г. Киров |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А28-15200/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
при участии в судебном заседании представителя заявителя - Исакова С.А., действующего на основании доверенности от 22.08.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 05.02.2024 по делу N А28-15200/2021
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН6315376946, ОГРН 1056315070350)
к государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН 4345049124, ОГРН 1024301334089)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция, ГЖИ Кировской области) от 28.10.2021 N 1356, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 7 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 05.02.2024 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГЖИ Кировской области обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указано, что пункт 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, предполагающий необходимость обязательного установления органом местного самоуправления конкретной продолжительности ремонта, изменений не претерпел. Инспекция полагает, что, несмотря на признание незаконным пункта Постановления N 2574-п, Общество обязано соблюдать 14-дневный срок отключения горячего водоснабжения для проведения гидравлических испытаний; решение суда по делу N 2а-2115/2023 не имеет значения для рассмотрения настоящего спора.
ПАО "Т Плюс" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что на дату совершения административного правонарушения не был установлен императивный срок отключения систем ГВС, в связи с чем просило оставить решение суда без изменения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 06.03.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 07.03.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе рассмотрения обращения правообладателя жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Киров, ул. Свободы, д.15 (далее - МКД), с информацией о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (отсутствие коммунальной услуги по горячему водоснабжению (далее - ГВС)) Инспекцией направлены в управляющую организацию и администрацию г. Кирова запросы о предоставлении информации.
Согласно письму администрации г. Кирова от 09.08.2021 ГВС в МКД отсутствовало в период с 16.06.2021 по 16.07.2021 по причине выполнения ПАО "Т Плюс" работ по устранению выявленных дефектов на участке наружной тепловой сети.
ООО "Актив-Комфорт" письмом от 03.08.2021 сообщило, что внутренняя система теплопотребления МКД находится в технически исправном состоянии, причиной предоставления коммунальной услуги по ГВС ненадлежащего качества явилось отключение теплоносителя РСО, представлен отчет о суточных параметрах теплоносителя с 01.06.2021,
08.09.2021 главным государственным инспектором Куршаковым Б.Г. составлен протокол об административном правонарушении N 5312/3/2021, которым ненадлежащее исполнение ПАО "Т Плюс" требований подпункта "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), пункта 4 приложения N 1 к Правилам N 354, пункта 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 2 Постановления администрации города Кирова от 23.11.2020 N 2574-п "Об утверждении сводного плана вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году" (далее - Постановление N 2574-п) при осуществлении деятельности по поставке коммунального ресурса для оказания коммунальной услуги по ГВС в период с 09.06.2021 по 20.07.2021 в спорном МКД квалифицировано по статье 7.23 КоАП РФ.
28.10.2021 и.о. начальника Инспекции, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление N 1356 о признании ПАО "Т Плюс" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении Обществу административного наказания в виде административного штрафа в сумме 7 000 рублей.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании постановления незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что недопустимо привлечение к административной ответственности за отключение ГВС на срок, императивно не ограниченный законом или иным нормативно-правовым актом.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статья 7.23 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами данного правонарушения признаются юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Ресурсоснабжающие организации, на которые нормативно возложена обязанность по обеспечению населения коммунальными услугами в части поставки коммунальных ресурсов, относятся к субъектам указанного правонарушения.
Объективную сторону административного правонарушения образуют действие (бездействие), повлекшее нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство РФ постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил N 354).
В пункте 2 Правил N 354 определено, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Пунктом 15 статьи 161 ЖК РФ установлено, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 определено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 1 к Правилам N 354 продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, действовавших до 01.03.2021, установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 утверждены и введены в действие с 01.03.2021 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
СанПиН 1.2.3685-21 не содержит положений о периодах допустимого отключения систем горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 5.1.5 Правил N 170, организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке.
Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Исходя из пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей на дату совершения правонарушения регулировался Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889).
Согласно пункту 3 Правил N 889 в поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" вывод в ремонт осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием выводимых в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей.
В силу пункта 4 Правил N 889 вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее - сводный план), утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в плановый ремонт (далее - заявка), а также уведомлений о внеплановом ремонте.
При необходимости внесения изменений в сводный план, в том числе продления сроков ранее начатых ремонтов, владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей подают в орган местного самоуправления заявку на внесение изменений в сводный план, которая должна содержать обоснование изменения сроков ремонтов (пункт 10 Правил N 889).
Из материалов настоящего дела усматривается, что в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении в вину Обществу вменено именно отсутствие в МКД коммунальной услуги по ГВС с превышением допустимого срока в 14 суток, в качестве нарушенных заявителем публично установленных требований Инспекция указала пункт 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 3 Правил N 354, пункт 4 приложения N1 к Правилам N 354, пункт 5.1.5 Правил N 170, пункт 2 Постановления N 2574-п.
Судом первой инстанции правомерно указано, что применительно к обстоятельствам настоящего спора Правила N 354, Правила N 170 на дату совершения вменяемого Обществу административного правонарушения не содержали императивного срока отключения систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток. В период отключения ГВС (с 09.06.2021 по 20.07.2021) были установлены только рекомендуемые сроки.
Постановлением N 2574-п утвержден Сводный план вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году. На дату совершения правонарушения в пункте 2 Постановления N 2574-п ресурсоснабжающим, транспортирующим и обслуживающим объекты теплового хозяйства организациям в период ежегодных профилактических ремонтов указано производить отключение систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток.
Решением Первомайского районного суда г. Кирова от 07.06.2023 по делу N 2а-2115/2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 29.08.2023 по делу N 33а4590/2023, пункт 2 постановления администрации города Кирова от 23.11.2020 N 2574-п признан недействующим с даты принятия по причине его противоречия нормам федерального законодательства.
В Постановлении от 27.03.2023 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что наступление административной ответственности возможно лишь за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются административными правонарушениями. Наличие состава такого правонарушения является необходимым основанием административной ответственности, а его системообразующие признаки, как и содержание конкретных составов, должны согласовываться с принципами демократического правового государства, включая принципы равенства всех перед законом и юридической справедливости. Любое административное правонарушение и санкции за его совершение должны быть четко определены в законе таким образом, чтобы исходя из его текста (если нужно, с помощью толкования, данного судами) каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своего поведения.
Таким образом, несмотря на то, что ПАО "Т Плюс" не приняты меры по согласованию с органом местного самоуправления вывода в ремонт сетей, как того требуют Правила N 889, судом сделан правомерный вывод, что привлечение Общества к административной ответственности за отключение ГВС на срок, императивно не ограниченный законом, является недопустимым.
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае административным органом не доказано наличие в действиях Общества события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 7.23 КоАП РФ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, постановление ГЖИ Кировской области от 28.10.2021 N 1356 по делу об административном правонарушении правомерно признано незаконным.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть признана обоснованной, поскольку не имеет для настоящего спора преюдициального значения.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
При изложенных выше обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 05.02.2024 по делу N А28-15200/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГЖИ Кировской области - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 05.02.2024 по делу N А28-15200/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-15200/2021
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области