г. Самара |
|
16 апреля 2020 г. |
дело N А55-36188/2019 |
Судья Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Демина Е.Г., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на резолютивную часть решения Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2020 года по делу N А55-36188/2019, принятого в порядке упрощенного производства (судья Шлинькова Е.В.).
по иску товарищества собственников жилья "Сфера" (ОГРН 1026300966933, ИНН 6315945303) к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (ОГРН 1026300959871, ИНН 6315800001) о взыскании
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Сфера" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - ответчик, Департамент) о взыскании 52 662,70 руб. задолженности по оплате ежемесячных взносов за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме N 172, расположенном по ул. Молодогвардейской, г. Самара, по состоянию на 31 октября 2019 года, а также расходов на оплату услуг представителя в размере 8000 руб.
Решением в виде резолютивной части Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2020 исковые требования удовлетворены частично. С Департамента управления имуществом городского округа Самара в пользу товарищества собственников жилья "Сфера" взыскана задолженность по оплате ежемесячных вносов за капитальный ремонт за период с октября 2016 года по октябрь 2019 года в размере 32 425, 10 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 1297 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 4925,70 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения. Мотивированное решение изготовлено 14.02.2020.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, суд первой инстанции не дал оценки доводам Департамента, в том числе, что истцом заявленные требования не подтверждены надлежащими доказательствами, а заявленные к взысканию судебные расходы являются чрезмерно высокими. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Из материалов дела следует, что на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома по адресу г. Самара, ул. Молодогвардейская, 172 приняты решения, оформленные протоколом N 1 от 30.06.2016, формировать фонд капитального ремонта на специальном счете, принадлежащем ТСЖ, определен размер обязательных ежемесячных взносов на капитальный ремонт, установленный Правительством Самарской области, в сумме 5,84 руб.
В доме по адресу г. Самара, ул. Молодогвардейская, 172 расположено жилое помещение N 2 общей площадью 137,4 кв.м., принадлежащее муниципальному образованию городской округ Самара, что подтверждено Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.11.2019.
Кроме того, в соответствии с постановлением главы г. Самары N 1405 от 30.12.2003 и N 4562 от 15.12.2004 помещение N 2 в доме N 172 по ул. Молодогвардейская в г. Самара передано в муниципальную собственность по акту от 07.09.2005.
В период с 2014 года по 31 октября 2019 собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 172, кв. 2 плата за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома не вносилась.
Задолженность ответчика по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за помещение, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 172, кв. 2, составляет 52 662,70 руб.
Начисления по оплате за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома произведены истцом, исходя из площади помещения с применением тарифа, установленного Постановлением Правительства Самарской области на соответствующий год.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, истец направил в адрес ответчика претензию от 15.10.2019 с требованием в добровольном порядке погасить задолженность, которая была оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 36, 37, 39, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в силу которых собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в осуществлении издержек по его содержанию и сохранению.
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В пункте 3 статьи 7 закона Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области", обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении трех календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 6.1 статьи 8 настоящего Закона.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утверждена 29.11.2013 Постановлением правительства N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" (далее - Региональная программа).
Для собственников помещений в многоквартирных домах, которые были включены в Региональную программу, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с августа 2014 года.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Из материалов дела следует, что собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 172 приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете; о выборе кредитной организации для открытия специального счета ТСЖ "Сфера"; о размере обязательного ежемесячного взноса собственников помещений на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, в подтверждение чего истцом в материалы дела представлена копия протокола N 1 от 30.06.2016 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 172.
В соответствии с частью 2 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт за 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 года произведен истцом на основании Постановлений Правительства Самарской области N 654 от 22.11.2013, N 784 от 17.12.2014, N 333 от 11.06.2015, N 293 от 08.06.2016, N 319 от 17.05.2017, N 794 от 19.12.2018, соответственно, которыми установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 на территории Самарской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц: для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,07 руб.; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 5,84 руб. С 1 июля 2016 года по 30 июня 2018 года установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,45 руб.; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 6,27 руб. С 01 июля 2018 года по 30 октября 2019 установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,67 руб.; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 6,52 руб.
Из письменных пояснений истца, а также представленного расчета следует, задолженность ответчика по оплате за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за помещение, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 172, кв. 2, составляет 52 662,70 руб., в том числе с учетом переданного НО ФКР сальдо по задолженности ответчика в размере 30 575,62 руб.. (за период с 2014 года по сентябрь 2017 года).
Начисления по оплате за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома произведены истцом с 01 октября 2017 года, исходя из площади помещения с применением тарифа, установленного Постановлением Правительства Самарской области на соответствующий год, поскольку как указано в письме от 29.09.2016 N 10938 НО "ФКР" изменение способа формирования фонда капитального ремонта с общего счета регионального оператора на специальный счет, принадлежащий ТСЖ "Сфера", будет осуществлено в сентябре 2017 года.
