г. Хабаровск |
|
21 апреля 2020 г. |
Дело N А73-22284/2019 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Волковой М.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Господряд" на решение от 27.01.2020 по делу N А73-22284/2019 Арбитражного суда Хабаровского края рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности казначейства России"
к обществу с ограниченной ответственностью "Господряд"
о взыскании 28 677,90 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" (ОГРН 1127746046691, адрес местонахождения: г. Москва, далее - ФКУ "ЦОКР") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Господряд" (ОГРН 1142801010032, адрес местонахождения: г. Благовещенск, Амурская область, далее - ООО "Господряд") о взыскании 28 677,90 руб., в том числе: пени в размере 6 095,90 руб. за период с 23.08.2018 по 19.10.2018, штраф в размере 22 582 руб.
Требования мотивированы ненадлежащим исполнением обязательств по государственному контракту N 08-А/2018/142-ЭА от 23.07.2018.
Дело рассмотрено в порядке главы 29 АПК РФ.
Решением от 27.01.2020 (резолютивная часть от 13.01.2020) иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Господряд" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение отменить, в иске отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указано, что срок для исполнения обязательств по государственному контракту для подрядчика начал течь не ранее передачи ему объекта в ремонт, то есть с 30.07.2018 (акт приема-передачи объекта от 30.07.2018). Срок окончания исполнения обязательств по контракту для подрядчика - 29.08.2018. В этой связи расчет пеней произведен неверно. По расчету ответчика размер пеней за период с 30.08.018 по 05.09.2018 составил 5 758,41 руб.
Полагает, что обязательства подрядчика прекращены зачетом встречных требований на основании письма ответчика от 11.02.2019. Считает ошибочным вывод суда о том, что нормами законодательства о контрактной системе и бюджетного законодательства возможность зачета суммы оплаты по государственному контракту в счет неустойки не предусмотрена.
Кроме того, указал, что подрядчиком по состоянию на 05.09.2018 работы выполнены на сумму 43 131,36 руб., что подтверждается актом о приемке выполненных работ от 05.09.2018 N 1.
В отзыве на апелляционную жалобу ФКУ "ЦОКР" с ее доводами не согласилось, указав на их необоснованность; просило оспариваемый судебный акт оставить без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассматривается судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам, без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Согласно материалам дела 23.07.2018 между ФКУ "ЦОКР" (заказчик) и ООО "Господряд" (подрядчик) заключен государственный контракт N 08-А/2018/142-ЭА, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по текущему ремонту фасада административного здания Управления Федерального казначейства по Амурской области с использованием своих материалов в сроки и в соответствии с требованиями Технического задания. Заказчик, в свою очередь, обязался принять и оплатить выполненные работы в порядке и сроки, установленные контрактом.
Цена контракта определена пунктом 3.1 контракта и составила 451 640 руб., НДС не облагается.
Порядок сдачи и приемки выполненных работ согласован сторонами в разделе 6 контракта.
В соответствии с пунктом 6.1 предусмотренные контрактом работы выполняются в сроки, указанные в Техническом задании.
Техническим заданием согласован срок выполнения работ - в течение 30 календарных дней с момента заключения контракта (по 22.08.2018).
Согласно пункту 6.3 контракта не позднее, чем за 2 (два) рабочих дня до даты окончания выполнения работ, подрядчик обязан уведомить заказчика (представителя заказчика) о готовности сдать выполненные в соответствии с настоящим контрактом работы. При неисполнении подрядчиком условий настоящего пункта срок приемки работ отодвигается на время, необходимое для уведомления подрядчиком заказчика (представителя заказчика) о готовности сдать выполненные работы. При этом срок выполнения работ не продляется, и риски просрочки выполнения работ несет подрядчик.
Подрядчик в день окончания выполнения работ обязуется представить заказчику (представителю заказчика) акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), подписанные со стороны подрядчика уполномоченным сотрудником в 2 (двух) экземплярах (пункт 6.4 контракта).
На основании пункта 6.5 контракта заказчик (представитель заказчика) в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня получения акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от подрядчика осуществляет приемку выполненных работ.
Заказчик обязан возвратить подрядчику подписанный акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) или отказ от приемки с изложением причин отказа и выявленных недостатков.
Работа считается принятой заказчиком (представитель заказчика) с даты подписания заказчиком (представителем заказчика) акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) (пункт 6.5 контракта).
В силу пункта 8.1 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по контракту стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в сумме 45 164 руб., что составляет 10% цены контракта (пункт 8.4 контракта).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком (пункт 8.5 контракта).
Пунктом 14.2 контракта предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на счет, указанный заказчиком в пункте 14.7 контракта. Способ обеспечения исполнения контракта определяется подрядчиком самостоятельно.
Обеспечение исполнения контракта установлено в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 22 582 руб. (пункт 14.5 контракта).
В связи с допущенными подрядчиком существенными нарушениями, в том числе в связи с тем, что работы не были выполнены в течение 30 календарных дней с момента заключения контракта - по 22.08.2018, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенное в Единой информационной системе в сфере закупок 28.08.2018.
Вместе с тем, поскольку подрядчик 04.09.2018 возобновил выполнение работ по контракту, заказчик отменил указанное решение.
