г. Москва |
|
27 апреля 2020 г. |
Дело N А40-269504/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи П.А. Порывкина,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (Госкорпорации "Роскосмос")
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.12.2019 г.
по делу N А40-269504/19-27-2154, вынесенное судьёй Крикуновой В.И. в порядке упрощенного производства,
по иску ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС" (129110, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ЩЕПКИНА, ДОМ 42, СТРОЕНИЕ 1, 2, ОГРН:1157700012502, дата присвоения ОГРН:06.08.2015 г., ИНН:7702388027, КПП:770201001)
к ответчику АО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИМЕНИ С.А. ЛАВОЧКИНА" (141402, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ХИМКИ, УЛИЦА ЛЕНИНГРАДСКАЯ, ДОМ 24, ОГРН:1175029009363, дата присвоения ОГРН:05.04.2017 г., ИНН:5047196566)
о взыскании по государственному контракту от 23.09.2016 г. N 361-7524/16/121 пени в размере 243 897 руб. 93 коп.,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к АО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИМЕНИ С.А. ЛАВОЧКИНА" о взыскании по государственному контракту от 23.09.2016 г. N 361-7524/16/121 пени в размере 243 897 руб. 93 коп.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.12.2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Госкорпорация "Роскосмос" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.12.2019 г. и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований истца в полном объеме.
В жалобе заявитель указывает, что, как следует из материалов дела, между Госкорпорацией "Роскосмос" (заказчик) и АО "НПО Лавочкина" (головной исполнитель) был заключен государственный контракт от 23.09.2016 г. N 361-7524/16/121 (шифр:ОКР "Спектр-РГ").
В соответствии с п.2.2 государственного контракта, содержание этапов ОКР и сроки выполнения установлены в ведомости исполнения (приложение N 2 к государственному контракту).
Согласно ведомости исполнения к государственному контракту, в том числе, в редакции дополнительного соглашения к государственному контракту от 23.01.2019 г. N 11, срок выполнения работ по этапу N 2 начало - 01.07.2016 г., окончание - 30.03.2019 г., цена этапа N 2 - 62 941 400,00 рублей.
Согласно п.4.3 государственного контракта, датой исполнения обязательств головного исполнителя по этапам государственного контракта является дата утверждения заказчиком акта сдачи-приемки этапа ОКР.
В установленный срок обязательство по государственному контракту головным исполнителем не выполнено, акт сдачи-приемки этапа ОКР по этапу N 2 утвержден заказчиком 04.04.2019 г. Таким образом, срок просрочки исполнения обязательства по этапу N 2 составляет 5 дней (с 31.03.2019 г. по 04.04.2019 г.)
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу о том, что просрочка исполнения обязательства по этапу N 2 государственного контракта отсутствует, поскольку акт сдачи-приемки этапа ОКР по спорному этапу был представлен ответчиком на утверждение заказчику в установленный государственным контрактом срок.
Истец не согласен в указанными выводами суда первой инстанции.
Приведенная судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте судебная практика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2019 N 305-ЭС19-12786) не имеет отношения к настоящему спору, не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
Спорный государственный контракт заключен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Приемка выполненной работы (ее порядок, сроки, а также порядок и сроки оформления результатов такой приемки) в части соответствия объема требований государственного контракта осуществляется в соответствии с его условиями (ч.13 ст.34 Закона N 44-ФЗ).
Проведение заказчиком приемки работ является обязательным условием их выполнения, поскольку именно в рамках приемки осуществляется рассмотрение и оценка предъявляемой отчетной научно-технической документации, других материалов по этапам и проверка в целом проведенной работы на соответствие требованиям технического задания.
Отличие договоров на выполнение ОКР от договора подряда заключается в том, что подрядчик выполняет работу на свой риск, а риск случайной невозможности исполнения договоров на выполнение ОКР несет по общему правилу заказчик. Указанное различие в подходе о распределении риска обусловлено тем, что предметом договоров на выполнение ОКР является результат творческой деятельности, который в отличие от результата обычной подрядной работы не может быть гарантирован исполнителем. Обратное противоречило бы правовой природе договора на выполнение ОКР, специфика предмета которого состоит в выполнении работ, которые имеют в качестве результата образец нового изделия и конструкторскую документацию к нему, не имеющие аналогов.
Без проверки (приемки) выполненных работ на соответствие требованиям технического задания заказчику невозможно сделать вывод о наличии результата работ по этапу, то есть об их выполнении в полном объеме.
Во исполнение императивных норм действующего законодательства в спорном государственном контракте стороны предусмотрели и достигли договоренностей по условиям порядка и срокам оформления результатов приемки выполненной работы, в том числе ее этапов.
