г. Челябинск |
|
24 апреля 2020 г. |
Дело N А07-38482/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.02.2020 по делу N А07-38482/2019.
Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей (далее - Госкомитет РБ по торговле, административный орган) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Ресторан "Агидель" (далее - ООО Ресторан "Агидель", общество) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.02.2020 в удовлетворении требований административного органа отказано, ограничившись устным замечанием.
Не согласившись с принятым решением, Госкомитет РБ по торговле (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить, привлечь общество к административной ответственности.
Податель жалобы полагает, что положения о малозначительности в соответствии с требованиями статьи 2.9 КоАП РФ по совершенному обществом правонарушению не применимы.
17.04.2020 от Госкомитета РБ по торговле поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства по рассмотрению апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет - сайте. В соответствии с положениями ст. ст. 123, 156, 159, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции полагает, что настоящее дело носит безотлагательный характер, с учетом постановления Президиумов Верховного Суда Российской Федерации и Совета Судей Российской Федерации от 08.04.2020 N 821. В связи с чем, подлежит рассмотрению в судебном заседании 24.04.2020.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО Ресторан "Агидель" имеет лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции серии В 834429, регистрационный номер 02РПО0001721 от 28.11.2017 со сроком действия до 27.11.2019.
В приложении к лицензии указано обособленное подразделение по адресу: г.Уфа, ул.Ленина, д.16, литер А, 2 этаж, помещения N 1, 2, 3а (л.д.41).
Срок действия договора аренду нежилых помещений N 49 от 10.04.2016, на основании которого обществу было предоставлено право на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (лицензия серии В 834429, регистрационный номер 02РПО0001721 от 28.11.2017 по 27.11.2019) истек 09.04.2019.
При этом в ходе проверки стационарного объекта общественного питания общества по типу "ресторан" по адресу: г.Уфа, ул.Ленина, д.16, литер А, 2 этаж, помещения 1, 2, 3а (в здании гостиницы "Агидель") установлено, что в барной зоне ресторана для дальнейшей реализации населению в розничной продаже имелась алкогольная продукция 11 наименований, в общем количестве 29 единиц или 2,05 дал.
По результатам проверки составлен протокол осмотра N 118 от 23.10.2019, фототаблица, акт проверки N 1746-АЛ/19 от 23.10.2019, протокол об административном правонарушении N 534-Л-19 от 08.11.2019 по ч.1 ст.14.17 КоАП РФ.
На основании ст.23.1 КоАП РФ Госкомитет РБ по торговле обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО Ресторан "Агидель" к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО Ресторан "Агидель" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.17 КоАП РФ. Между тем, пришел к выводу о малозначительности административного правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьёй 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения и лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;) виновность лица в совершении административного правонарушения.
Ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции установлена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота данной продукции.
Объективная сторона правонарушения состоит в ведении деятельности по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований и условий.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что под оборотом указанной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.
В соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ организации, (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции), при оказании услуг общественного питания должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности.
Согласно пункту 17 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
Пунктом 12 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что в случае изменения места нахождения лицензиата или указанных в лицензии мест нахождения его обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в иных предусмотренных законом случаях переоформление лицензии осуществляется на основании заявления лицензиата с приложением документов, подтверждающих указанные изменения.
Пунктом 13 этой же статьи установлен 30-дневный срок для подачи лицензиатом соответствующего заявления в лицензирующий орган, который начинает исчисляться со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.
Судом установлено, что срок действия договора аренды нежилых помещений N 49 от 10.04.2016, на основании которого обществу было предоставлено право на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, истек 09.04.2019.
Согласно отчету "Отчет об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по 1 регистру на 10.04.2019 00:00:00" и отчету "Отчет об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по 1 регистру на 13.10.2019 00:00:00" у общества в период с 10.04.2019 по 13.10.2019 остатки алкогольной продукции по 1 регистру составляют 174 единицы или 0,01212 дал.
Согласно отчету "Отчет об объемах остатков в торговом зале этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 01.04.2019 00:00" и отчету "Отчет об объемах остатков в торговом зале этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 01.10.2019 00:00" у общества в период с 01.04.2019 по 01.10.2019 остатки алкогольной продукции в торговом зале составляют 15 единиц или 0,00101 дал.