В соответствии с частью 4 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 протокола N 1 от 30.06.2016 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 172, собственники решили уплачивать обязательные ежемесячные взносы на капитальный ремонт в размере минимального взноса, установленного Правительством Самарской области - 5,84 руб.
Между тем, поскольку решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт - 5,84 руб., который с 01 июля 2016 года составил меньше, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный Постановлениями Правительства Самарской области N 333 от 11.06.2015, N 293 от 08.06.2016, N 319 от 17.05.2017, N 794 от 19.12.2018, истцом при расчете требований применен тариф, установленный Постановлением Правительства Самарской области на соответствующий год.
Возражая против удовлетворения заявленных требований ответчик указал, что сведения о периоде образования задолженности, а также подробный расчет начислений истцом не представлен.
Указанный довод судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку расчет заявленных требований истцом в материалы дела представлен.
Довод ответчика о том, что собственником спорного жилого помещения является муниципальное образование г.о. Самара, а Департамент управления имуществом г.о. Самара лишь осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом г.о. Самара, судом первой инстанции также обоснованно отклонен.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара, утвержденного Постановлением Самарской Городской Думы от 30.05.2002 N 154 "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара", Департамент управления имуществом городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Согласно пункту 4 статьи 45 Устава городского округа Самара Самарской области от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
В соответствии со статьей 47 Устава городского округа Самара Самарской области Департамент управления имуществом г.о. Самара осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом г.о. Самара, а также осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.
Также обоснованно отклонен довод ответчика о том, что истцом не представлены документы, подтверждающие выбор собственниками жилого помещения указанного многоквартирного дома способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, а также доказательства направления счетов на оплату взносов на капитальный ремонт в адрес Департамента управления имуществом городского округа Самара.
Истцом в материалы дела представлен протокол N 1 от 30.06.2016 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 172, в котором указано, что собственники приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете; о выборе кредитной организации для открытия специального счета ТСЖ "Сфера"; о размере обязательного ежемесячного взноса собственников помещений на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД.
Неполучение платежных документов не является основанием для неисполнения предусмотренной законом обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт.
Обязанность собственника по оплате взносов установлена законом, обязательства по оплате возникают непосредственно в связи с принадлежностью помещений, находящихся в многоквартирном доме.
Суд правильно указал, что ответчик для исполнения своей обязанности, установленной законом, и, действуя добросовестно и разумно, не лишен был права обратиться к истцу за получением счетов на уплату взносов либо произвести расчет самостоятельно на основании вышеуказанных Постановлений Правительства Самарской области, которыми установлен минимальный размер взноса.
Судом рассмотрено заявление ответчика о пропуске срока исковой давности.
Исходя из обстоятельств дела и руководствуясь положениями статей 195, 199, 196, 200, 202 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что в отношении требования о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с августа 2014 года по сентябрь 2016 года, истцом пропущен срок исковой давности, в связи с чем, в указанной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, суд первой инстанции признал обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании задолженности за период с октября 2016 года по октябрь 2019 года в размере 32 425,10 руб.
Также истцом заявлено требование о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя в размере 8000 руб.
В подтверждение факта понесенных расходов и объема оказанных услуг истцом представлены договор N 1/167 на оказание юридических услуг от 14.10.2019 между Казаковой М.Е. и ТСЖ "Сфера", копия акта оказанных услуг от 02.12.2019, копия расписки от 14.10.2019 о получении Казаковой М.Е. денежных средств в размере 8000 руб. в счет оплаты по договору N 1/167 от 14.10.2019.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 2 статьи 110 АПК РФ).
Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием.
В пункте 13 указанного постановления определено, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
В целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2 и 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Ответчик заявил о чрезмерности заявленных к взысканию расходов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание объем проделанной представителем работы, количество подготовленных процессуальных документов, характер юридических услуг, степень сложности спора, рассмотренного в порядке упрощенного производства, суд первой инстанции обоснованно признал заявленные расходы соответствующими критерию разумности.
Доказательства чрезмерности заявленных расходов ответчиком не представлены.
Вместе с тем, учитывая, что требование истца о взыскании задолженности удовлетворено судом первой инстанции частично, заявление о взыскании судебных расходов судом первой инстанции удовлетворено также частично, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, что составляет 4925,70 руб.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Довод заявителя жалобы о чрезмерности взысканных судом первой инстанции судебных расходов отклоняется как необоснованный. Разумные пределы расходов являются оценочной категорией, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусматриваются. В каждом случае суд определяет такие пределы с учетом конкретных обстоятельств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения в данной части не имеется.
Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены.
Обжалуемое решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены решения не имеется.
От уплаты государственной пошлины ответчик освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
резолютивную часть решения Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2020 года (мотивированное решение от 14 февраля 2020 года) по делу N А55-36188/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2020 года.
Судья Демина Е.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-36188/2019
Истец: ТСЖ "Сфера"
Ответчик: Департамент управления имуществом г.о. Самара