г. Москва |
|
23 апреля 2020 г. |
Дело N А40-306324/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.А. Чеботаревой,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Спортлэнд Холдинг"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2020 по делу N А40-306324/19 (149-2503), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Спортлэнд Холдинг"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в ЮВАО г. Москвы
о признании незаконными постановления от 10.09.2019 и решения от 29.10.2019
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "Спортлэнд Холдинг" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее - ответчик, Управление) N 31-01341 от 10.09.2019 о привлечении к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, а также решения N 88 от 29.10.2019.
Решением от 24.01.2020 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у объекта недвижимости, в котором находится фитнес-клуб заявителя, статуса объекта спорта, поэтому на ООО "Спортлэнд Холдинг" не распространяются требования, за нарушение которых Общество привлечено к административной ответственности.
Дело, рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, апелляционный суд считает оспариваемое решение не подлежащем отмене или изменению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 07.08.2019 с 11 час.00 мин. до 15 час. 00 мин., 20.08.2019 с 11 час.00 мин. до 13 час. 00 мин. по адресу: Москва, Привольная, д.70, в ходе проведения плановой выездной проверки на основании распоряжения N 01-31-00210 от 26.07.2019 в отношении ООО "Спортлэнд Холдинг" выявлены нарушения обязательных требований, а именно: руководством объекта спорта не обеспечено своевременное прохождение работниками объекта спорта периодических медицинских обследований, у сотрудников фитнес-клуба: Худовой А.И., Ломтева Я.В., Спиридонова В.А., просрочены сроки прохождения периодических медосмотров за 2019 г. (последний периодический медосмотр пройден в июне 2018 г.); в фитнес-клубе не предусмотрено помещение медицинского назначения (медицинский пункт), соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.
Обществу вменены нарушения ст.ст. 11, 24, 34, 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п.п. 4.4, 4.9, 10.1 СП 2.1.2.3304-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта"; п. 6 Приложения N 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
По данным обстоятельствам 28.08.2019 в присутствии представителя Общества Хаевой Н.Л., действующей на основании доверенности от 01.08.2019 N 05, административным органом составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Спортлэнд Холдинг" по ст. 6.3 КоАП РФ.
Постановлением о назначении административного наказания N 31-01341 от 10.09.2019, вынесенным Управлением, ООО "Спортлэнд Холдинг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось с жалобой на данное постановление.
Решением Управления N 88 от 29.10.2019 в удовлетворении жалобы ООО "Спортлэнд Холдинг" было отказано.
Не согласившись с постановлением и решением, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а также совершать иные действия, предусмотренные указанным законом.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Также согласно ст. 34, 35 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СП 2.1.2.3304-15 устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта (далее - СП 2.1.2.3304-15).
Указанные - СП 2.1.2.3304-15 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2015 N 61.
В соответствии с п. 4.4 СП 2.1.2.3304-15 здания объектов спорта оборудуются необходимым набором вспомогательных помещений для лиц, занимающихся спортом: раздельными для мужчин и женщин туалетами, душевыми и раздевалками. Предусматриваются помещения Медицинского назначения (медицинский пункт). В соответствии с п. 4.9. Медицинские пункты объектов спорта должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.
Из материалов дела следует, что в нарушение п.4.4 СП 2.1.2.3304-15 фитнес-клуб заявителя не оборудован медицинским пунктом.
Таким образом, событие административного, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ, в действиях Общества имеется в части нарушения пп.4.4, 4.9 СП 2.1.2.3304-15.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом в силу следующего.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Заявитель осуществляет такой вид деятельности (оказание услуг), как деятельность фитнес-центров, также при анализе официального сайта https://www.sportland-club.rn/, было установлено, что основной идей фитнес-клуба является занятие спортом.
В силу п.7 ст. 2 Федерального закона от 04.12.20.07 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации) объекты спорта - объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения.
Согласно п. 17 названной статьи под спортивными сооружениями понимается инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы.
