город Самара |
|
28 апреля 2020 г. |
Дело N А55-37224/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Туркина К.К., без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 7 февраля 2020 года в виде резолютивной части, принятое в порядке упрощенного производства (.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2020 года.
по делу N А55-37224/2019
по иску Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, о взыскании 203 642 руб. 66 коп., в том числе: 160 950 руб. 03 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 14.03.2018, 42 692 руб. 63 коп. пени за период с 11.09.2014 по 25.11.2019,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" обратилась в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о взыскании 203 642 руб. 66 коп., в том числе: 160 950 руб. 03 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 14.03.2018, 42 692 руб. 63 коп. пени за период с 11.09.2014 по 25.11.2019.
Решением суда первой инстанции от 20 февраля 2020 года принятым в порядке упрощенного производства по делу N А55-37224/2019 заявление Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" о частичном отказе от иска в части задолженности 93 829 руб. 91 коп. по взносам на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 30.09.2016, 30 516 руб. 79 коп. пени принято, производство по делу в указанной части прекращено. Возвращено Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" из федерального бюджета 3 901 руб. уплаченной платежным поручением N18534 от 27.11.2019 государственной пошлины. Уточненное исковое заявление Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" принято. Взыскано с Департамента управления имуществом городского округа Самара в пользу Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" 79 295 руб. 96 коп., в том числе: 67 120 руб. 12 коп. задолженности за период с 01.10.2016 по 14.03.2019, пени за период с 21.12.2016 по 15.01.2020, а также 3 172 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 06.02.2020 по делу N А55-37224/2019, вынести новое решение которым отказать Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" в удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что нежилое помещение общей площадью 705,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Молодогвардейская/пер. Репина, д. 53/2, на основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 13.02.2013 N218 "О принятии в собственность Самарской области недвижимого имущества, находящегося в собственности городского округа Самара" (далее - Приказ) передано в собственность Самарской области. В соответствии с абзацем 29 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности. Пунктом 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. В соответствии с абзацем 31 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном указанным Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой соответствующими решениями органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества. Таким образом, в силу прямого указания закона в предусмотренных им случаях имущество, находящееся в собственности одного публичного образования, подлежит передаче в собственность другого, при этом решение о передаче имущества является основанием возникновения права, а момент возникновения права собственности определяется этим решением. В соответствии с частью 4 указанного Приказа, право собственности Самарской области возникает с даты утверждения передаточного акта. Акт приема-передачи имущества, находящегося в собственности городского округа Самара, в собственность Самарской области, в соответствии с указанным Приказом, утвержден 05.03.2013. Письмами: от 30.07.2018 N 15-07-08/25841, N 15-07-08/38330 от 18.10.2019, Департамент сообщал истцу, что не имеет правовых оснований для внесения взносов на капитальный ремонт за указанное нежилое помещение с приложением приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 13.02.2013 N 218. С учетом вышеизложенного, у Департамента отсутствовали правовые основания для внесения взносов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества за нежилое помещение площадью 705,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 53/ пер/Репина, д. 2, в связи с чем Департамент является ненадлежащим ответчиком по делу.
В соответствии с требованиями статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается без проведения судебного заседания и без извещения сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается что Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" обратилась в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о взыскании 203 642 руб. 66 коп., в том числе: 160 950 руб. 03 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 14.03.2018, 42 692 руб. 63 коп. пени за период с 11.09.2014 по 25.11.2019. В процессе рассмотрения дела от истца поступило заявление о частичном отказе от иска в части задолженности 93 829 руб. 91 коп. по взносам на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 30.09.2016, а также 30 516 руб. 79 коп. пени за период с 01.08.2014 по 30.09.2016. Истец просил взыскать с ответчика 79 295 руб. 96 коп., в том числе: 67 120 руб. 12 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.10.2016 по 14.03.2018, а также 12 175 руб. 84 коп. пени за период с 21.12.2016 по 15.01.2020. Уточненное исковое заявление Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" также принято судом. Цена иска составила 79 295 руб. 96 коп.
Судом апелляционной инстанции установлено, что некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (НО "ФКР") создана в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, законом Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" (далее -Закон N 60-ГД) и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 No247 "О создании некоммерческой организации -фонда "Фонд капитального ремонта" как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством, действует на основании Устава, утвержденного приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.03.2017 года N 79, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.03.2017 года N 357.
