г. Москва |
|
17 апреля 2020 г. |
Дело N А40-298191/2019 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.Б. Расторгуев
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2020 по делу N А40-298191/2019, принятое судьей Мурашовой К.С. в порядке упрощенного производства,
по иску ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295, юр.адрес: 107174, г. Москва, ул. Нов. Басманная, д. 2) к ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ОГРН 1037701021841, юр.адрес: 105120, г.Москва, Костомаровский переулок, д. 2) о взыскании убытков
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (ОАО) "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" 12 960 руб. 83 коп. убытков.
05.02.2020 суд первой инстанции изготовил мотивированное решение по делу N А40-298191/2019 об удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указал, что истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора.
Ссылается на то, что возмещение таможенных пошлин в размере 12 960 руб. 83 коп. не предусмотрено условиями Соглашения N 935 от 08.10.2009.
Утверждает, что судом первой инстанции неверно указано наименование ответчика.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, содержащий возражения относительно ее удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "Российские железные дороги" постановлениями Смоленской таможни N 10113000-2998/2018 от 26.11.2018 и N 10113000-2988/2018 от 21.12.2018 привлечено к административной ответственности по статье 16.11 и части 1 статьи 16.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях с наложением штрафных санкций в сумме 10 000 и 350 000 руб. соответственно.
В ходе административного расследования установлено, что контейнер CXDU1137935 по железнодорожной накладной N 10610654 следовал в составе контейнерного поезда на вагоне 94290277 из Китая в Польшу с грузом - полупальто.
При поступлении на территорию Евразийского экономического союза таможенным постом ЖДПП Забайкальск Читинской таможни груз помещен под процедуру таможенного транзита по транзитной декларации N 10612120/251018/0043059 с применением в качестве средства идентификации пломбы отправителя товаров N НХ0110188.
Статьей 17 федерального закона от 10 января 2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлен перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования, который утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.
Охрана таких грузов обеспечивается грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору.
В соответствии с данной статьей МПС РФ издан приказ от 18 июня 2003 N 38, который действовал на момент спорной перевозки груза в контейнере CXDU1137935.
Данным приказом утверждены Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и Перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны.
Согласно указанным Правилам, груз - полупальто входит в перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования (пункт 38 перечня, содержащийся в приложении N 3 к приказу МПС РФ от 18 июня 2003 года N 38).
Во исполнение указанных Правил и в целях обеспечения сохранности груза и средств идентификации на станции Забайкальск Забайкальской железной дороги груз в контейнере CXDU1137935 передан по приемосдаточному акту формы КЭУ-5 N 1132/16 от 26.10.2018 и принят для сопровождения и охраны представителем ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" Бояркиным СО. за одной исправной иностранной пломбой N НХ0110188, принятой таможенным органом в качестве средства идентификации.
В пути следования по прибытию на станцию Вязьма 02.11.2018 обнаружено, что на контейнере пломба отправителя отсутствует, имеется доступ к грузу.
Учитывая, что груз следовал под таможенным контролем и невозможность создания зоны таможенного контроля на станции Вязьма для проведения комиссионной проверки груза, на основании заявления представителя ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" Андриякина С.В. на контейнер наложено новое запорное устройство типа "ОХРА-1" с к/з РЖД 4382370 и контейнер направлен для производства комиссионной проверки на станцию Смоленск.
В ходе комиссионной проверки в зоне таможенного контроля станции Смоленск в контейнере установлена недостача груза в количестве 16 мест, при этом недостающие места в контейнер вместиться могли.
По результатам проверки оформлен коммерческий акт N МСК1821068/8 от 08.11.2018.
По факту утраты средства идентификации и недоставки части товара в таможенный орган назначения, Смоленской таможней возбуждены дела об административных правонарушениях N 10113000-2998/2018 и N 10113000-2988/2018 по статье 16.11 КоАП РФ и части 1 статьи 16.9 КоАП РФ соответственно.
По результатам административного расследования Смоленская таможня постановлением N 10113000-2998/2018 от 26.11.2018 привлекла ОАО "РЖД" к административной ответственности за утрату средств идентификации в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей, а постановлением N 10113000-2988/2017 от 21.12.2018 за недоставку части груза в виде административного штрафа в сумме 350 000 руб.
В связи с отсутствием оснований для обжалования вышеуказанных постановлений Московским территориальным центром фирменного транспортного обслуживания платежными поручениями N 72653 от 21.01.2019 и N 76120 от 30.01.2019 оплачены штрафные санкции в размере 10 000 руб. и 350 000 руб. соответственно.
Кроме того, в связи с недоставкой части груза по транзитной декларации N 10612120/251018/0043059 Читинской таможней (как таможенным органом отправления) в адрес ОАО "РЖД" 13.12.2018 выставлено уведомление N 10612000/Ув2018/0000296 на общую сумму 12 960 руб. 83 коп., в том числе-ввозная таможенная пошлина - 4 305 руб. 32 коп., пени на ввозную пошлину - 43 руб. 95 коп., НДС - 8 524 руб. 54 коп., пени на НДС - 87 руб. 02 коп.
В связи с отсутствием оснований для обжалования вышеуказанного уведомления Московским территориальным центром фирменного транспортного обслуживания оно оплачено в полном объеме 28.12.2018 платежными поручениями N 69195, 69196, 69193 и 69194 соответственно.
Таким образом, ОАО "РЖД" понесло убытки на общую сумму 372 960 руб. 83 коп.
Поскольку груз - полупальто относится к перечню грузов, требующих обязательного сменного сопровождения, на данную перевозку распространяет свое действие Соглашение N 935 о порядке взаимодействия и ответственности при перевозках грузов железнодорожным транспортом, заключенное между ОАО "РЖД" и ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" от 08.10.2009.
