г. Челябинск |
|
29 апреля 2020 г. |
Дело N А07-40944/2019 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бояршиновой Е.В.
рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аристократъ" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2020 по делу N А07-40944/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось общество с ограниченной ответственностью "Аристократъ" (далее - заявитель, ООО "Аристократъ", общество) с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей (далее -Комитет, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 874-Д-519 от 21.11.2019 о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на отсутствие доказательств наличия умысла в действиях общества при подаче отчетности, судом первой инстанции не в полной мере рассмотрено административной дело, что указывает на допущенные процессуальные нарушения. Также административным органом допущено нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, срока рассмотрения дела. Полагает необходимым применение положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее - Закон N 294-ФЗ).
20.04.2020 в апелляционный суд поступили дополнения к апелляционной жалобе, где общество ссылается на поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 N ММ-П36-1945, в связи с чем должно быть освобождено от административной ответственности и уплаты штрафа.
В представленном отзыве административный орган ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в оспариваемой части. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 1 кв. 2019 г. общество имело лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания Г 412643 регистрационный номер 02РПО0002041 выданную Государственным комитетом Республике Башкортостан по торговле и защите прав потребителей 18.12.2018, сроком действия по 17.12.2019. В соответствии с приложением к данной лицензии места нахождения обособленных подразделений лицензиата, осуществляющих лицензируемый вид деятельности в объектах торговли, находятся по адресу: 452754, Республика Башкортостан, Туймазинский р-н, г. Туймазы, ул. Мичурина, д. 1, офис 7, этаж 1 (буфет); 452750, Республика Башкортостан, Туймазинский р-н, г. Туймазы, ул. Ленина, д. 5, офис 2 (буфет); 452751, Республика Башкортостан, Туймазинский р-н, г. Туймазы, пер. Луначарского, д. 2А (буфет); 452773, Республика Башкортостан, Туймазинский р-н, с. Татар-Улкан, ул. Ленина, д. 1, офис 1 (буфет).
Согласно информации о лицензии, выгруженной из личного кабинета сайта федеральной службы Росалкогольрегулирования https://service.fsrar.ru/cabiN et/home, КПП данных объектов торговли - 026945006, 026945005, 026945003, 026945007, соответственно.
В соответствии с заданием N 10-д от 23.04.2019 на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями Комитетом осуществлен анализ информации о деятельности юридического лица по исполнению порядка и сроков представления декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции за 1 кв. 2019 г., содержащейся в федеральной государственной информационной системе Росалкогольрегулирования в отношении ООО "АристократЪ".
Мероприятие по контролю без взаимодействия с обществом проведено в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований (далее -наблюдение) посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица, посредством использования ЕГАИС.
В соответствии с данными Росалкогольрегулирования "Сводные данные по организациям сдавшим/не сдавшим декларации по форме 11 за 1 квартал 2019 года", из которых следует, что по состоянию на 23.04.2019 декларация ООО "АристократЪ" не представлена.
Таким образом, административным органом установлены нарушения п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 26 Федеральным законом N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), п. 15 Правил.
По результатам проверки, в отношении ООО "Аристократъ" составлен протокол об административном правонарушении N 519 от 08.08.2019 и вынесено постановление N 874-Д-519 от 21.11.2019 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Аристократъ" обратилось с настоящим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях общества правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, а также отсутствию процессуальных нарушений.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере налогообложения деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в искажении информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом N 171-ФЗ, а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии пунктом 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять декларирование объема:
перевозок-этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, указанных в абзаце пятом пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ, а именно:
перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) й нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, а также об объеме винограда, использованного для производства коньяка, вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина и виноматериалов.
Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда" (в редакции действовавшей на рассматриваемый период от 29.12.2017 N 5).
Правила устанавливают порядок представления деклараций об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции; об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (пункт 1 Правил).
Обязанность представления деклараций, указанных в пункте 1 Правил, возложена на организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (пункт 2 Правил).