В ходе проверки стационарного объекта общественного питания общества по типу "ресторан" по адресу: г.Уфа, ул.Ленина, д.16, литер А, 2 этаж, помещения 1, 2, 3а (в здании гостиницы "Агидель") установлено, что в барной зоне ресторана для дальнейшей реализации населению в розничной продаже имелась алкогольная продукция 11 наименований, в общем количестве 29 единиц или 2,05 дал:
1. вино столовое полусладкое красное "Алазанская долина", изготовитель ООО "МАРНИСКАРИ", Грузия, дата розлива 02.06.2017, объем 0,75 л, алк. 11-13%, по цене 1023 руб. в количестве 4 ед. или 0,3 дал, на общую сумму 4 092 руб.;
2. вино "КЬЯНТИ" защищенного наименования места происхождения, сухое красное, изготовитель Италия, дата розлива 29.05.2017, объем 0,75 л., алк. 12,5% по цене 1491 руб., в количестве 5 ед. или 0,375 дал., на общую сумму 7 455 руб.;
3. вино "САПЕРАВИ ФАНАГОРИИ" вино географического наименования сухое красное, изготовитель ОАО "АПФ "Фанагория", Краснодарский край, дата розлива 21.09.2016, объем 0,75 л., алк.12-14%, по цене 1326 руб., в количестве 2 ед. или 0,15 дал., на общую сумму 2652 руб.;
4. вино столовое красное полусухое "Терра Фреска Россо", изготовитель Италия, дата розлива 23.12.2016, объем 0,75 л., алк.10,5%, по цене 780 руб., в количестве 3 ед. или 0,225 дал., на общую сумму 2 340 руб.;
5. вино защищенного наименования места происхождения региона Венето "Вальполичелла Корте Виола", изготовитель Италия, дата розлива 01.07.2014, объем 0,75 л., алк. 12% по цене 1216 руб., в количестве 1 ед. или 0,075 дал.;
6. вино "КИНДЗМАРАУЛИ" географического наименования регион Кахетия, красное, полусладкое, изготовитель ООО "МАРНИСКАРИ", Грузия, дата розлива 19.04.2017, объем 0,75 л., алк. 11-13%, по цене 970 руб., в количестве 1 ед. или 0,075 дал.;
7. водка "Башкирский стандарт", изготовитель ОАО "Башспирт" РБ, г.Белебей, дата розлива 06.12.2017, объем 0,7л., алк.40% по цене 880 руб., в количестве 4 ед. или 0,28 дал., на общую сумму 3 520 руб.;
8. виски шотландский купажированный Дюарс Белая Этикетка, изготовитель: Англия, дата розлива 25.05.2016, объем 0,7л., алк. 40% по цене 4 154 руб., в количестве 2 ед. или 0,14 дал., на общую сумму 8 308 руб.;
9. водка "БЕЛУГА Нобл", изготовитель АО "Мариинский ЛВЗ" Кемеровская обл., дата розлива 28.08.2017, объем 0,5л., алк. 40% по цене 1900 руб., в количестве 3 ед. или 0,15 дал., на общую сумму 5 700 руб.;
10. водка "Дикий мед", изготовитель ОАО "Башспирт" РБ, г.Уфа, дата розлива 27.11.2017, объем 0,7л., алк. 40% по цене 1742 руб., в количестве 2 ед. или 0,14 дал., на общую сумму 3 484 руб.;
11. водка "Белый чай", изготовитель ОАО "Башспирт" РБ, г.Уфа, дата розлива 10.10.2017, объем 0,7л., алк. 40% по цене 1 658 руб., в количестве 2 ед. или 0,14 дал., на общую сумму 3 316 руб. вместо 189 единиц или 0,01313 дал, зафиксированных на остатках в ЕГАИС.
Из материалов дела следует, что срок действия договора аренды нежилых помещений N 49 от 10.04.2016 установлен до 09.04.2019.
Поскольку договор аренды прекратил свое действие, общество в силу изложенных выше норм обязано было обратиться в лицензирующих орган для переоформления лицензии.
Из положений пункта 9 статьи 19, пункта 4 статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ следует, что лицензионными требованиями применительно к деятельности по производству и обороту алкогольной продукции являются требования, установленные статьями 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 указанного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, связанную с оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, общество должно было знать нормативные положения, регламентирующие порядок осуществления такой деятельности и соблюдать установленные им требования, а также предвидеть негативные последствия неисполнения этих требований. Обществом не были предприняты достаточные меры для предотвращения совершения правонарушения.
С учетом изложенного, суд посчитал подтвержденной вину ООО Ресторан "Агидель" в совершении вмененного ему нарушения (ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Нарушений норм процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отказ в привлечении ООО Ресторан "Агидель" к административной ответственности, административным органом не допущено.
С учетом изложенного, поскольку обществом нарушены требования ст.16 Федерального закона N 171-ФЗ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.17 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Вышеназванная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья или орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Таким образом, применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
С учетом фактических обстоятельств дела, а именно даты подписания договора аренды (10.04.2019), срока действия договора (с 10.04.2019 по 09.04.2022), даты государственной регистрации договора аренды (14.10.2019) до проведения проверки 23.10.2019 и составления протокола об административном правонарушении, даты распоряжения (28.10.2019) которым продлен срок действия лицензии на 1 год, исходя из конституционного принципа соразмерности и справедливости наказания, арбитражный суд посчитал возможным в данном конкретном случае на основании статьи 2.9 КоАП РФ освободить заявителя от административной ответственности по малозначительности совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае указанные обстоятельства должны учитываться как исключительные и позволяющие признать правонарушение малозначительным.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.02.2020 по делу N А07-38482/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-38482/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ТОРГОВЛЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Ответчик: ООО РЕСТОРАН "АГИДЕЛЬ"