г. Киров |
|
06 мая 2020 г. |
Дело N А28-12962/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2019 по делу N А28-12962/2019
по заявлению акционерного общества "Куприт" (ИНН: 4346049110; ОГРН: 1024301305654)
к государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН: 4345049124; ОГРН: 1024301334089)
о признании недействительным предписания,
установил:
акционерное общество "Куприт" (далее - заявитель, Общество, АО "Куприт") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, ГЖИ Кировской области, Инспекция, надзорный орган) от 31.07.2019 N 62/2478/19П.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2019 заявленные требования удовлетворены: суд первой инстанции признал оспариваемое предписание Инспекции от 31.07.2019 недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Куприт" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, отсутствие контейнера в пределах 100-метровой зоны от жилых домов, расположенных по адресам: Кировская область, Просницкий район, д.Векшино, ул.Пригородная, д.7, а также г.Кирово-Чепецк, ул. Речная, д.1, свидетельствует о том, что между региональным оператором и потребителями не возникли правоотношения по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку гражданам некуда выносить мусор, а оператору неоткуда его забирать. В этой связи Инспекция приходит к выводу о наличии со стороны АО "Куприт" нарушений требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выразившихся в не оказании коммунальных услуг и взимании платы за не оказанную коммунальную услугу. Надзорный орган указывает, что договор о предоставлении услуги по обращению с ТКО в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий не заключен. В жалобе Инспекция ссылается на иные случаи исполнения Обществом предписания ГЖИ Кировской области с аналогичными требованиями.
АО "Куприт" представило мотивированный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергло доводы Инспекции, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 17.02.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 18.02.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Определением от 27.03.2020 судебное заседание, назначенное на 14 час. 35 мин. 30.03.2020, перенесено на 10 час. 50 мин. 06.05.2020. Стороны представили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
06.05.2020 стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность Решение Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 15.07.2019 по 31.07.2019 на основании приказа и.о. заместителя начальника ГЖИ Кировской области от 11.07.2019 N 2478/2019 (л.д.68-70) Инспекцией в отношении АО "Куприт" проведена внеплановая документарная проверка АО "Куприт" с целью проверки фактов, изложенных в обращениях граждан.
В частности, 26.06.2019 в ГЖИ Кировской области поступило электронное сообщение Гуриной Н.М. об отсутствии мусорного контейнера, а также о действиях ЖЭК-7 и жильцов дома по ул. Молодежная, 15, которые организовали свалку у частных домов по ул.Молодежная, д. 25, д. 27, ул. Речная, д. 1 (л.д.67).
02.07.2019 в ГЖИ Кировской области поступило письмо Галкина В.Ф., в котором он просил провести проверку по факту законности начисления ему платы за услугу по обращению с ТКО за период с января по апрель 2019 года, поскольку в указанный период он не проживал в жилом доме N 7 по ул. Пригородная д. Векшино Просницкий р-н Кировской области (территория дачного участка).
В ходе проверки надзорным органом установлено, что Общество при оказании услуги по обращению с ТКО для нужд потребителей, проживающих в жилом доме N 1 по ул. Речная в г. Кирово-Чепецке, действовало в соответствии с требованиями пункта 17 приложения N 1 к Правилам N 354.
В отношении действий Общества при предоставлении услуги по обращению с ТКО для потребителя, проживающего в жилом доме N 7 по ул. Пригородная в д. Векшино Кирово-Чепецкого района, ответчик указал на факт нарушения, выразившегося в неосуществлении перерасчета платы за период не предоставления услуги по обращению с ТКО с 01.01.2019 по 30.04.2019 в соответствии с требованиями пунктов 98, 148(22), 148(24), 148(45), 148(46), 148(47) Правил N 354, пункта 17 приложения N 1 к Правилам N 354. Также актом зафиксировано допущенное органом местного самоуправления нарушение по соблюдению требований действующего законодательства при создании площадок накопления ТКО для потребителя, проживающего в жилом доме N 7 по ул. Пригородная в д. Векшино Кирово-Чепецкого района.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 31.07.2019 N 19/42/5297 (л.д.22-30).
В целях устранения выявленных нарушений Инспекция выдала в адрес АО "Куприт" предписание от 31.07.2019 N 62/2478/19П (скорректированное ответчиком в ходе рассмотрения дела в суде) с требованием в срок до 31.09.2019 устранить выявленные нарушения обязательных требований, указанных в акте от 31.07.2019, и обеспечить соблюдение обязательных требований при начислении платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом доме по адресу: Кирово-Чепецкий район, д. Векшино, ул. Пригородная, д. 7 (далее - Дом N 7), а именно: произвести снятие излишне начисленной платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период январь - апрель 2019 года собственникам (нанимателям) жилого дома для приведения деятельности Общества в соответствие с пунктами 148(45), 148 (47) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) (л.д. 135).