Согласно п.2.1 государственного контракта в редакции дополнительного соглашения к государственному контракту от 23.04.2019 г. N 13 ОКР выполняется головным исполнителем в полном соответствии с требованиями технического задания и дополнений N 1-9 к техническому заданию на ОКР (приложение N 1 к государственному контракту).
Сдача и приемка выполненной ОКР (этапа ОКР) осуществляется сторонами в соответствии с техническим заданием в порядке и сроках, установленных государственным контрактом (п.5.1 государственного контракта).
Пунктом 6.3.1 государственного контракта установлено, что головной исполнитель обязан выполнить ОКР (этап ОКР) в соответствии с утвержденным заказчиком техническим заданием и предъявить заказчику результаты в предусмотренный государственным контрактом срок.
Согласно п.13.2 технического задания работы выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 15.203-2001 "СРПП ВТ Порядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию изделий и их составных частей. Основные положения".
В соответствии с п.1 ГОСТ РВ 15.203-2001 стандарт распространяется на опытно-конструкторские работы и составные части ОКР по созданию (модернизации) систем, комплексов, образцов военной техники и их составных частей, выполняемые в интересах обороноспособности и безопасности РФ в соответствии с действующим законодательством.
Положения настоящего стандарта подлежат применению расположенными на территории РФ организациями, предприятиями и другими субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и подчинения, а также федеральными органами исполнительной власти РФ, участвующими в выполнении ОКР (ОКР) в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п.4.4.5 ГОСТ РВ 15.203-2001, документом, подтверждающим завершение этапа и переход к следующему этапу ОКР, является акт приемки этапа ОКР.
Исходя из анализа положений ГОСТ РВ 15.203-2001, осуществление приемки заказчиком является неотъемлемой частью работ в рамках выполнения этапа ОКР.
В соответствии с п.13.4 технического задания приемка ОКР (этапа ОКР) производится в соответствии с условиями государственного контракта.
Согласно п.5.4 государственного контракта, не позднее срока окончания выполнения работ по этапу головной исполнитель представляет заказчику с сопроводительным письмом для осуществления приемки выполненных работ акт сдачи-приемки этапа ОКР, согласованный ВП, и отчетные документы, подтверждающие выполнение работ по государственному контракту, в том числе работ, выполненных исполнителями.
В соответствии с п.5.7 государственного контракта заказчик в течение 35 календарных дней с момента получения отчетных документов принимает выполненные работы или предъявляет головному исполнителю обоснованные замечания и претензии по результатам выполнения ОКР (этапа ОКР) в случае обнаружения факта отступления головным исполнителем от условий государственного контракта и требований технического задания.
Пунктом 4.3 государственного контракта установлено, что датой исполнения обязательств головного исполнителя по этапам государственного контракта является дата утверждения заказчиком акта сдачи-приемки этапа ОКР.
При этом необходимо исходить из того, что головной исполнитель считается исполнившим свои обязанности, если заказчик принял выполненные работы, как отвечающие всем требованиям технического задания, условиям государственного контракта, и утвердил акт сдачи-приемки этапа ОКР.
Утверждение акта сдачи-приемки этапа ОКР заказчиком по результатам рассмотрения отчетных документов не является формальностью, а свидетельствует о документальном оформлении завершения выполнения всех обязательств по этапу ОКР.
Таким образом, в государственном контракте определена дата надлежащего исполнения головным исполнителем обязательств по этапу государственного контракта как дата утверждения акта сдачи-приемки этапа ОКР, что подтверждается судебной практикой, в т.ч. по схожим спорам между сторонами.
Исходя из совокупности условий государственного контракта, головной исполнитель принял на себя обязательства заблаговременно до срока окончания выполнения работ по этапу государственного контракта представить заказчику необходимые документы для осуществления приемки работ, которая должна быть осуществлена последним в течении 35 дней.
По результатам плановой выездной проверки Федерального казначейства в отношении Госкорпорации "Роскосмос" составлен акт выездной проверки от 02.09.2016 г. и выдано предписание от 26.10.2016 г. N 16-05-03/2015 о выявлении нарушений - непредъявлении исполнителям по государственным контрактам требований об уплате неустойки. Согласно предписанию Федерального казначейства от 26.10.2016 г. N 16-05-03/2015, позиция контролирующего органа сводится к тому, что период просрочки исполнителя необходимо исчислять с даты окончания выполнения работ, установленной государственным контрактом, по дату утверждения заказчиком акта приемки.