Согласно акту о приемке выполненных работ N 1 от 05.09.2018 подрядчик предусмотренные контрактом работы выполнил частично на сумму 43 131,36 руб.
Между тем, 07.09.2018 заказчиком зафиксирован факт повторного нарушения подрядчиком условий контракта - прекращение выполнения работ.
12.09.2018 заказчик повторно принял решение N 42-02-12/3467 об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением ООО "Господряд" обязательств по контракту (л.д.л.д.20-21).
Решение вступило в законную силу, контракт расторгнут 19.10.2018.
Письмом от 05.12.2018 исх. N 42-02-12/4717 заказчик направил в адрес подрядчика требование об уплате неустойки в размере 54 968,21 руб., из которых: 9 804,21 руб. - пени за нарушение сроков выполнения работ и 45 164,00 руб. - штраф за нарушение обязательств по контракту (л.д.л.д.22-23).
Письмом от 11.02.2019 ООО "Господряд" направило в адрес ФКУ "ЦОКР" заявление о проведении зачета на сумму 46 801,22 руб. (л.д.108).
В ответ на указанное письмо заказчик письмом от 01.03.2019, не приняв прекращение обязательства зачетом встречных требований, направил требование об уплате неустойки в размере 28 677,90 руб. (л.д.л.д.26-27).
Поскольку подрядчик не произвел уплату начисленных штрафных санкций, заказчик платежным поручением N 601099 от 11.03.2019 произвел удержание в доход бюджета денежных средств, представленных в качестве обеспечения по контракту, в размере 22 582 руб., о чем уведомил подрядчика письмом от 15.03.2019 исх. N 38-02-12/955 (л.д.л.д.24-25).
Неисполнение требований заказчика по уплате начисленных пеней и штрафа в полном объеме явилось основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Правоотношения сторон подлежат регулированию главой 37 ГК РФ, положениями Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013), общими нормами об исполнении обязательств.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 743 ГК РФ на подрядчика возложена обязанность осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работ (промежуточные сроки).
Подрядчик несет ответственность за нарушение как начального, так и конечного и промежуточных сроков выполнения работ, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или предусмотрено договором.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 8.5 контракта предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
Статья 65 АПК РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт нарушения подрядчиком срока выполнения работ подтвержден материалами дела.
По расчету истца размер пени составил: за период с 23.08.2018 по 07.09.2018 - 1 806,56 руб. (451 640,00 руб. х 7,5% х 1/300 х 16);
- за период с 08.09.2018 по 19.10.2018 - 4 289,34 руб. ((451 640,00 руб. - 43 131,36 руб.) х 7,5% х 1/300 х 42 дня);
всего - 6 095,90 руб.
Расчет пеней соответствует требованиям части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, условиям контракта, апелляционным судом проверен и признан верным.
Истцом, кроме того, начислен штраф за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8.4 контракта установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в сумме 45 164 руб., что составляет 10% цены контракта.
Факт ненадлежащего исполнения обязательств по контракту - прекращение выполнение работ по контракту, что явилось основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, подтвержден материалами дела.
В этой связи начисление штрафа в соответствии с пунктом 8.4 контракта в размере 45 164 руб. является правомерным.
С учетом удержания истцом денежных средств, внесенных в качестве обеспечения в размере 22 582 руб., размер штрафа составляет 22 582 руб.
Установив фактические обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика пени и штрафа в заявленных размерах, всего - 28 677,90 руб. (6 095,90 руб.+ 22 582 руб.).
Оснований для применения статьи 401 ГК РФ не установлено.
Указанная сумма правомерно взыскана судом первой инстанции в отсутствие оснований для применения статьи 333 ГК РФ.
Довод заявителя жалобы о неверном расчете пеней в виду неверного определения, как начального, так и конечного периода просрочки, апелляционным судом отклоняется, поскольку в соответствии с условиями контракта подрядчик обязался выполнить работы в сроки, определенные в Техническом задании, которым установлен срок выполнения работ - 30 календарных дней с момента заключения контракта. Исходя из даты заключения контракта - 23.07.2018, срок окончания выполнения работ истекал 22.08.2018. Доказательств приостановления выполнения подрядчиком работ по причине неисполнения каких-либо обязательств заказчиком, либо наступления иных обстоятельств, независящих от подрядчика, в порядке статьи 716, 719 ГК РФ, ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Кроме того, ссылка заявителя жалобы на то, что акт выполненных работ подписан 05.09.2018, противоречит обстоятельствам дела. В соответствии с пунктом 6.5 контракта, работа считается принятой заказчиком с даты подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ.
Как следует из материалов дела, акт о приемке выполненных работ от 05.09.2018 подписан заказчиком 07.09.2018, о чем имеется соответствующая отметка в акте.
В этой связи, начисление неустойки за период с 23.08.2018 по 07.09.2018 на сумму контракта являлось правомерным.
Довод заявителя жалобы о прекращении обязательства путем проведения зачета апелляционным судом не принимается, поскольку нормами действующего законодательства о контрактной системе и бюджетного законодательства возможность зачета суммы оплаты по государственному контракту в счет неустойки не предусмотрена.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
Выводы суда основаны на правильном установлении фактических обстоятельств дела и оценки представленных доводов сторон.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.01.2020 по делу N А73-22284/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-22284/2019
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ"
Ответчик: ООО "Господряд"