Одной из функций регионального оператора в соответствии с ч.1 ст. 180 ЖК РФ, ч.2 ст.28 Закона N 60-ГД, является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
Согласно ч. 4 ст. 181 ЖК РФ региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в осуществлении издержек по его содержанию и сохранению (ст. 249. ГК РФ). Эти положения гражданского законодательства корреспондируют нормам ЖК РФ (ст. ст. 36, 37, 39, 155, 158), которые предусматривают участие в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество всех собственников помещений в многоквартирных домах независимо от статуса помещения и способа управления домом.
Согласно ч.1 ч. 3 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Статьями 294, 298 Гражданского кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на учреждение и обязанности по его содержанию. Таким образом, собственники обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
В соответствии ч. 1, ч. 3 ст. 169 ЖК РФ, ч. 2, ч. 3 ст. 7 Закона N 60-ГД собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области утверждена 29.11.2013 Постановлением N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" (далее -Региональная программа).
Для собственников помещений в многоквартирных домах, которые были включены в Региональную программу, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с августа 2014 года.
Согласно ч.1 ст. 9 в ред. закона Самарской области от 11.07.2016 N 98-ГД собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных региональным оператором в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Расчет суммы взносов на капитальный ремонт за 2014 2015, 2016, 2017, 2018 годы производился на основании Постановления Правительства Самарской области N 654 от22.11.2013, N 784 от 17.12.2014, N 333 от 11.06.2015, N 293 от 08.06.2016, N 319 от 17.05.2017, которыми установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 на территории Самарской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц: для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно -5,07 рублей; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 5, 84 рублей. На 2017, 2018 годы установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5, 45 руб., для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 6, 27 руб.
Собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 53/ пер. Репина, д. 2 формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора НО "ФКР". Ответчику в указанном многоквартирном доме на праве хозяйственного ведения с 14.06.2011 принадлежало нежилое помещение (705, 7 кв. м нежилое помещение подвал N -1, этаж N 1), что подтверждается выпиской из ЕГРН N99/2019/291968968 от 30.10.2019, а также выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости N 99/2019/291273157 от 25.10.2019.
Истец указал, что ответчик не исполняет своей обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. Задолженность ответчика перед истцом составляет 67 120 руб. 12 коп. за период с 01.10.2016 по 14.03.2018.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия, однако требования, изложенные в данной претензии, ответчиком не исполнены, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Как установлено в статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу пользования общим имуществом собственников помещений, в том числе и юридических лиц.
Из статьи 153, пункта 2 части 1 и части 4 статьи 154, статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что с момента возникновения права собственности на жилое помещение его собственник обязан ежемесячно вносить плату за жилое помещение (включающую помимо прочего плату за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
По общему правилу, установленному частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Таким образом, в силу прямого указания закона собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, обязан нести расходы по содержанию общего имущества, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности.
Довод заявителя жалобы о том, что спорное помещение на основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 13.02.2013 N 218 "О принятии в собственность Самарской области недвижимого имущества, находящегося в собственности городского округа Самара" передано в собственность Самарской области, не принимается судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определяет, что государственная регистрации является единственным доказательством существования зарегистрированного права и представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Представленными в материалы дела выписками из ЕГРН подтверждается, что спорное жилое помещение передано в собственность Самарской области 15.03.2018, данный период находится за пределами взыскиваемой истцом задолженности, поскольку период взыскания задолженности, заявленный истцом - с 01.10.2016 по 14.03.2018.
Частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Размер неустойки по ставке 6,25%, составил 12 175 руб. 84 коп.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, требование о взыскании с ответчика 79 295 руб. 96 коп., в том числе: 67 120 руб. 12 коп. задолженности за период с 01.10.2016 по 14.03.2019, 12 175 руб. 84 коп. пени за период с 21.12.2016 по 15.01.2020 является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии с ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 7 февраля 2020 года в виде резолютивной части, принятое в порядке упрощенного производства (мотивированное решение изготовлено 20.02.2020) по делу N А55-37224/2019, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
К.К. Туркин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-37224/2019
Истец: Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской обласи "Фонд капитального ремонта", НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА"
Ответчик: Департамент управления имуществом городского округа самара