Госкорпорация "Роскосмос", не согласившись с указанным предписанием, обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Федеральному казначейству о признании его незаконным. Решением Арбитражного суда г.Москвы от 28.03.2017 г. по делу N А40-15573/2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2017 г. и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12.10.2017 г., в удовлетворении заявленных требований Госкорпорации "Роскосмос" отказано. Судами установлено, что условиями государственных контрактов предусмотрена ответственность за нарушение исполнителем сроков выполнения работ (этапа ОКР) за каждый день просрочки, в государственных контрактах однозначно установлены сроки, которые являются расчётной датой для взыскания неустойки (дата утверждения акта сдачи-приемки выполненных работ).
На основании указанного предписания Федерального казначейства за нарушение бюджетного и гражданского законодательства в части непредъявления штрафных санкций генеральный директор Госкорпорации "Роскосмос" был привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа.
Предметом проверки Федерального казначейства являлись государственные контракты, условия которых являются типовыми. Аналогичные условия содержатся в спорном государственном контракте.
Так как предписание является документом, содержащим обязательные для исполнения в установленный срок требования об устранении нарушений законодательства РФ, в целях исполнения требований контролирующего органа Госкорпорацией "Роскосмос" были направлены требования (претензии) об оплате пени (неустойки) за просрочку исполнения обязательств по всем государственным контрактам с расчетом неустойки по дату утверждения акта сдачи-приемки.
Следовательно, по мнению заявителя, относимым и допустимым доказательством по настоящему делу, подтверждающим факт надлежащего исполнения ответчиком обязательства по государственному контракту является только акт сдачи-приемки этапа ОКР, утвержденный истцом в срок, установленный государственным контрактом.
На основании изложенного, исходя из условий и предмета государственного контракта, один лишь факт направления отчетных документов не может свидетельствовать о выполнении головным исполнителем обязательств перед заказчиком, так как отчетные материалы без их проверки не являются результатами работ и соответственно не имеют потребительской ценности.
Факт выполнения работ в установленный срок в указанном акте сдачи-приемки этапа ОКР по спорному этапу не зафиксирован.
При этом заказчиком обязательство по приемке выполненных работ по этапу N 2 государственного контракта выполнено в срок, установленный пунктом 5.7 государственного контракта.
Следовательно, нарушение срока выполнения обязательства по этапу ОКР, определяемое датой подписания заказчиком акта, влечет начисление пени, предусмотренной п.п.8.3.2 и 8.3.3 государственного контракта.
Принимая во внимание изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что обязательства по государственному контракту считаются выполненными с момента представления заказчику результатов выполненных работ является неправомерным и противоречит действующему законодательству и условиям государственного контракта, а требование истца об уплате пени за нарушение срока исполнения обязательства по этапу N 2 государственного контракта является законным и обоснованным.
АО "НПО Лавочкина" предоставило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит апелляционную жалобу Госкорпорации "Роскосмос" оставить без удовлетворения, а решение Арбитражного суда города Москвы без изменения.
Проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что между Госкорпорацией "Роскосмос" (заказчик) и ФГУП "Научно-производственное объединение им. С.А.Лавочкина" (АО "Научно-производственное объединение им. С.А.Лавочкина") (головной исполнитель) был заключен государственный контракт от 23.09.2016 г. N 361-7524/16/121 (шифр:ОКР "Спектр-РГ"), согласно которому головной исполнитель обязуется выполнить в соответствии с условиями государственного контракта опытно-конструкторскую работу на тему: "Создание космического комплекса, включающего космическую обсерваторию для исследований астрофизических объектов в рентгеновском диапазоне спектра электромагнитного излучения" и своевременно сдать заказчику созданную научно-техническую продукцию в порядке и в сроки, предусмотренные государственным контрактом (п.1.1 государственного контракта).
В соответствии с п.3.5 государственного контракта оплата ОКР (этапа ОКР) производится в течение 30 рабочих дней с даты утверждения заказчиком акта сдачи-приемки этапа ОКР путем перечисления денежных средств с лицевого счета заказчика на расчетный счет головного исполнителя с учетом ранее выплаченного аванса.
Согласно п.2.1 государственного контракта в редакции дополнительного соглашения к государственному контракту от 23.04.2019 г. N 13, ОКР выполняется головным исполнителем в полном соответствии с требованиями технического задания и дополнений N N 1-9 к техническому заданию на ОКР (приложение N 1 к государственному контракту).
В соответствии с п.2.2 государственного контракта, содержание этапов ОКР и сроки выполнения установлены в ведомости исполнения (приложение N 2 к государственному контракту).
