г. Ессентуки |
|
20 апреля 2020 г. |
Дело N А61-5867/2019 |
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Цигельникова И.А., рассмотрев в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 12.02.2020 по делу N А61-5867/2019 (судья Баскаева Т.С.), принятого в виде подписания его резолютивной части, по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания (ОГРН 1021500582730, ИНН 1501028753) к индивидуальному предпринимателю Гатиеву Алику Рамазановичу (ОГРНИП 307151403100014, ИНН 150800024157) о взыскании 108150р.
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Гатиева А.Р. (далее - Предприниматель) неосновательного обогащения в размере 108150р.
Определением суда от 10.01.2020 заявление Министерства принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 228 АПК РФ определение о принятии искового заявления своевременно размещено в сети Интернет на сервисе "Картотека арбитражных дел", с учетом установленного частью 1 статьи 121 АПК РФ срока.
12.02.2020 объявлено решение, принятое путем подписания резолютивной части по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, которым в удовлетворении требований Министерства отказано.
31.12.2019 судом изготовлено мотивированное решение по делу.
В связи с поступлением апелляционной жалобы Министерства, судом изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с решением суда, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. Просит отменить решение суда. Доводы жалобы сводятся к принятию судом решения без учета возражений Министерства на отзыв Предпринимателя.
Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020 апелляционная жалоба Министерства принята к производству и назначена к рассмотрению судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания (с учетом разъяснений, данных в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве"). Предпринимателю предложено в срок до 16.04.2020 представить письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Предпринимателем направлен запрос на включение в реестр на предоставление субсидий из средств федерального и республиканского бюджетов на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур.
08.12.2016 платежным поручением N 308 Министерством произведен перевод денежных средств (субсидии) в сумме 160000р на расчетный счет Предпринимателя. Назначение платежа - возмещение затрат на приобретение элитных семян.
22.05.2018 службой финансового контроля Республики Северная Осетия-Алания выявлен факт неправомерного выделения Предпринимателю субсидии в размере 108150р. По мнению службы финансового контроля Республики Северная Осетия-Алания Предпринимателем при подаче заявки на предоставление субсидии Предпринимателем указано завышенное количество семян кукурузы в размере 643,75 п.е., при отсутствии необходимой для высева площади сельскохозяйственных земель.
Министерством в адрес Предпринимателя направлено письмо с требованием о возврате денежных средств в размере 108150р.
Требование оставлено без ответа и удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства с исковым заявлением в арбитражный суд.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст. 78 БК РФ, в соответствии с п. 1 которой субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подп. 3 п. 2 ст. 78 БК РФ).
Постановлением Правительства РСО-Алания от 28.10.2013 N 392 "О государственной программе Республики Северная Осетия - Алания "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014-2020 годы", в соответствии с государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717, разработана государственная программа РСО-Алания "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 -2020 годы (далее - государственная программа).
Постановлением Правительства РСО - Алания от 15.02.2013 N 40 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на поддержку отдельных подотраслей растениеводства (далее - Правила N40).
13.04.2015 Министерством в соответствии с Правилами N 40 утвержден приказ N 28 "Об утверждении документов, предусмотренных Правилами предоставления субсидий за счет средств республиканского и федерального бюджетов на поддержку отдельных подотраслей растениеводства" (далее- Приказ N 28).
Согласно пункту 2 Правил N 40 субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на реализацию республиканских программ, предусматривающих поддержку отдельных подотраслей растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджета республики, по следующим направлениям: а) возмещение части затрат на приобретение элитных семян; б) возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями; в) возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками; г) возмещение части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил N 40 субсидии предоставляются наличии у сельскохозяйственных товаропроизводителей на территории Республики Северная Осетия-Алания посевных площадей под сельскохозяйственными культурами, перечень которых определяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания (при условии, что элитные семена сельскохозяйственных культур относятся к сортам, включенным в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, по конкретному региону допуска (для защищенного грунта - по световой зоне)).
Частью 2 ст. 78 БК РФ установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, чем является по своей правовой природе грант, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки.
На основании положений ст. 34 и 38 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования (ст. 28 БК РФ).
Таким образом, единственным основанием для возврата гранта (субсидий) является его нецелевое использование.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их использование на цели, не соответствующие условиям получения (ст. 306.4 БК РФ).
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Пунктом 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований Министерства, исходил из следующего.
В подтверждение целевого расходования средств Предпринимателем представлен договор поставки от 25.02.2016, заключенный между ООО "Агрохим-ИР" (продавец) и Предпринимателем (покупатель). Согласно п. 1.1 данного договора продавец обязался продать, а покупатель обязался купить товар в количестве и по ценам, указанным в Приложении к договору. ООО "Агрохим-ИР" во исполнение условий договора поставки от 25.02.2016 Предпринимателю поставлены семена кукурузы в количестве 1000 п.е., согласно товарной накладной от 14.04.2016 N 42. Платежным поручением от 25.03.2016 N 15 Предприниматель осуществил оплату поставленных семян кукурузы в размере 10000000р.
Также, Предпринимателем представлены сертификаты соответствия приобретаемых семян (л.д. 38-43).
Как следует из акта проверки от 22.05.2018 (т.1, л.д. 48-85) у Предпринимателя на праве аренды находятся 330 га земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждает наличие посевных площадей.
Из материалов дела усматривается, что обязательства по перечислению Предпринимателю средств субсидий исполнены в полном объеме.
Таким образом, Министерством было признано право Предпринимателя в предоставлении субсидии на основании предоставленных документов. Из содержания Правил N 40 и Приказа N 28 не усматривается необходимость расчета количества предоставляемых семян (посевных единиц) от количества земель, находящих у Предпринимателя.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Министерства.
Кроме того, для применения меры принуждения - изъятия бюджетных средств истцу следует доказать использование указанных средств на цели, не предусмотренные условиями их получения. В рассматриваемом деле Министерством не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о нецелевом использовании Предпринимателем полученных денежных средств.
Довод Министерства о том, что судом первой инстанции не приняты во внимание возражения на отзыв Предпринимателя, подлежит отклонению. Как следует из материалов дела, возражения Министерства на отзыв Предпринимателя получены судом первой инстанции и имеются в материалах дела. В обжалуемом решении, суд первой инстанции указал на представление Министерством возражений на отзыв Предпринимателя.
Апелляционная жалоба Министерства иных доводов не содержит. Не содержит пояснений, в чем именно заключается незаконность, необоснованность обжалуемого судебного акта. Не содержит ссылки на конкретные доказательства, которые не исследованы судом первой инстанции. Не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на выводы о законности и обоснованности принятого решения.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, представленных в материалы дела.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения суда первой инстанции (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272.1, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 12.02.2020 по делу N А61-5867/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты принятия постановления только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья И.А. Цигельников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-5867/2019
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСО - А
Ответчик: Гатиев Алик Рамазанович