В силу пунктов 13, 14 Правил организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие производство, хранение, поставки и розничную продажу (при наличии соответствующей лицензии) вина, игристого вина (шампанского), представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 11; а организации, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению N 12.
Декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 15 Правил).
Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи" (пункт 16 Правил).
Исходя из требований пункта 19 Правил декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляющими розничную продажу (при наличии соответствующей лицензии) вина, игристого вина (шампанского), а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя, сельскохозяйственного товаропроизводителя, осуществляющего розничную продажу (при наличии соответствующей лицензии) вина, игристого вина (шампанского).
Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации, сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие розничную продажу (при наличии соответствующей лицензии) вина, игристого вина (шампанского), и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование) в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При представлении деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к Правилам, в форме электронного документа используется формат, установленный Росалкогольрегулированием. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для приема указанных деклараций используют программное обеспечение Росалкогольрегулирования.
При представлении декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Следовательно, законодательством установлена обязанность организаций и (или) индивидуальных предпринимателей представлять декларации утвержденной формы в электронном виде в Росалкогольрегулирование и (или) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что в соответствии с данными Росалкогольрегулирования "Сводные данные по организациям сдавшим/не сдавшим декларации по форме 11 за 1 квартал 2019 года" по состоянию на 23.04.2019 декларация обществом не представлена.
Таким образом, установлены нарушения пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, пункта 15 Правил.
Доказательств, подтверждающих исполнение обязанности в установленный срок в материалы дела ООО "Аристократъ" не представлено.
При таких обстоятельствах следует считать доказанным наличием в действия общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена стать 15.13 КоАП РФ.
Факт нарушения указанного нормативного требования заявителем подтверждается протоколом об административном правонарушении от 08.08.2019 N Д-519 и иными доказательствами, представленными в материалы дела.
Следовательно, в действиях общества имеется объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вина привлекаемого лица в силу требований части 2 статьи 2.1 КоАП РФ и статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должна быть установлена и доказана административным органом при вынесении постановления.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вопрос о наличии вины ООО "Аристократъ" в совершении административного правонарушения административным органом исследован, при производстве по делу об административном правонарушении вина общества в совершении административного правонарушения установлена применительно к обстоятельствам дела, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения установлена судом первой инстанции, следует из обстоятельств дела и подтверждена материалами, представленными административным органом. Из обстоятельств совершения правонарушения следует, что общество не обеспечило выполнение обязательных требований, установленных действующим законодательством в области алкогольного регулирования.
Доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения требований закона, а также доказательства объективной невозможности исполнения действующего законодательства обществом не представлены. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения.
Поскольку доказательств наличия объективных препятствий для надлежащего исполнения обществом возложенной на него обязанности, а также доказательств совершения обществом действий, направленных на надлежащее исполнение требования действующего законодательства, материалы дела не содержат, следует признать подтвержденной вину заявителя в совершении вмененного ему правонарушения.
Суд апелляционной инстанции не усматривает со стороны административного органа процессуальных нарушений, влекущих за собой признание незаконным и отмену постановления о назначении административного наказания, по безусловным основаниям, соответствующие доводы подлежат отклонению на основании следующего.
Так, податель апелляционной жалобы, ссылаясь на не применение положений Закона N 294-ФЗ, не учитывает следующего.
В соответствии с п. 1.1. Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14.03.2013 года N 87 Государственный комитет является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции в том числе региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) может осуществляться в том числе посредством организации и проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В силу пункта 7 части 1 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относится в том числе наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган государственного контроля (надзора).
Согласно части 2 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В силу пункта 3.71 Положения Государственный комитет в соответствии с возложенными на него задачами уполномочен проводить мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В целях осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции Государственным комитетом на основании задания на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 23.04.2019 г. N 10-д (л.д. 40) в отношении ООО "Аристократъ" осуществлено наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица по исполнению порядка и сроков представления деклараций об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2019 г., содержащейся в федеральной государственной информационной системе Росалкогольрегулирования в период с 01.01.2019 г. по 31.03.2019 г. (далее - наблюдение).