Данное Соглашение регулирует порядок взаимодействия сторон при перевозках грузов в вагонах и контейнерах железнодорожным транспортом, осуществляемых перевозчиком и сопровождаемых и охраняемых охраной и при возмещении убытков, понесенных перевозчиком от уплаты таможенных платежей, а также штрафов, взысканных государственными органами за административные правонарушения, возникшие из-за утраты грузов (подпункты 1.1.1-1.1.3 Соглашения).
В соответствии с пунктом 7.2 Соглашения ответственность за убытки, связанные с утратой, недостачей, повреждением грузов, а также административные штрафы, взысканные государственными органами за административные правонарушения, возникшие в связи с утратой груза, перевозимого в международном сообщении возлагается на сторону, принявшую вагоны, контейнеры с грузом с учетом требований, установленных в разделе 3 Соглашения.
Учитывая, что на станции Забайкальск Забайкальской железной дороги по приемосдаточному акту формы КЭУ-5 N 1132/16 от 26.10.2018 груз принят работниками ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" для сопровождения и охраны в пути следования за одной исправной иностранной пломбой N НХО110188 без замечаний, в утрате средства идентификации, а также части груза и связанными с этим убытками ОАО "РЖД" усматривается ответственность ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ".
На претензию от 25.01.2019 N 588/МСК ТЦФТО на сумму 22 960 руб. 83 коп. о возмещении суммы штрафа по постановлению Смоленской таможни N 10113000- 2998/2018 и таможенных платежей по уведомлению N 10612000/Ув2018/0000296 получен ответ ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" от 26.02.2019 N ЦПИ-8/06/19, согласно которому штрафные санкции в сумме 10 000 рублей признаны подлежащими удовлетворению и возмещены 12.02.2019 платежным поручением N 554.
В возмещении таможенных пошлин в размере 12 960 руб. 83 коп. отказано на основании того, что требование о возмещении НДС и таможенных пошлин не предусмотрено условиями Соглашения.
В то же время Соглашением прямо предусмотрена компенсация убытков перевозчика от оплаты как административных штрафов, так и таможенных платежей (пункты 5.6 - 5.10 Соглашения), а также пени в первичном требовании.
В данном случае уведомление Читинской таможни N 10612000/Ув2018/0000296 от 13.12.2018 является первичным, следовательно, оплаченные по нему таможенные пошлины, НДС и пени в соответствие с пунктом 5.10.2 Соглашения также подлежат компенсации ОАО "РЖД".
Учитывая наличие причинно-следственной связи между не обеспечением сохранности средства идентификации и части груза в ходе перевозки контейнера CXDU1137935 и убытками ОАО "РЖД", связанными с оплатой уведомления Читинской таможни N 10612000/Ув2018/0000296 от 13.12.2018 в размере 12 960 руб. 83 коп., данная сумма подлежит взысканию с ответчика.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств возмещения истцу понесенных расходов, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу об удовлетворении иска.
Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора, проверен судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению, в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5.5 Соглашения N 935 от 08.10.2009 г. при вынесении постановления таможенным органом о признании перевозчика виновным в совершении административного правонарушения, перевозчик в течение 10 (десяти) календарных дней направляет постановление ФГП ВО ЖДТ России.
В связи с этим в адрес ФГП ВО ЖДТ России 24.01.2019 направлено постановление Смоленской таможни N 10113000-2988/2018 от 21.12.2018 по части 1 статьи 16.19 КоАП России и уведомление Читинской таможни N 10612000/Ув2018/0000296 об уплате таможенных платежей направлено письмом N исх-527/МСК ТЦФТО.
Таким образом, со стороны ОАО "РЖД" как перевозчика, данное требование Соглашения N 935 от 08.10.2009 выполнено.
Претензия на сумму 22 960 руб. 83 коп. по возмещению расходов от уплаты штрафа по постановлению Смоленской таможни N 10113000-2998/2018 в сумме 10 000 руб. и таможенных платежей 12 960 руб. 83 коп. направлена в адрес ФГП ВО ЖДТ России письмом N исх-588/МСК ТЦФТО от 25.01.2019.
Ответчиком в адрес истца направлен ответ N ЦПИ-8/06/19 от 26.02.2019, согласно которому претензия удовлетворена частично.
Сумма штрафа по постановлению в размере 10 000 руб. удовлетворена в претензионном порядке, в возмещении таможенных платежей 12 960 руб. 83 коп. отказано.
Таким образом, претензия на сумму 22 960 руб. 83 руб. была рассмотрена ответчиком в полном объеме.
Условиями Соглашения N 935 от 08.10.2009 не предусмотрено направление повторной претензии в случае частичного удовлетворения первоначальной претензии.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора.
Ссылка ответчика на то, что возмещение таможенных пошлин в размере 12 960 руб. 83 коп. не предусмотрено условиями Соглашения N 935 от 08.10.2009, не принимается судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса РФ вычету подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации при выпуске для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1. товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса;
2. товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В связи с тем, что требование об уплате таможенных платежей Смоленской таможней предъявлено в связи с недоставкой товаров в таможенный орган назначения, утраченные грузовые места из контейнера CXDU1137935 не могут быть приняты ОАО "РЖД" на учет.
Учитывая наличие причинно-следственной связи между не обеспечением сохранности части груза в ходе перевозки контейнера CXDU1137935 и убытками ОАО "РЖД", связанными с оплатой таможенных платежей в размере 12 960 руб. 83 коп., суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неверно указано наименование ответчика, не может служить основанием для отмены решения суда. Неверное указание наименования ответчика является технической опиской (опечаткой), которая может быть устранена путем подачи соответствующего заявления в суд первой инстанции, либо по собственному усмотрению суда.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 февраля 2020 года по делу N А40-298191/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья: |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-298191/2019
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"