город Омск |
|
17 апреля 2020 г. |
Дело N А46-20081/2019 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лотова А.Н.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1749/2020) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 20.01.2020 по делу N А46-20081/2019 (судья Захарцева С.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (ИНН 5503060781, ОГРН 1025500517866) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунальное хозяйство "Олимп" (ИНН 5501248227, ОГРН 1135543010900) о взыскании 6 000 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (далее - заявитель, пенсионный орган, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунальное хозяйство "Олимп" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "УК ЖКХ "Олимп") о взыскании 6 000 руб. штрафов за совершение правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), выразившихся в несвоевременном представлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме "СЗВ-М" за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области по делу N А46-20081/2019, резолютивная часть которого объявлена 30.12.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против вынесенного по делу судебного акта, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что сведения в отношении одного застрахованного лица по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" за период с января по декабрь 2018 года обществом представлены 14.02.2019 в пенсионный орган впервые, что, по мнению подателя жалобы, подтверждает наличие оснований для удовлетворения требований учреждения.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
С учетом приведенных положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова лиц, участвующих в деле, с извещением их посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что во исполнение возложенных законом обязанностей ООО "УК ЖКХ "Олимп" (страхователь) в пенсионный орган представлена ежемесячная отчетность (форма "СЗВ-М" исходная) за следующие периоды:
январь 2018 года (15.02.2018 в отношении 30-ти застрахованных лиц),
февраль 2018 года (15.03.2018 в отношении 28 застрахованных лиц),
март 2018 года (16.04.2018 в отношении 31 застрахованного лица),
апрель 2018 года (15.05.2018 в отношении 31 застрахованного лица),
май 2018 года (15.06.2018 в отношении 28 застрахованных лиц),
июнь 2018 года (16.07.2018 в отношении 27 застрахованных лиц),
июль 2018 года (15.08.2018 в отношении 27 застрахованных лиц),
август 2018 года (17.09.2018 в отношении 28 застрахованных лиц),
сентябрь 2018 года (15.10.2018 в ношении 29 застрахованных лиц),
октябрь 2018 года (15.11.2018 в отношении 28 застрахованных лиц),
ноябрь 2018 года (17.12.2018 в отношении 29 застрахованных лиц),
декабрь 2018 года (15.01.2019 в отношении 30 застрахованных лиц).
Впоследствии самостоятельно обнаружив ошибку, 14.02.2019 страхователь направил в учреждение дополняющую форму "СЗВ-М" в отношении 1 заинтересованного лица - Воробьевой И.В., данные о которой отсутствовали в исходных формах за каждый месяц 2018 года, предоставленных обществом ранее.
Заявителем проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении ООО "УК ЖКХ "Олимп".
При сверке исходной и дополняющей форм "СЗВ-М" пенсионным органом установлено, что за отчетный период заинтересованным лицом несвоевременно представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета на 1 застрахованное лицо.
По результатам проверки учреждением составлены акты (от 12.04.2019 N 065S18190004727, N 065S18190004728, N 065S18190004755, N 065S18190004757, N 065S18190004759, N 065S18190004760, N 065S18190004761, N 065S18190004763, N 065S18190004764, N 065S18190004765, N 065S18190004766) и приняты решения (от 05.06.2019 N 065S19190006091, N 065S19190006092, N 065S19190006093, N 065S19190006094, N 065S19190006096, N 065S19190006097, N 065S19190006098, N 065S19190006099, N 065S19190006100, N 065S191900060, N 065S191900060101, N 065S19190006102) о привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ с назначением штрафа за представление неполных (недостоверных) сведений по форме "СЗВ-М" за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года в общей сумме 6 000 руб.
Обществу направлены требования об уплате суммы финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в срок до 31.07.2019.
Неисполнение заинтересованным лицом требований явилось основанием обращения учреждения в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем пенсионный орган не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
В статьях 5 и 6 Федерального закона N 167-ФЗ определено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию - лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ ООО "УК ЖКХ "Олимп" является страхователем по данному виду страхования и согласно пункту 2 статьи 14 указанного Федерального закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу третьему статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в настоящем случае пенсионным органом предъявлены требования о взыскании с ООО "УК ЖКХ "Олимп" финансовой санкции в сумме 6 000 руб. за период с января по декабрь 2018 года. Перечисленные выше решения учреждения свидетельствуют о том, что основанием для их принятия послужил вывод заявителя о предоставлении ООО "УК ЖКХ "Олимп" неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно положениям статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Для представления ежемесячной отчетности о застрахованных лицах постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "СЗВ-М" "Сведения о застрахованных лицах", в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов:
- код "исхд" ("исходная форма") указывается при первичной подаче формы "СЗВ-М" за данный отчетный период;
- код "доп" ("дополняющая форма") указывается, если страхователем направляется форма "СЗВ-М" в качестве дополнения ранее поданных сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" ("отменяющая форма") указывается при подаче формы "СЗВ-М", которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Представление корректирующих сведений предусмотрено Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н). Согласно нормам раздела IV Инструкции N 766н, предусматривающей случаи и порядок предоставления корректирующих сведений, а также порядок привлечения и освобождения от ответственности в указанном случае, под исправлениями сведений понимаются:
- случаи ошибочного искажения сведений, которые уже представлены в Пенсионный фонд;
- выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
В абзаце третьем пункта 39 Инструкции N 766н указывается на право страхователя при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Материалы настоящего дела свидетельствуют о том, что обществом сведения по форме "СЗВ-М" (с типом формы "исходная") за период с января по декабрь 2018 года представлены своевременно, однако в отношении одного застрахованного лица в указанный период сведения представлены не были.
Впоследствии ООО "УК ЖКХ "Олимп", самостоятельно обнаружив ошибку, 14.02.2019 представило дополняющую форму "СЗВ-М" в отношении застрахованного лица, данные о котором отсутствовали в исходной форме, предоставленной в установленный законом срок.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным органом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) предоставленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за указанный выше период.
В пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, указывается на отсутствие у Пенсионного фонда права на привлечение страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если он самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения фондом и представил исправленные сведения за этот период.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Учитывая обстоятельства спора, юридически значимые действия страхователя и проверив обоснованность выводов пенсионного органа, суд апелляционной инстанции полагает требования учреждения не подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о наличии в действиях ООО "УК ЖКХ "Олимп" признаков правонарушения отклоняются на основании изложенного выше. Суд апелляционной инстанции принимает во внимание выработанную по настоящей категории дел судебную практику, предписывающую руководствоваться при оценке действий страхователей не исключительно формальным подходом, а учитывать инициативность позиции страхователя, направленной на представление в пенсионные органы достоверной информации в целях обеспечения функционирования системы обязательного социального страхования.
Оставив без удовлетворения требования учреждения, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение по делу.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение от обязанности по уплате государственной пошлины освобождено, в связи с чем судебные расходы не подлежат распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 20.01.2020 по делу N А46-20081/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
А.Н. Лотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-20081/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВЕТСКОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ Г. ОМСКА
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО "ОЛИМП"