г. Чита |
|
27 апреля 2020 г. |
Дело N А19-27473/2019 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Никифорюк Е.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2020 года по делу N А19-27473/2019 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска (ОГРН 1023801011959, ИНН 3808074898, адрес: 664043, Иркутская область, город Иркутск, улица Сергеева, 3, 25) к Обществу с ограниченной ответственностью "РТК-Инжиниринг" (ОГРН 1123850005828, ИНН 3808222458, адрес: 664056, Иркутская область, город Иркутск, улица Академическая, дом 28/2) о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации по форме СЗВ-М за отчетный период - октябрь 2018 года, апрель 2019 года в размере 6000 руб.,
(суд первой инстанции - Л.В.Назарьева),
без вызова сторон в судебное заседание
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска (далее - заявитель, Пенсионный фонд, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "РТК-Инжиниринг" (далее - ответчик, ООО "РТК-Инжиниринг", должник, общество, страхователь) штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации по форме СЗВ-М за отчетный период - октябрь 2018 года, апрель 2019 года в размере 6000 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены частично. Взысканы с Общества с ограниченной ответственностью "РТК-Инжиниринг" в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска финансовые санкции в размере 5500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации по форме СЗВ-М за отчетный период - апрель 2019 года. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Взыскана с Общества с ограниченной ответственностью "РТК-Инжиниринг" в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 руб.
В обосновании суд первой инстанции по эпизоду отказа в удовлетворении требований указал об отсутствии оснований для привлечения ООО "РТК-Инжиниринг" к ответственности за вмененное правонарушение, поскольку Общество самостоятельно обнаружив ошибку в сведениях, представленных по форме СЗВ-М за отчетный период - октябрь 2018 года с типом формы "исходная", представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М за указанный отчетный период с типом формы "дополняющая" до момента выявления такой ошибки Пенсионным фондом.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 16.01.2020 г. по делу N А19-27473/2019 отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с ООО "РТК - Инжиниринг" в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за отчетный период - октябрь 2018 года в виде штрафа в размере 500 руб. и принять новое решение в удовлетворении заявленных требований о взыскании с ООО "РТК - Инжиниринг" в пользу Государственного Учреждения -Управления ПФР в Свердловском районе г. Иркутска финансовых санкции в размере 500 руб. 00 коп. за непредставление сведений за октябрь 2018 года в установленный срок, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в РФ.
Полагает, что в случае представления страхователем дополняющих сведений по форме СЗВ-М на застрахованных лиц, на которых отчетность ранее не была представлена, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что стороны не настаивают на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Пенсионным фондом в отношении ООО "РТК-Инжиниринг" проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В ходе проверки Пенсионным фондом установлено нарушение ООО "РТК-Инжиниринг" установленного Законом N 27-ФЗ срока представления формы СЗВ-М за отчетный период - октябрь 2018 года, апрель 2019 года в отношении 12 застрахованных лиц.
Результаты проверки отражены в актах о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.05.2019 N 048S18190011734, от 14.06.2019 N 048S18190015595.
Решениями Пенсионного фонда от 28.06.2019 N 048S19190012827, от 09.07.2019 N 048S19190014523 ООО "РТК-Инжиниринг" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, с назначением штрафа в размере 6000 руб. (500 руб. + 5500 руб.).
Требованиями от 22.07.2019 N 048S01190015198, N 048S01190015533 ООО "РТК-Инжиниринг" предложено в срок до 09.08.2019 уплатить финансовые санкции.
Направленные в адрес должника требования об уплате указанной суммы штрафа в добровольном порядке не исполнены.
В адрес Пенсионного фонда от Общества поступило обращение с просьбой не применять штрафные санкции.
В рассматриваемом случае учитывая наличие спора о праве, ввиду отсутствия оснований для обращения с заявлением в порядке приказного производства, Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части по следующим мотивам.
В соответствии с ч. 2 ст. 213 АПК РФ заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В соответствии с ч. 4 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с ч. 6 ст. 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Рассматривая дело в обжалуемой части, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
На основании статьи 1 Закона N 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ООО "РТК-Инжиниринг" является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а также сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н) и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п.
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц. Представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица. Представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.
По эпизоду привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за отчетный период - октябрь 2018 года в виде штрафа в размере 500 руб. судом первой инстанции правильно установлено следующее.
02.11.2018 ООО "РТК-Инжиниринг" в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М "исходная" за отчетный период - октябрь 2018 года.
21.11.2018 представлены сведения с типом формы "дополняющая" за отчетный период - октябрь 2018 года в отношении 1 застрахованного лица, не отраженные в исходной форме СЗВ-М за указанный отчетный период, что подтверждается представленными в материалы дела реестром документов по страхователю - ООО "РТК-Инжиниринг" N 048-002074455.
Таким образом, при анализе форм СЗВ-М с типом формы "исходная" и "дополняющая", Пенсионным фондом в ходе проведения проверки выявлены несоответствия данных между представленными сведениями и результатами проверки, а именно представленные ООО "РТК-Инжиниринг" сведения по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" содержали данные в отношении застрахованного лица, не указанного ранее в форме СЗВ-М с типом формы "исходная". Кроме того, по мнению Пенсионного фонда, ООО "РТК-Инжиниринг" представило сведения по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" после установленного срока в нарушение части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, что повлекло применение к страхователю штрафных санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Не соглашаясь с выводами пенсионного фонда, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016 "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п) при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых Пенсионным фондом сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 39 Инструкции N 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом пунктом 39 Инструкции N 766н не запрещается представлять дополняющие формы СЗВ-М, в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пункта 39 Инструкции N 766н и Постановления N 83п следует признать, что исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
На основании приведенного выше правового регулирования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО "РТК-Инжиниринг" к ответственности за вмененное правонарушение, поскольку Общество самостоятельно обнаружив ошибку в сведениях, представленных по форме СЗВ-М за отчетный период - октябрь 2018 года с типом формы "исходная", представил в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М за указанный отчетный период с типом формы "дополняющая" до момента выявления такой ошибки Пенсионным фондом.
Как правильно указал суд первой инстанции, принимая во внимание изложенное, учитывая, что в рассматриваемом случае ООО "РТК-Инжиниринг" самостоятельно выявлена ошибка до момента обнаружения Пенсионным фондом несоответствия между представленными сведениями о застрахованных лицах и были представлены необходимые корректирующие сведения, финансовые санкции за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ за октябрь 2018 года в отношении 1 застрахованного лица применены быть не могут. Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 02.07.2018 N 303-КГ18-99.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование Пенсионного фонда о взыскании с ООО "РТК-Инжиниринг" штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за отчетный период - октябрь 2018 года в размере 500 руб. удовлетворению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, как основанные на ошибочном толковании указанных выше норм права.
Судебные расходы распределены верно.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2020 года по делу N А19-27473/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судья |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-27473/2019
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Иркутска
Ответчик: ООО "РТК-Инжиниринг"