна: содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы, обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора, обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпора, обеспечивать своевременное утепление мест расположения газопровода, где возможно замерзание газа в зимнее время, и содержать в исправности окна и двери в этих помещениях, не загромождать места расположения газовых колодцев, крышек коверов подземных газопроводов, очищать их в зимнее время ото льда и снега, проверять в подвалах и других помещениях, где имеются газопроводы и оборудование, работающее на газе, соответствие электропроводки предъявляемым к ней требованиям, согласовывать с эксплуатационными организациями газораспределительных систем производство земляных работ в охранных зонах систем и посадку зеленых насаждений вблизи газораспределительных систем, своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения, обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование, следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
Работы по устранению дефектов строительного характера, а также нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах (ревизиях), а также отделочные работы после монтажа или ремонта внутренних устройств газоснабжения должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда.
Согласно подпункту "А" пункта 11 Правил N 410 надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы.
Постановлением Администрации муниципального образования Ейский район от 13.04.2017 N 193 отопительный сезон 2016-2017 на территории Ейского района закончен с 17.04.2017.
Постановлением Администрации муниципального образования Ейский район от 05.10.2017 N 592 отопительный сезон 2016-2017 на территории Ейского района начат с 16.10.2017.
Постановлением Администрации муниципального образования Ейский район от 11.04.2018 N 244 отопительный сезон 2017-2018 на территории Ейского района закончен с 12.04.2018.
В ходе проведения проверки установлено, что ТСЖ "Дом на Ясенской 23" в нарушение требований подпункта "в" пункта 12 Правил N 410 не обеспечена своевременная 3-х разовая проверка вентиляционных каналов и дымоходов, а именно: не проведена проверка в середине отопительных сезонов 2016-2017 годов, 2017-2018 годов, 2018-2019 годов, а также не позднее чем через 7 дней после окончания отопительных сезонов 2016-2017 годов, 2017-2018 годов.
Судом апелляционной инстанции установлено, что за несвоевременное заключение договора со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования МКД, а именно: в период с 01.01.2018 по 29.03.2018, истек срок привлечения к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ составляет 2 месяца со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В силу п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при привлечение лица к административной ответственности на момент обнаружения правонарушения прекращено, срок должен исчисляться с последнего дня совершения правонарушения.
В связи с тем, что товарищество заключило договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования МКД с 29.03.2018, что подтверждается оспариваемым постановлением, срок исковой давности по данному правонарушению истек 29.05.2018 - спустя 2 месяца со дня прекращения нарушения.
Согласно пп. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что привлечение товарищества к ответственности согласно пп. "в" п. 12 Правила N 410 за отсутствие договора на проведение работ по проверки вентиляционных каналов является необоснованным ввиду того, что товарищество заключило договор N 36 от 01.08.2018 и договор N 15 от 29.03.2018 с ООО "ОМА".
Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что привлечение к ответственности за не заключение договора на проведение работ по проверки вентиляционных каналов является незаконным в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Также судом апелляционной инстанции установлено, что привлечение товарищества к ответственности согласно пп. "в" п. 12 Правила N 410 за не обеспечение 3-х разовой проверки вентиляционных каналов и дымоходов сезонов 2016-2017 годов, 2017-2018 годов, 2018-2019 годов является необоснованным, поскольку товарищество проводило проверку вентиляционных каналов и дымоходов в указанные периоды, о чем свидетельствуют акты обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов:
- Акт N 000133 от 15.01.2017;
- Акт N 000136 от 20.04.2017;
- Акт N 000137 от 16.01.2018;
- Акт N 000141 от 18.04.2018;
- Акт N 000147 от 14.01.2019.
Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Таким образом, привлечение к ответственности за необеспечение 3-х разовой проверки вентиляционных каналов и дымоходов сезонов 2016-2017 годов, 2017-2018 годов, 2018-2019 годов является незаконным в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Учитывая изложенное, решение суда в силу п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2019 по делу N А32-46203/2019 отменить, признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 23.05.2019 N 000847 о привлечении к административной ответственности по статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.
Судья М.В. Соловьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46203/2019
Истец: ТСЖ "Дом на Ясенской 23", ТСЖ "Дом на Ясенсокй 23"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края