г. Владивосток |
|
23 апреля 2020 г. |
Дело N А51-21295/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола помощником судьи В.А. Ходяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Авиакомпания "Аврора",
апелляционное производство N 05АП-1624/2020
на решение от 30.01.2020
судьи А.А. Николаева
по делу N А51-21295/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению акционерного общества "Авиакомпания "Аврора" (ИНН 6501161401, ОГРН 1056500677749, дата государственной регистрации 08.09.2005, юридический адрес: 693023, Сахалинская область, город Южно-Сахалинск, улица Алексея Максимовича Горького, дом 50, корпус А)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (ИНН 2538090446, ОГРН 1052503717408, дата государственной регистрации 30.03.2005, юридический адрес: 690950, Приморский край, город Владивосток, улица Сельская, дом 3)
о признании недействительным пункта 1 предписания от 26.07.2019 N 21/1195 "Об устранении выявленных нарушений обязательных требований",
при участии: стороны, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Авиакомпания "Аврора" (далее - заявитель, общество, АО "Авиакомпания "Аврора") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее - управление, Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю) о признании недействительным пункта 1 предписания от 26.07.2019 N 21/1195 "Об устранении выявленных нарушений обязательных требований" вынесенное Управлением Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю.
Решением от 30.01.2020 Арбитражный суд Приморского края отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования. В обоснование доводов жалобы ссылается на тот факт, что управление в предписании не указывает на основании какого процессуального нормативно-правового акта необходимо проводить производственный контроль, регламентирующий процедуру проведения производственного контроля. Также указывает АО "Авиакомпания "Аврора" осуществляет свою деятельность на основании действующих лицензии и сертификата эксплуатанта из чего следует, что тип воздушного судна соответствует требованиям стандартов и нормативов российского законодательства.
Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.
В канцелярию суда от сторон поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. Суд, руководствуясь статьями 156, 159, 184, 185, 258 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел заявленные ходатайства и определил их удовлетворить.
Из материалов дела коллегия установила следующее.
В соответствии с распоряжением руководителя управления от 28.06.2019 N 1195, сотрудниками управления в период с 01 по 26 июля 2019 года проведена плановая выездная проверка АО "Авиакомпания "Аврора" на предмет соблюдения требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
Результаты проверки отражены в акте от 26.07.2019 N 1195. Так, согласно акту от 26.07.2019 N1195 при анализе представленных документов, выявлены нарушения требований статей 11, 29, 32 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N52-ФЗ), СП1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18 (далее - санитарные правила, СП 1.1.1058-01), а именно: обществом не организован производственным контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ, а именно: не проводятся лабораторные исследования и испытания физических факторов (в том числе измерение производственного шума, вибрации, содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, освещенности, метеорологических факторов, концентрации аэроионов воздуха, электромагнитных излучений) на рабочих местах работников летного состава и бортпроводников воздушных судов, (рабочие места на воздушных судах) в порядке производственного контроля с целью оценки влияния производства на здоровье работников. Протоколы лабораторных исследований и испытаний перечисленных физических факторов, подтверждающие их фактическое проведение на рабочих местах летного состава и бортпроводников воздушных судов, подтверждающихся воздействию вредных производственных факторов в процессе работы, на момент проверки обществом не представлены, чем нарушены требования пункта 1.5, подпункт "б" пункта 2.4, подпункт "а" пункта 4.1 СП 1.1.1058- 01.
Управлением по результатам проверки выдано предписание от 26.07.2019 N 21/1195, согласно пункту 1 которого общество обязано провести лабораторные исследования и испытания физических факторов производственной среды на рабочих местах работников летного и бортпроводников воздушных судов АО "Авиакомпания "Аврора", расположенных на воздушных судах, в порядке производственного контроля с целью оценки влияния на здоровье работников. Иметь протоколы лабораторных исследований и испытаний, произведенных аккредитованной в данной области лабораторией, подтверждающие фактические их проведение.
Полагая, что пункт 1 названного предписания является незаконным и нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности пункта 1 предписания административного органа.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 1 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования - это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 52-ФЗ определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу статьи 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
В силу пункта 1.5 СП 1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления (пункт 2.3 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий"). Подпунктом "б" пункта 2.4 санитарных правил предусмотрено, что производственный контроль включает осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, в том числе, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.
Согласно подпункту "а" пункта 4.1 СП 1.1.1058-01 промышленные предприятия (объекты): рабочие места, производственные помещения, производственные площадки (территория), граница санитарно-защитной зоны, сырье для изготовления продукции, полуфабрикаты, новые виды продукции производственно-технического назначения, продукция пищевого назначения, новые технологические процессы (технологии производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации), отходы производства и потребления (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение, переработка и захоронение отходов). Производственный контроль включает лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды (физические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения - электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в т.ч. гипогеомагнитное); электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ; электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; широкополосные электромагнитные импульсы; электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость); электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы; аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД); химические факторы: смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа, вредные вещества с остронаправленным механизмом действия, вредные вещества 1 - 4 классов опасности; биологический фактор). Периодичность производственного лабораторного контроля вредных факторов производственной среды может быть сокращена, но не более чем в два раза по сравнению с нормируемыми показателями на промышленных предприятиях (промышленных объектах) в случаях, если на них не отмечается в течение ряда лет, но не менее 5 лет, превышений ПДК и ПДУ по результатам лабораторных исследований и измерений, проведенных лабораториями, аккредитованными на техническую компетентность и независимость, и установления положительной динамики их санитарно-гигиенического состояния (проведение эффективных санитарно-оздоровительных мероприятий, подтверждаемых результатами исследований и измерений факторов производственной среды, отсутствия регистрации профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний и высокого уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, кроме производственного контроля вредных веществ с остронаправленным механизмом действия, вредных веществ 1 - 4 классов опасности и случаев изменения технологии производства).