Согласно ведомости исполнения к государственному контракту, в том числе, в редакции дополнительного соглашения к государственному контракту от 23.01.2019 г. N 11, срок выполнения работ по этапу N 2: начало - 01.07.2016 г., окончание - 30.03.2019 г., цена этапа N 2 - 62 941 400,00 рублей.
Согласно п.4.3 государственного контракта, датой исполнения обязательств головного исполнителя по этапам государственного контракта является дата утверждения заказчиком акта сдачи-приемки этапа ОКР.
Как следует из материалов дела, акт сдачи-приемки этапа ОКР по этапу N 2 утвержден заказчиком 04.04.2019 г.
В связи с тем, что ответчиком нарушен срок исполнения обязательства, истцом в адрес ответчика направлено требование от 07.06.2019 г. N МХ-6221 об уплате пени за просрочку исполнения обязательства по государственному контракту. Ответчик письмом от 25.07.2019 г. N 70/17654 отказал в удовлетворении претензионных требований. Истец не согласился с доводами ответчика, о чем сообщил в письме от 14.08.2019 г. N 80-19452.
Согласно ст.309 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (ст.ст.401 и 777 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст.330 Гражданского кодекса РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с п.п.8.3.2 и 8.3.3 государственного контракта, в случае просрочки исполнения головным исполнителем обязательств, предусмотренных государственным контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения головным исполнителем обязательств, предусмотренных государственным контрактом, заказчик направляет головному исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) в размере, определенном в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
В соответствии с п.4.3 контракта, датой исполнения обязательств головного исполнителя по этапам контракта является дата утверждения заказчиком акта сдачи-приемки этапа ОКР.
Согласно п.5.4 контракта, головной исполнитель не позднее срока окончания работ по этапу, а также не позднее срока окончания выполнения работ, указанного в п.4.1 контракта, представляет заказчику с сопроводительным письмом акт сдачи-приемки этапа ОКР.
В соответствии с п.5.7 контракта, заказчик в течение 35 календарных дней с момента получения отчетных документов принимает выполненные работы или предъявляет головному исполнителю обоснованные замечания или претензии по результатам выполнения ОКР (этапа ОКР) в случае обнаружения факта отступления головным исполнителем от условий государственного контракт и требований ТЗ. В данном случае заказчик оформляет и направляет в адрес головного исполнителя отказ с перечнем необходимых доработок и с указанием сроков их выполнения.
Согласно п.6.3.1 контракта, головной исполнитель обязан выполнить ОКР (этап ОКР) в соответствии с утвержденным заказчиком ТЗ и предъявить заказчику результаты, в том числе разработанные согласно государственному контракту отчеты, научно-техническую, рабочую, конструкторскую и иную документацию, а также изготовленные макеты, стенды, экспериментальные и опытные образцы в предусмотренный государственным контрактом срок.
В соответствии со ст.773 Гражданского кодекса РФ, исполнитель в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обязан выполнить работы в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать заказчику их результаты в предусмотренный договором срок.
Как следует из материалов дела, акт сдачи-приемки этапа N 2 ОКР представлен истцу сопроводительным письмом от 15.03.2019 г. N 217/5816 (зарегистрирован истцом 15.03.2019 г. N 80-9930). Согласно акту сдачи-приемки, работа выполнена в полном объеме и соответствует техническому заданию.
Таким образом, судом сделан верный вывод о том, что ответчиком в установленный контрактом срок переданы истцу все отчетные документы и акты сдачи-приемки выполненных работ, тем самым надлежащим образом и в срок исполнены обязательства, предусмотренные п.п.5.4 и 6.3.1 контракта и ст.773 ГК РФ.
При этом судом правомерно учтено, что, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 15.10.2019 г. N 305-ЭС19-12786, условие контракта, определяющее дату исполнения обязательств по отдельным этапам как дату подписания заказчиком акта сдачи выполненного этапа работ, не должно ставить в зависимость от усмотрения заказчика период ответственности исполнителя за нарушение сроков выполнения работ. Право заказчика осуществлять приемку в течение установленного контрактом срока после поступления отчетной документации не отменяет право головного исполнителя выполнить работу в течение предусмотренного ведомостью исполнения срока и предъявить работу к сдаче в последний день срока без учета времени на приемку работ.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований является правильным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266-269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.12.2019 г. по делу N А40-269504/19-27-2154 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (Госкорпорации "Роскосмос") - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
П.А. Порывкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-269504/2019
Истец: ГК ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС"
Ответчик: АО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИМ. С.А.ЛАВОЧКИНА"