г. Владимир |
|
22 апреля 2020 г. |
Дело N А43-39636/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Александровой О.Ю., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Кстовского муниципального района на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.02.2020 по делу N А43-39636/2019, принятое по иску некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области" (ОГРН 1145200000428, ИНН 5260986962) к администрации Кстовского муниципального района (ИНН 5250000838, ОГРН 1025201992287) о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт и неустойки, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области" (далее - Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Кстовского муниципального района (далее - ответчик, Администрация) о взыскании 3 898 170 руб. 10 коп. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с августа 2016 года по декабрь 2018 года, а также 643 713 руб. 44 коп. неустойки за период с 11.10.2016 по 28.01.2020, с последующим ее начислением по день фактического исполнения денежного обязательства.
Исковые требования основаны на статьях 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 39, 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивированы неисполнением ответчиком как собственником помещений в многоквартирных жилых домах обязательств по внесению взносов на капитальный ремонт.
Решением от 04.02.2020 Арбитражный суд Нижегородской области взыскал с Администрации (за счет средств муниципального бюджета) в пользу Фонда 3 898 170 руб. 10 коп. долга, 643 209 руб. 06 коп. пеней по 28.01.2020, указав ни их начисление в последующий период по день фактической оплаты долга в соответствии с пунктом 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также 45 703 руб. 92 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; в остальной части иска отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Оспаривая законность принятого по делу решения, заявитель ссылается на отсутствие заключенного между сторонами соглашения, в связи с чем оплата за спорный период не производилась. Поясняет, что в 2020 году бюджетные ассигнования на капитальный ремонт не были предусмотрены и оплата взыскиваемой задолженности не представляется возможной. Также полагает, что неустойка не подлежит взысканию, поскольку в образовании задолженности отсутствует вина ответчика.
От истца в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он выразил несогласие с доводами заявителя жалобы, просил оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения.
От Администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее полномочного представителя, которое судом рассмотрено и удовлетворено.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и ответчиком не оспаривается, муниципальное образование город Кстово в спорный период являлось собственником помещений в многоквартирных домах согласно указанному в расчете задолженности перечню (том 2, л.д. 104).
Ввиду утверждения региональной программы капитального ремонта на территории Нижегородской области (постановление Правительства Нижегородской области от 01.04.2014 N 208 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области", опубликовано 08.05.2014) с 01.02.2015 собственники многоквартирных домов, которые не принимали решения о создании отдельного специального счета для формирования фонда капитального ремонта своего многоквартирного дома, обязаны перечислять взносы на капитальный ремонт в фонд регионального оператора.
На основании распоряжения Правительства Нижегородской области от 26.12.2013 N 2724-р создан Фонд. 06.03.2014 данная некоммерческая организация зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по Нижегородской области в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за ОГРН 1145200000428.
В соответствии с пунктом 1.2 Устава Фонд является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, учрежденной на основе добровольного имущественного взноса ее учредителя для целей, определенных Уставом. Целью создания и деятельности Фонда является формирование средств и имущества для обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Нижегородской области за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Как указывает истец, за период с августа 2016 года по декабрь 2018 года у Администрации перед Фондом образовалась задолженность по внесению платы за капитальный ремонт в размере 3 898 170 руб. 10 коп.
Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по внесению взносов на капитальный ремонт послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 153, 158, 169, 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 5 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 N 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области", постановлением Правительства Нижегородской области от 1 апреля 2014 г. N 208 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области", пришел к выводу об обоснованности иска.
Суд исходил из следующего: муниципальному образованию на праве собственности принадлежат помещения, расположенные спорных в многоквартирных домах, которые включены в региональную программу капитального ремонта; формирование фонда капитального ремонта спорных многоквартирных домов производится на счете регионального оператора, то есть истца (Фонда); с момента возникновения у муниципального образования права собственности оно обязано нести расходы на содержание принадлежащих ему помещений, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения в том числе взносов на капитальный ремонт.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 названного Кодекса доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (пункт 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере. При этом обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 6 статьи 5 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 N 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная программа Нижегородской области по капитальному ремонту, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 6 настоящего Закона.
В силу статьи 7 Закона N 159-З в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт не позднее 20-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Первоначальный текст Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 1 апреля 2014 г. N 208, официально опубликован в издании "Правовая среда", N 49 (1759), 08.05.2014 (приложение к газете "Нижегородские новости", N 84 (5417), 08.05.2014).
Таким образом, с 01.02.2015 собственники многоквартирных домов, которые не принимали решения о создании отдельного специального счета для формирования фонда капитального ремонта своего многоквартирного дома, обязаны перечислять взносы на капитальный ремонт в фонд регионального оператора.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, на 2015, 2016, 2017, 2018 годы установлен постановлениями Правительства Нижегородской области от 29.09.2014 N 662, от 30.09.2015 N 617, от 29.09.2016 N 667, от 28.09.2017 N 699 в размере 6 руб. 30 коп. в расчете на один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме.
Факт нахождения в собственности ответчика помещений, расположенных в многоквартирных домах, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается, в связи с чем, ответчик обязан ежемесячно оплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Как указывает истец, задолженность ответчика по внесению платы за капитальный ремонт за период с 01.08.2016 по 31.12.2018 составляет 3 898 170 руб. 10 коп.
Ввиду отсутствия в материалах дела доказательств оплаты долга за предъявленный период, а также оснований для освобождения ответчика от внесения платы за капитальный ремонт, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Фонда о взыскании долга в заявленном размере.
Кроме того, истцом было заявлено требование о взыскании 643 713 руб. 44 коп. пеней, начисленных по состоянию на 28.01.2020 и далее по день фактического исполнения денежного обязательства.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Пунктом 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" предусмотрено, что по смыслу статьи 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства.
Ввиду того, что факт нарушения ответчиком срока исполнения денежного обязательства по внесению взносов на капитальный ремонт подтверждается материалами дела, суд первой инстанции справедливо констатировал, что требование о взыскании неустойки предъявлено правомерно.
Проверив выполненный Фондом расчет неустойки, суд скорректировал его с учетом положений статей 191, 193 Гражданского кодекса Российский Федерации, в связи с чем счел предъявленным обоснованно и подлежащим удовлетворению требование о взыскании неустойки в сумме 643 209 руб. 06 коп. по состоянию на 28.01.2020 и далее по день фактического исполнения денежного обязательства.
На основании изложенного апелляционная инстанция полагает, что оснований для отмены решения суда по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Аргументы, приведенные Администрацией в апелляционной жалобе, коллегия судей изучила и признала юридически несостоятельными, ибо все они сводятся к иным, нежели у суда, трактованию норм действующего законодательства и оценке фактических обстоятельств спора. Однако наличие у заявителя собственной правовой позиции по спорному вопросу не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.02.2020 по делу N А43-39636/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кстовского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.Г. Малькова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-39636/2019
Истец: НКО "Нижегородский фонд капитального ремонта многоквартных домов"
Ответчик: Администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области