г. Пермь |
|
29 апреля 2020 г. |
Дело N А50-36407/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Муравьевой Е.Ю.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Северного территориального отдела на решение Арбитражного суда Пермского края от 11 февраля 2020 года, вынесенное путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, по делу N А50-36407/2019
по заявлению акционерного общества "Тандер" (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (ОГРН 1055901619168, ИНН 5904122386) в лице Северного территориального отдела
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Акционерное общество "Тандер" (далее - заявитель, Общество, общество "Тандер") обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Северного территориального отдела (далее - административный орган, Отдел) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 21.10.2019 N 4760, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде штрафа в размере 11 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть от 11.02.2020, мотивированное решение изготовлено 16.03.2020), требования акционерного общества "Тандер" удовлетворены. Вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Северного территориального отдела постановление по делу об административном правонарушении от 21.10.2019 N 4760, которым акционерное общество "Тандер" привлечено к административной ответственности по статье 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей, признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о законности постановления и соблюдении порядка его вынесения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова участвующих в деле лиц, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (08.04.2020).
16.04.2020 от АО "Тандер" поступило ходатайство об ознакомлении с материалами дела в электронном виде.
23.04.2020 АО "Тандер" был предоставлен доступ для ознакомления с материалами дела в электронном виде.
Заявитель письменный отзыв на апелляционную жалобу, в срок установленный определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020 (до 08.04.2020), а также после ознакомления с материалами дела в электронном виде, не представил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от 23.08.2019 N 2019 должностными лицами Отдела проведена плановая выездная проверка деятельности заявителя, по результатам проверки составлен акт проверки от 19.09.2019 N 2160, фиксирующий выявленные нарушения.
По факту выявленного нарушения 10.10.2019 уполномоченным должностным лицом административного органа в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении N 6277.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом Отдела вынесено оспариваемое заявителем постановление от 21.10.2019 N 4760, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.
Как следует из содержания оспариваемого Обществом постановления Отдела от 21.10.2019, основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил установленный факт размещения (выкладки) в торговом зале магазина общества "Тандер" по адресу: Пермский край, г. Чердынь, ул. Советская, 16, молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов способом, не позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов (в морозильном ларе с маркировкой "Продукты без заменителя молочного жира" осуществляется совместное хранение мороженого без заменителя молочного жира и мороженого с маркировкой "с заменителем молочного жира").
Приведенные обстоятельства, с позиции Отдела, свидетельствуют о нарушении требований статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее также - Закон N 2300-1), пункта 33 (1) Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи отдельных видов товаров, Правила N 55).
Не согласившись с указанным постановлением Отдела от 21.10.2019 N 4760, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу в пределах установленного статьей 208 АПК РФ срока.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании статьи 14.15 КоАП РФ нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее также - Закон N 2300-1), которым в том числе нормативно определен порядок реализации требований потребителей, связанных с обнаружением недостатков в товаре.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (далее - Правила продажи отдельных видов товаров), в пункте 1 которых установлено, что они разработаны в соответствии с Законом о защите прав потребителей и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
В соответствии с п. 5 Правил продавец при осуществлении своей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации и осуществлению торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вместе с тем продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров (п. 11).
Согласно п. 15 Правил продажи отдельных видов товаров информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров (п. 15).
В соответствии с пунктом 33 (1) Правил продажи отдельных видов товаров в торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира".
Таким образом, размещение вышеназванных продуктов в соответствии с пунктом 33 (1) Правил должно производиться при соблюдении одновременно двух условий: 1) способ размещения должен позволять покупателю визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов 2) размещенные товары должны сопровождаться информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира".
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из содержания оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности следует, что в рассматриваемом случае АО "Тандер" привлечено к административной ответственности за нарушение правил продаж отдельных видов товаров, выразившееся в размещении (выкладке) в торговом зале магазина общества "Тандер" по адресу: Пермский край, г. Чердынь, ул. Советская, 16, молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов способом, не позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов (в морозильном ларе с маркировкой "Продукты без заменителя молочного жира" осуществляется совместное хранение мороженого без заменителя молочного жира и мороженого с маркировкой "с заменителем молочного жира").
Между тем, суд первой инстанции, с учетом представленных в дело доказательств установил, что в протоколе (акте) санитарно-эпидемиологического обследования от 27.08.2019, акте проверки, протоколе об административной правонарушении, оспоренном постановлении Отдела не указаны идентифицирующие продукции, ее состав, и, что в морозильном ларе хранилась как молочная продукция "без заменителя молочного жира", так и молочная продукция "с заменителем молочного жира". Не зафиксированы в акте проверки, протоколе об административной правонарушении, оспоренном постановлении Отдела факты того, что продукция не имеет ценников, иных идентификаторов, содержащих соответствующую информацию, позволяющую потребителям визуально отделить продукцию "без заменителя молочного жира" и продукцию "с заменителем молочного жира".
Оспаривая постановление, Общество со ссылкой на представленную фотографию указывает, что соблюдение требования пункта 33(1) Правил N 55 обеспечивается путем нанесения соответствующей информации на ценники реализуемой продукции, что не противоречит нормативным предписаниям.
Указанное позволило суду прийти к выводу, что Отделом в нарушение части 4 статьи 210 АПК РФ достоверно не доказано, что фактически в морозильном ларе хранилась и предназначена к реализации как молочная продукция "без заменителя молочного жира", так и молочная продукция "с заменителем молочного жира". Следовательно, Отделом не установлены все юридические факты для целей привлечения к ответственности Общества за выявленное нарушение, поскольку достоверно не доказано нарушение заявителем пункта 33(1) Правил N 55.
Выводы суда являются верными. Основания для иной оценки представленных в дело доказательств апелляционный суд не усматривает.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие (недоказанность) события, состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции полагает приведенные в апелляционной жалобе доводы несостоятельными и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, не опровергающими выводы суда первой инстанции.
Доводам, приведенным в апелляционной жалобе административного органа, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств и установленных по делу обстоятельств судом первой инстанции дана правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен. Оснований для иной оценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края, принятое в порядке упрощенного производства (резолютивная часть от 11.02.2020, мотивированное решение изготовлено 16.03.2020), по делу N А50-36407/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края
Судья |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-36407/2019
Истец: АО "ТАНДЕР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