Таким образом, указанное мероприятие по контролю без взаимодействия с обществом не является плановой или внеплановой проверкой деятельности общества, поскольку проведено в рамках предусмотренных действующим законодательством полномочий по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, мероприятия, предусмотренные Законом N 294-ФЗ, проводились уполномоченным лицом в установленном порядке.
Иных процессуальных нарушений административным органом не допущено.
Так, извещение о необходимости явки 08.08.2019 к 10 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении от 08.05.2019 направлено в адрес общества по его юридическому адресу, конверт с извещением вернулся с отметкой об истечении срока хранения, в данном случае в силу положений статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" ООО "Аристократъ" несет последствия неполучения корреспонденции по адресу, указанном в качестве юридического (л.д.. 49-53).
Протокол от 08.08.2019 N Д-519 составлен в отсутствие законного представителя ООО "Аристократъ", извещенного надлежащим образом. (л.д. 54-55).
Определением от 08.08.2019 назначено рассмотрение дела об административном правонарушении на 03.10.2019 на 14 час. 30 мин., определение направлено обществу по почте (л.д. 56) и получено последним 15.08.2019 (л.д. 57).
Определением от 03.10.2019 рассмотрение административного дела отложено на 21.11.2019 на 14 час. 30 мин (л.д. 63), копия определения направлена в адрес общества и получена ООО "Аристократъ" 07.10.2019 (л.д. 64).
Материалы административного дела рассмотрены 21.11.2019 в отсутствие представителя общества, копия постановления N 874-Д-519 направлена в адрес общества.
Таким образом, ООО "Аристократъ" административным органом извещено надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Доводы подателя апелляционной жалобы о нарушении срока составления протокола об административно правонарушении, рассмотрении дела не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку указанные действия совершены административным органом в пределах сроков, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
В рассматриваемом случае ООО "Аристократъ" допустило нарушение непредставления декларации за 1 квартал 2019 года (с учетом выходных дней) не позднее 22.04.2019, следовательно, последним днем привлечения к административной ответственности является 23.04.2020.
Таким образом, оспариваемое постановление принято административным органом в пределах срока привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции не нашел оснований для признания правонарушения малозначительным.
Так, согласно статье 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из разъяснений пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Однако материалы дела не содержат доказательств, указывающих на исключительный характер допущенного обществом правонарушения.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Между тем фактические обстоятельства совершения правонарушения, свидетельствуют о создании существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере алкогольного регулирования, что исключает возможность признания данного правонарушения малозначительным.
Наказание назначено в пределах санкции статьи.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, предусмотренное санкцией статьи особенной части КоАП РФ наказание, не предусматривающее предупреждения, может быть заменено на предупреждение при одновременном наличии следующих обстоятельств: 1) субъект административной ответственности - лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическое лицо, является субъектом малого или среднего предпринимательства; 2) административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 3) правонарушение совершено впервые; 4) отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Суд не усматривает оснований для замены административного штрафа на предупреждение, поскольку постановлением от 14.03.201 N 231-Д-250 ООО "Аристократъ" привлекалось к административной ответственности по статье 15.23 КоАП РФ (л.д. 67-69), что свидетельствует об отсутствии обязательного условия замены штрафа на предупреждение - совершение правонарушения впервые.
Довод о применении обратной силы закона, со ссылкой на смягчение ответственности, установленного поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 N ММ-П36-1945 не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку основан на неверном толковании указанного акта и положений статьи 1.7 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 1.7 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (часть 2).
Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Между тем, поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 N ММ-П36-1945 не относится к законам Российской Федерации, и содержит указание только на приостановление назначения проверок, в то время как проверка в отношении общества уже проведена.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления общества.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2020 по делу N А07-40944/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аристократъ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-40944/2019
Истец: ООО "АРИСТОКРАТЪ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ТОРГОВЛЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Третье лицо: Колесников Н.Ю., ООО Колесников Н.Ю. представитель "Аристократъ"