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что обществом не организован производственный контроль над соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ, а именно: не проводятся лабораторные исследования и испытания физических факторов (в том числе измерение производственного шума, вибрации, содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, освещенности, метеорологических факторов, концентрации аэроионов воздуха, электромагнитных излучений) на рабочих местах работников летного состава и бортпроводников воздушных судов, (рабочие места на воздушных судах) в порядке производственного контроля с целью оценки влияния производства на здоровье работников.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, предписание содержит конкретное (ясно сформулированное и недвусмысленное) и заведомо исполнимое требование, указанное в пункте 1 предписания.
Доводу заявителя жалобы о том, что оспариваемый пункт N 1 предписания N 21/1195 от 26.07.2019 неисполним, дана соответствующая оценка судом первой инстанции и коллегией также признается необоснованным в силу следующего.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению производственного контроля.
Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (пункт 1 статьи 32 Закона N 52-ФЗ).
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 2 статьи 32 Закона N 52-ФЗ).
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления (пункт 3 статьи 32 Закона N 52-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.3 СП 1.1.1058-01 определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований и предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе выполняющих работы и оказывающих услуги.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.10.2008 N 60, утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.5.1.2423-08 "Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для летного состава гражданской авиации" (далее - СанПиН 2.5.1.2423-08, Санитарные правила), которыми в свою очередь определены санитарно-гигиенические требования к рабочим местам в кабинах самолетов и вертолетов (далее - воздушные суда) и условиям отдыха летного состава гражданской авиации.
Согласно пунктам 1.2, 1.3, и 1.4 СанПиН 2.5.1.2423-08 указанные правила предназначены для организаций, осуществляющих эксплуатацию отечественных и импортных воздушных судов.
Требования Санитарных правил и норм вводятся для обеспечения условий труда летного состава на рабочих местах во вновь проектируемых воздушных судах, а также находящихся в эксплуатации при их модернизации (пункт 1.3 СанПиН 2.5.1.2423-08).
Производственный контроль за обеспечением условий труда и отдыха летного состава, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий организуется и осуществляется организациями гражданской авиации в порядке, установленном санитарными правилами (пункт 1.4 СанПиН 2.5.1.2423-08).
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что осуществление производственного контроля на рабочих местах работников воздушных судов, в том числе с проведением лабораторных исследований факторов производственной среды является обязательным.
Также в соответствии с пунктом 3.128. Приказа Минтранса России от 31.07.2009 N 128 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (далее - Приказ N128, Правила) в зависимости от программы контрольного полета на борту воздушного судна могут находиться специалисты научно-исследовательских организаций, лица инженерно-технического состава, специалисты для проведения исследований, измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в целях специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации с измерительным оборудованием, необходимым для проведения измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в целях специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее - измерительное оборудование), и другие специалисты, которые включаются в список находящихся на борту воздушного судна лиц.
Решение о включении лиц, указанных в настоящем пункте, в список находящихся на борту воздушного судна лиц, а также о возможности использования измерительного оборудования принимается эксплуатантом или, в случае выполнения полетов в целях АОН, владельцем воздушного судна.
Список находящихся на борту воздушного судна лиц содержит сведения, указанные в пункте 2.21 Правил, и подписывается командиром воздушного судна.
Вход в кабину летного экипажа воздушного судна при выполнении контрольного полета лицами, включенными в список находящихся на борту воздушного судна лиц, осуществляется только по вызову или разрешению КВС.
Согласно пункту 5.16.1 Приказа N 128 допускается проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах членов кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации при осуществлении коммерческих воздушных перевозок пассажиров.
Следовательно, довод о невозможности проведения производственного контроля мест работников летного и бортпроводников воздушных судов, со ссылкой на Приказ N 128, на основании вышеизложенного коллегией отклоняется.
Ссылка общества на наличие у всех эксплуатируемых АО "Авиакомпания "Аврора" воздушных судов сертификатов летной годности, также коллегией отклоняется
В соответствии со статьей 36 Воздушного Кодекса РФ сертификат летной годности выдается уполномоченным органом в области гражданской авиации государства, в котором зарегистрировано воздушное судно, на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды. Форма сертификата летной годности, выдаваемого на воздушное судно, и порядок его оформления устанавливаются федеральными авиационными правилами (ФАП 128).
Следовательно, сертификат подтверждает, что конкретное воздушное судно на момент его оценки годно к полетам, и не имеет никакого отношения к производственному контролю, так как никоим образом не может его заменить. СП 1.120.1058-01 и ФАП 128 - два самостоятельных нормативно-правовых акта, которые имеют различное назначение, и только производственный контроль имеет своею целью - обеспечение безопасности и безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля (в данном случае это воздушное средство).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что предписание Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю от 26.07.2019 N 21/1195 в оспариваемой части является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.01.2020 по делу N А51-21295/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-21295/2019
Истец: АО "АВИАКОМПАНИЯ "АВРОРА"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю