г. Санкт-Петербург |
|
28 апреля 2020 г. |
Дело N А56-130116/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Згурская М.Л.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8330/2020) ГУ-УПФ РФ в Колпинском районе Санкт-Петербурга
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2020 по делу N А56-130116/2019 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к ГУ-УПФ РФ в Колпинском районе Санкт-Петербурга
о взыскании процентов, рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество, заявитель), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпинском районе Санкт- Петербурга (далее - фонд) начислить и принять решение о возврате заявителю 310 620 руб. 66 коп. процентов, начисленных на сумму излишне взысканных страховых взносов.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 19.02.2020 в виде резолютивной части заявление удовлетворено.
11.03.2020 изготовлено мотивированное решение.
В апелляционной жалобе (с учетом дополнения) фонд просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 06.07.2017 по 19.07.2017 фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщика страховых взносов ОАО "РЖД" по месту нахождения Северо-Западной дирекции скоростного сообщения - структурного подразделения Дирекции скоростного сообщения.
Решением фонда от 19.10.2017 N 202V12170001608 общество привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 381 987 руб. 09 коп., заявителю начислены пени в сумме 308 833 руб. 84 коп. и страховые взносы в сумме 1 909 935 руб. 45 коп. за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
Доначисленные решением от 19.10.2017 N 202V12170001608 суммы страховых взносов, пени и штрафа уплачены обществом платежными поручениями от 27.09.2017 N 7794, N 7795, N 7799, N 7800 и от 24.10.2017 N 816462, N 816460.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2018 по делу N А56-118343/2017, оставленным без изменения Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018, решение фонда от 19.10.2017 N 202V12170001608 признано недействительным.
04.12.2018 общество обратилось в фонд с заявлением N С-3 ОЦОУ- 3/916/233 о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, пени и штрафа.
Излишне уплаченные денежные средства перечислены фондом обществу платежными поручениями от 16.01.2019 N 767557, N 767561, N 767560, N 767569, N 767558, N767563.
Поскольку возврат излишне уплаченных страховых взносов, произведен фондом без начисления процентов, обязанность по выплате которых предусмотрена законодательством Российской Федерации одновременно с возвратом излишне взысканных средств, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд, признав заявленные обществом требования обоснованными по праву и по размеру, удовлетворил заявление.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в спорный период регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном этим Законом.
Порядок возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов изложен в статье 27 Закона N 212-ФЗ.
В силу части 3 названной статьи решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов.
Согласно части 7 статьи 27 Закона N 212-ФЗ в случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, процентов на эту сумму.
В силу пункта 9 статьи 27 Закона N 212-ФЗ проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 27 Закона N 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017, в случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 этой статьи, процентов на эту сумму.
Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть 9 статьи 27 Закона N 212-ФЗ).
В силу части 14 статьи 27 Закона N 212-ФЗ правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов, предусмотренных этим Законом.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) с 01.01.2017 Закон N 212-ФЗ признан утратившим силу (статья 18 Закона N 250-ФЗ).
При этом согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого Федерального закона.
В силу части 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Согласно положениям статей 19 - 21 Закона N 250-ФЗ разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате - 01.01.2017.
Поскольку решение о возврате взносов принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, то в силу прямого указания статьи 27 Закона N 212-ФЗ именно на него возлагается обязанность по начислению процентов.
Указанный вывод подтверждается правовой позицией, сформированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2019 N 302-ЭС19-537 по делу N А33-26728/2017.
Действующим законодательством налоговые органы не наделены полномочиями не только на принятие решений о возврате излишне взысканных сумм взносов, пеней, штрафов, но и на принятие решений о возврате процентов, начисленных на суммы излишне взысканных страховых взносов, поскольку налоговые органы не вправе распоряжаться страховыми взносами, подлежащими уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года без прямого указания (решений) соответствующего органа Пенсионного фонда.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 09.08.2018 N 301-КГ18-11753, решение о возврате излишне взысканных страховых взносов, пеней, и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимаются соответствующим органом пенсионного фонда, при этом на спорную сумму должны быть начислены проценты. Вопрос исполнения указанных решений органов пенсионного фонда возлагается на налоговые органы, куда такое решение подлежит направлению для исполнения принявшим его органом Пенсионного фонда.
Поскольку факт излишнего взыскания с общества страховых взносов и штрафа за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2018 по делу N А56-118343/2017, на суммы излишне взысканных страховых взносов заявителем правомерно начислены проценты.
Расчет процентов проверен судом и признан правильным.
Ссылки фонда на то, что уплата страховых взносов являлась добровольной, несостоятельны.
В силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.04.2012 N 16551/11, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, налогоплательщик не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате налога.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.
Таким образом, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.
Поскольку уплата страховых взносов произведена обществом по результатам проведенной выездной проверки и не могла рассматриваться как добровольное исполнение обязанностей по уплате страховых взносов, а также учитывая, что решение фонда о привлечении к ответственности признано судом недействительным, на излишне взысканные суммы страховых взносов заявителем правомерно начислены проценты в сумме 310 620 руб. 66 коп, расчет которых проверен судом и признан правильным.
Следовательно, суд правомерно обязал фонд начислить и принять решение о возврате обществу процентов.
Довод фонда о том, что заявленное обществом требование является неимущественным, размер государственной пошлины по которому в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 3 000 руб., ошибочен.
Как указано в информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2003 N 73 "О некоторых вопросах применения частей 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", если фактической целью заявителя является взыскание (возмещение) из бюджета денежных средств, не выплачиваемых ему вследствие неправомерного бездействия конкретного государственного органа (должностного лица), такого рода интерес носит имущественный характер.
Общество обратилось в суд с заявлением об обязании фонда начислить и принять решение о возврате обществу процентов, то есть с имущественным требованием.
В силу пункта 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны.
Таким образом, судом правомерно взысканы с фонда понесенные обществом судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 9 212 руб.
Доводы фонда, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2020 по делу N А56-130116/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
М.Л. Згурская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-130116/2019
Истец: ОАО "Российские железные дороги", Россия, 190103, г.Санкт-Петербург, пр. Лермонтовский, д. 47, лит. А
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОЛПИНСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, УПФР в Колпинском районе Санкт-Петербурга