Согласно п. 19 указанной статьи спортивные мероприятия - это спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов; физкультурные мероприятия - организованные занятия граждан физической культурой (пункт 29).
На основании п. 1 ст. 5 Закона о физической культуре и спорте в Российской Федерации к субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся физкультурно-спортивные организации.
В соответствии с п. 1 ст. 30.1 Закона о физической культуре и спорте в Российской Федерации под фитнес-центрами понимаются физкультурно-спортивные организации, целью деятельности которых является оказание гражданам услуг по физической подготовке и физическому развитию.
При этом согласно коду 93.13 "Деятельность фитнес-центров" раздела 93 "Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, деятельность по проведению занятий по фитнесу относится к предпринимательской деятельности по проведению занятий по физической культуре и спорту.
Таким образом, фитнес-центр относится к объектам спорта.
Также согласно п. 7.4.2 ГОСТ Р 56644-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Фитнес-услуги. Общие требования" для снижения травмоопасности при предоставлении фитнес-услуг исполнителям услуг необходимо обеспечивать наличие медицинского кабинета и дежурного медицинского персонала.
Кроме того, Постановлением Госстандарта РФ от 18.03.2003 N 81-ст принят и введен в действие государственный стандарт Российской Федерации услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные требования безопасности потребителей ГОСТ Р 52025-2003 (далее - Стандарт), который устанавливает требования к физкультурно-оздоровительным и спортивным услугам, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителей, сохранность их имущества, а также методы контроля.
Требования Стандарта распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги.
В соответствии с п. 4.1 Стандарта при оказании спортивных услуг уровень риска для жизни и здоровья потребителей, как в обычных условиях, так и во внештатных ситуациях, должен быть минимальным.
Согласно п. 4.3 Стандарта при оказании спортивных услуг к факторам риска относят, в том числе биологические факторы, которые определены п.4.3.3. Стандарта: к биологическим факторам относят патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, микроорганизмы, вызывающие аллергические и другие токсические реакции.
Для предупреждения воздействия данных факторов риска на потребителей спортивных услуг необходимо проводить предварительные и периодические медицинские осмотры обслуживающего персонала.
Доводы жалобы о необязательности исполнения Стандарта отклоняются, так как в данном случае нарушение ГОСТ Р 52025-2003 Обществу не вменялось.
Также в данном случае не имеет правового значения вид разрешенного использования земельного участка, так как фактическое использование здания под фитнес-клуб заявителем не оспаривается.
Однако суд апелляционной инстанции считает недоказанным нарушение Обществом п.10.1 СП 2.1.2.3304-15 по следующим основаниям.
В соответствии с п.10.1. СП 2.1.2.3304-15 руководитель объекта спорта отвечает за выполнение настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает:
- своевременное прохождение работниками объекта спорта периодических медицинских обследований, гигиенического воспитания и обучения;
Согласно ч.4 ст.30.1 Федерального закона от 04.12.20.07 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, фитнес-центры обязаны применять профессиональные стандарты в части требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций.
Административным органом в оспариваемом постановлении не указано, какой федеральный закон, иной нормативный правовой акт Российской Федерации обязывает прохождения работниками фитнес-центра периодических медицинских обследований.
Ссылка в постановлении на п. 6 Приложения N 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" является несостоятельной, так как работа в фитнес-клубе не отнесена к сфере регулирования указанного Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Учитывая, что в части отсутствия оборудованного медицинского пункта, событие правонарушения доказано, Общество правомерно привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
Так как у Общества имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ), в действиях Общества имеется вина в совершении правонарушения.
Проверяя порядок привлечения Общества к административной ответственности, суд обоснованно обратил внимание на то, что положения ст. ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемых постановлений согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден административным органом.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции. Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2020 по делу N А40-306324/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья: И.А. Чеботарева
Телефон справочной службы суда - 8 (495) 987-28-00.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-306324/2019
Истец: ООО "СПОРТЛЭНД ХОЛДИНГ"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в ЮВАО г. Москвы