Полагая, что предписание Инспекции от 31.07.2019 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества, АО "Куприт" обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу статьи 201 АПК РФ является основанием для признания его недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом регионального государственного жилищного надзора по итогам проведенной в отношении Общества внеплановой документарной проверки. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний у заявителя не имеется, выяснению подлежит наличие у Общества обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о недействительности оспариваемого предписания надзорного органа исходя из следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесены разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ) в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
В статье 13.4 Закона N 89-ФЗ определены требования к местам (площадкам) накопления отходов. Согласно пункту 1 названной нормы накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. В пункте 3 указано, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила N 1039).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (пункт 3 Правил N 1039).
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11 Правил N 1039).
Из письма администрации Просницкого сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области от 12.07.2019 N 396-03-23 следует, что сбор ТКО в д.Векшино осуществляется в четыре контейнера, места накопления ТКО включены в реестр мест накопления ТКО муниципального образования Кирово-Чепецкий район. Для потребителей, проживающих по адресу: д.Векшино, ул.Пригородная, д.7, ближайшее место накопления ТКО расположено по адресу: д.Векшино, ул. Пригородная, д.32. Расстояние от дома N 7 до ближайшего места накопления ТКО ориентировочно составляет 180 м. Вывоз ТКО осуществляется 3-4 раза в неделю, контейнеры установлены в январе 2019 года (л.д.75).
На основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Кировской области от 24.04.2018 АО "Куприт" является с 01.01.2019 региональным оператором по обращению с ТКО.
Пунктом 148(12) Правил N 354, установлено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Согласно подпунктам "а", "г" пункта 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги; производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу подпунктов "а", "б" пункта 148(24) Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет, в том числе право: получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества; получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю для уплаты размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).
В пункте 148(45) Правил N 354 определено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Пунктом 148(47) Правил N 354 установлено, что объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю в жилом или нежилом помещении рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива накопления твердых коммунальных отходов за расчетный период или расчетной величины потребления коммунальной услуги, определенной в соответствии с пунктами 148(30) и 148(38) настоящих Правил в зависимости от способа расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз); допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C; за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам.
Пункт 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10) определяет, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Оспариваемым предписанием на Общество возложена обязанность произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период январь - апрель 2019 года. Правовое обоснование названного требования содержит ссылку на пункты 148(45), 148(47) Правил N 354.
В обращении от 27.06.2019 собственник жилого дома в качестве основания перерасчета платы указал на его временное отсутствие в доме в период с января по апрель 2019 года, что исключало возможность появления ТКО.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд приходит к выводу о том, что данные доводы ответчика не свидетельствуют о наличии оснований для выдачи оспариваемого предписания в части осуществления перерасчета (снятие) излишне начисленной платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в силу следующего.
Пунктом 91 Правил N 354 предусмотрено, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.
Между тем доказательства обращения Галкина В.Ф. в АО "Куприт" с заявлением о перерасчете платы за вывоз ТКО в связи с временным отсутствием, как до начала периода отсутствия, так и после него в соответствии с требованиями пункта 91 Правил N 354 в материалах дела отсутствуют.
Также Инспекцией не доказано, что в период с января по апрель 2019 года АО "Куприт" предоставляло коммунальную услугу по вывозу ТКО по Дому N 7 ненадлежащего качества, нарушений периодичности вывоза ТКО ответчик не устанавливал.
При таких обстоятельствах факт нарушения Обществом требований пунктов 148(45), 148(47) Правил N 354 ГЖИ Кировской области не доказан.
Вопреки доводам жалобы сам по себе факт расположения указанной контейнерной площадки на расстоянии более 100 м от жилого дома N 7 не свидетельствует о правомерности требований оспариваемого предписания исходя из имеющейся в деле совокупности доказательств. Отсутствие контейнера в пределах 100-метровой зоны от дома N 7 не свидетельствует о законности предписания, поскольку организация мест накопления ТКО и утверждение схемы размещения ТКО отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Предписание, правовые основания для выдачи которого надзорным органом не доказаны, нарушает права и законные интересы заявителя тем, что без должных оснований возлагает на него дополнительные обязанности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительным оспариваемого предписания надзорного органа. Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, правомерно удовлетворил требование заявителя.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о правомерности позиции ответчика, в этой связи отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2019 по делу N А28-12962/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-12962/2019
Истец: АО "Куприт"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области
Хронология рассмотрения дела:
06.05.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-624/20
06.12.2019 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-12962/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-12962/19
19.09.2019 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-12962/19