г. Киров |
|
23 апреля 2020 г. |
Дело N А31-7672/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.,
без участия в судебном заседании представителя сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВОЛГА"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2020 по делу N А31-7672/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВОЛГА" (ОГРН 1137606002544, ИНН 7606091658)
к Управлению Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям
о признании незаконным приказа о проведении внеплановой проверки,
о признании незаконными действий должностных лиц Управления Россельхознадзора по проведению проверки,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Волга" (далее - заявитель, Общество, ООО "Волга") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Управлению Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям (далее - ответчик, Управление Россельхоздадзора) о признании незаконным приказа о проведении внеплановой проверки от 12.03.2019 N 186, о признании незаконными действий должностных лиц Управления Россельхознадзора по проведению проверки.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Волга" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование занятой по делу позиции Общество указывает, что результаты административного обследования не оформлены надлежащим образом и не опубликованы на официальном сайте органа государственного земельного надзора, следовательно, приказ о проведении проверки вынесен в отсутствие законных оснований.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 23.03.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 24.03.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
На основании статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство по делу откладывалось.
После отложения стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 20.12.2018 N 384-ОД и задания от 30.01.2019 N 32/о Управлением Россельхознадзора проведено административное обследование принадлежащих на праве собственности ООО "Волга" земельных участков сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, с кадастровыми номерами 44:13:022903:171, 44:13:022903:172, расположенных в Нерехтском районе Костромской области, в ходе которого выявлены нарушения требований земельного законодательства.
По результатам административного обследования составлен акт от 25.02.2019 N 03/32 (т. 1, л. д. 100-105).
Результаты обследования опубликованы на сайте Управления Россельхознадзора (т. 3, л. д. 86).
Рассмотрев акт административного обследования от 25.02.2019 N 03/32, Управление Россельхознадзора издало приказ от 12.03.2019 N 186 о проведении внеплановой выездной проверки Общества (т. 1, л. д. 128-131) в рамках государственного земельного надзора с целью соблюдения земельного законодательства. Проведение проверки согласовано прокурором Костромской области (т. 1, л. д. 132).
В качестве правовых оснований проведения проверки в оспариваемом приказе указаны: подпункт 2 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, Положение о государственном земельном надзоре, утвержденное постановление Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 (далее - Положение о земельном надзоре), Положение об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям, утвержденное приказом Россельхознадзора от 15.04.2013 N 202, Правила проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 N 251 (далее - Правила N 251).
Приказ с письмом от 14.03.2019 N 03/1449 направлен заявителю и получен им 25.03.2019.
По результатам проверки ответчиком составлен акт от 27.03.2019 N 03/4.
Не согласившись с приказом от 12.03.2019 N 186 о проведении внеплановой выездной проверки и действиями ответчика по проведению проверки, ООО "Волга" обратилось в Арбитражный суд Костромской области с требованием о признании их незаконными.
По результатам рассмотрения дела суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования Общества.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 71 ЗК РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 71 ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).
Положением о земельном надзоре установлено, что государственный земельный надзор осуществляется, в том числе Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами.
Управление Россельхознадзора является органом, уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора.
В силу подпункта 4 пункта 5 статьи 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом.
В пункте 2 статьи 71.2 ЗК РФ закреплено понятие административного обследования объекта земельных отношений, под которым понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.
Согласно пункту 3 статьи 71.2 ЗК РФ в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
В силу пункта 12 Правил N 251 результаты административного обследования объекта земельных отношений подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое административное обследование, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования объекта земельных отношений (заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации).
При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 71 ЗК РФ).
В соответствии подпунктом 2 пункта 6 статьи 71.1 ЗК РФ внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Согласно пункту 7 статьи 71.1 ЗК РФ внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, проводится органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки.
Как следует из материалов дела, ответчиком проведено административное обследование принадлежащих заявителю земельных участков, в ходе которого выявлены нарушения земельного законодательства.
По результатам административного обследования составлен акт от 25.02.2019 N 03/32, результаты административного обследования опубликованы на сайте Управления Россельхознадзора.
Довод заявителя о том, что результаты административного обследования не оформлены надлежащим образом и не опубликованы на официальном сайте органа государственного земельного надзора, противоречит представленным в материалы дела доказательствам.
Рассмотрев акт административного обследования от 25.02.2019 N 03/32, Управление Россельхознадзора издало приказ от 12.03.2019 N 186 о проведении внеплановой выездной проверки Общества в рамках государственного земельного надзора с целью соблюдения земельного законодательства, которая согласована прокурором Костромской области.
Проведение внеплановой проверки на основании результатов административного обследования земельных участков соответствует положениям подпункта 2 пункта 6 статьи 71.1 ЗК РФ и не противоречит положениям Закона N 294-ФЗ.
Учитывая изложенное, следует признать, что в действиях Управления Россельхознадзора не усматривается нарушений порядка издания приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 12.03.2019 N 186 и порядка проведения проверки, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого приказа и действий ответчика положениям земельного законодательства и законодательства, регулирующего вопросы проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2020 по делу N А31-7672/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2020 по делу N А31-7672/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волга" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-7672/2019
Истец: ООО "ВОЛГА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО КОСТРОМСКОЙ И ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТЯМ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО КОСТРОМСКОЙ И ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТЯМ
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12214/20
23.04.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2439/20
05.02.2020 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-7672/19
09.10.2019 Определение Арбитражного суда Костромской области N А31-7672/19
05.09.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7100/19
10.07.2019 Определение Арбитражного суда Костромской области N А31-7672/19